Все  на Матч

Все на Матч

Этой весной после реконструкции откроются «Лужники» – главный стадион России. Именно отсюда когда-то улетел в небо олимпийский мишка. Здесь свой последний концерт дала легендарная группа «Кино». В «Лужниках» был сыгран самый восточный в истории финал Лиги чемпионов. Теперь это будет основная арена чемпионата мира по футболу – 2018. «Фишкой» обновленного стадиона станет гигантская медиакровля, на которую будет транслироваться результат игр. Какие еще интересные решения нашли конструкторы арен мундиаля и в чем им помогли полимеры?

Трава с полиэтиленом

Стадион «Лужники» отправили на реконструкцию в 2013 году, чтобы привести в соответствие требованиям ФИФА – расширить, улучшить обзор для зрителей, усовершенствовать технически и, главное, заменить искусственный газон на натуральный. Со всеми этими новшествами, которые болельщики смогут лицезреть в ближайшие месяцы, полимеров заметно прибавилось.

Главное – арена обзавелась новой кровлей из поликарбоната и таким же козырьком длиной 11 м. 30-миллиметровое покрытие ударопрочное. При этом в кровлю вмонтированы светодиоды – благодаря этому она превратилась в медиа­экран. Увидеть трансляции можно будет с Воробьевых гор, Третьего кольца и Комсомольского проспекта.
Навес предназначен для защиты болельщиков от капризов погоды и яркого солнца – это его основная функция. Но отсекая лучи от трибун, он не должен затенять поле, иначе невозможно поддерживать хорошее состояние газона. Обычное стекло не подойдет: слишком хрупкий материал, а если разобьется, осколки могут травмировать зрителей. Пластик – другое дело.

«Из поликарбоната идеально изготовление легких конструкций с длинными пролетами, которые пропускают свет. Материал технологичен и экологичен в производстве и использовании. Под прозрачной крышей лучше приживается и растет газон. Поликарбонат отражает солнечные лучи, предохраняя от перегрева, а благодаря перспективным разработкам может к тому же производить электричество от солнца», – рассказывает Алексей Поляков, соучредитель и член правления совета по экологическому строительству.

Сердце «Лужников» – футбольное поле – тоже не обошлось без полимерной «присадки». Тот самый натуральный газон, что требует ФИФА, намного сложнее в уходе, чем его искусственный аналог. Суровый российский климат создает дополнительные проблемы: из-за перепадов температур и осадков газон «расползается». Чтобы поддерживать поле «в форме», на столичной арене прибегли к хитрости: трава будет «прошита» мягкими полиэтиленовыми волокнами. Разработчики технологии из компании «СИС РУС» утверждают, что газон укрепится, но будет соответствовать всем требованиям по минимизации травм футболистов.

«Подушки» из ETFE

Кровля из поликарбоната, пожалуй, самый популярный выбор застройщиков. На сочинском стадионе «Фишт», который уже был главной ареной крупного турнира – Олимпиады-2014, им покрыты две боковые трибуны и крыша. На стадионе в Нижнем Новгороде прозрачные козырьки из поликарбоната будут защищать зрителей от непогоды, так же как на арене Самары. Однако при подготовке к чемпионату-2018 опробованы и другие решения.

«Поликарбонатной крыше нужна защита от ультрафиолета. Без нее материал может помутнеть», – объясняет Алексей Поляков. Поэтому на петербургском стадионе «Крестовский» крышу покрыли тонкой, легкой, но прочной мембраной из этилфлуорэтилена. Чаще встречается его сокращенное название – ETFE. «Этот материал в 1970-х разработали для авиационной и космической промышленности. Он пропускает свет, удерживает тепло и защищает от осадков. К тому же снег и пыль не задерживаются на поверхности мембраны», – пояснили в пресс-службе строительной компании «Фронт Инжиниринг».


Натуральное поле «Лужников» будет укреплено полиэтиленовыми волокнами
Покрытие, как мозаика, собрано из фрагментов разных размеров. Каждый из них – это «подушка» из стального скелета, обтянутого двухслойной пленкой, куда закачан воздух. На неподвижной части крыши 36 таких «подушек» и почти вдвое больше на раздвижной. «Благодаря теплоизоляции и сухому воздуху в «подушках» крыши в чаше стадиона будет хорошо сохраняться тепло», – поясняют в компании «Фронт Инжиниринг». Кстати, на мюнхенском стадионе «Альянц Арена» 2760 таких «подушек» образуют и крышу, и фасад. Каждая из них подсвечивается: во время домашних матчей «Баварии» – в красный цвет, а когда выступает сборная Германии – в белый.

На наших стадионах строители оказались более консервативны – арены облицованы металлическими конструкциями. Но полимеры и тут пригодились. В отличие от металла и дерева синтетические материалы не подвержены коррозии и гниению и обладают свойствами, которых нет у традиционных строительных материалов. «Ажурные металлические конструкции стадионов никак не смонтировать без применения подливочных и анкеровочных составов на основе полимеров. Даже старый добрый бетон, без которого не обходится ни одна стройка, немыслим без современных полимерных добавок», – говорит Антон Носов, технический директор Sika в России (производитель строительной химии).

Полезная добавка из ПВХ

Крышу стадиона «Крестовский» покрыли тонкой, но прочной полимерной мембраной
На стадионах, да и на всех значимых строительных объектах, полимеры в принципе активно используются для защиты металлических и железобетонных конструкций. Особенно часто для гидроизоляции. Ильдус Нагаев, руководитель технической службы СБЕ «Полимерные материалы и ПИР» корпорации «ТехноНИКОЛЬ», рассказывает, что для защиты крыши стадионов часто покрывают тонкой и легкой пленкой из поливинилхлорида (ПВХ). Та не пропускает воду, огнеупорна, задерживает ультрафиолетовые лучи и вдобавок удобна в использовании.

«Благодаря ее сравнительно небольшому весу снижается нагрузка на несущие конструкции объекта. Это делает его более безопасным и упрощает подъем материала для монтажа. А  монтировать пленку можно даже при отрицательных температурах – они никак не влияют на качество и надежность гидроизоляции», – поясняет он. Еще одно полезное свойство таких мембран – гибкость. «При этом цена материала не превышает стоимости традиционных аналогов, а в некоторых случаях она оказывается ниже», – уточняет Ильдус Нагаев.

А при гидроизоляции подземных частей стадионов не обходятся без жидких или рулонных полимерных покрытий. Главные их преимущества – долговечность, прочность, легкость, отменные физико-механические свойства и огнеупорность, поясняет Антон Носов. «Несколько лет назад наши европейские коллеги совместно с учеными из Института строительства, материалов и строительной физики провели ряд исследований и установили, что срок службы наших мембран может превысить 100 лет. Никакие другие гидроизо­ляционные материалы пока не могут похвастаться схожей долговечностью, подтвержденной лабораторными испытаниями», – говорит он.

Безопасность из полиуретана

Сложно представить стадион без зон для разминки. ФИФА предъявляет жесткие требования не только к  самому полю, но и к пространству вокруг него. Они распространяются и на используемые материалы – не менее 10 мм полиуретанового слоя. Такая поверхность не скользит под ногами и амортизирует, что снижает риск упасть и получить травму.

Поэтому полиуретановые составы также часто используют для покрытия трибун, укладки полов в холлах, подтрибунных и технических помещениях. Например, на трибунах стадиона в Самаре будет еще дополнительное многослойное защитное покрытие из полимерных композиций. Оно состоит из грунта, кварцевого песка, клея и того же полиуретана. В результате образуется прочный невидимый барьер от ультрафиолетовых излучений, осадков и механических повреждений. Есть и другие бонусы. «Такие покрытия имеют высокую механическую прочность и износостойкость, что делает их более долговечными по сравнению с широко распространенными бетонными полами и плиткой», – объясняет Антон Носов.

Сиденья из полипропилена

Еще одна конструкция из пластика, без которой точно немыслим ни один стадион, – кресла. На первый взгляд кажется, что они со временем не меняются. Условно говоря, сегодня точно такие, как и 10 лет назад. Но это не так. Из соображений безопасности требования к сиденьям каждый год становятся жестче, а потому постоянно совершенствуется их конструкция.

Конечно, главный критерий – прочность. Креслам угрожают не столько время и непогода, как не в меру ретивые болельщики. На современных футбольных стадионах при замене кресел даже проводят краш-тесты с участием наиболее активных ультрас. Второе обязательное условие – удобство для болельщиков. Например, кресла, которые устанавливают на стадионе в Нижнем Новгороде, сделаны из полипропилена повышенной прочности. Для большей надежности они будут крепиться к ступеням трибун с помощью полиамидных консолей или полиамидных ног-опор. Полиамид не ржавеет и не теряет своих свойств под воздействием осадков. Таким образом, уверяют разработчики модели, кресла со временем не потеряют своей эргономичной формы и прослужат еще долго после завершения чемпионата мира.

Мария Яковлева



почитать еще
«Гараж» для «летающей тарелки»

«Гараж» для «летающей тарелки»

История «Гаража» тесно связана с архитектурой. Первоначально музей размещался в здании Бахметьевского автобусного гаража в Москве (в честь которого и получил название), спроектированном конструктивистом Константином Мельниковым. Затем «Гараж» переехал в Парк Горького, во временный павильон, созданный Шигеру Баном, обладателем многих международных архитектурных премий. Таким образом, нынешнее здание – уже третий «дом» для «Гаража».

читать полностью
Истина в стекле

Истина в стекле

Идея появилась, можно сказать, случайно. Семь лет назад будущие партнеры по бизнесу посетили Международный архитектурно-строительный форум в Краснодаре, где увидели экспозицию с необычными, на их взгляд, материалами. Особое внимание привлекла стеклопластиковая арматура – она легче, прочнее и дешевле традиционных металлических аналогов. Мысль о развитии производства столь интересного продукта сразу же легла в основу совместного бизнеса.

читать полностью
Молодой пенсионер

Молодой пенсионер

Осенью в Москве появится городская электричка – аналог берлинской S-Bahn. Власти рассчитывают, что благодаря открытию пассажирского движения по железной дороге, проходящей почти по контуру Третьего кольца, удастся разгрузить метро. Говорится, что это чуть не самый современный транспортный проект за последние годы. «Нефтехимия РФ» узнала, как сделать «бархатный путь» и неломаемый бетон, но выяснила, что из-за бюрократических проволочек многие современные материалы все же не могут найти применение.

читать полностью