Идея появилась, можно сказать, случайно. Семь лет назад будущие партнеры по бизнесу посетили Международный архитектурно-строительный форум в Краснодаре, где увидели экспозицию с необычными, на их взгляд, материалами. Особое внимание привлекла стеклопластиковая арматура – она легче, прочнее и дешевле традиционных металлических аналогов. Мысль о развитии производства столь интересного продукта сразу же легла в основу совместного бизнеса.
Прорваться сквозь металл
Как вспоминает Дмитрий Котинев, сложным был поиск оборудования. Ни одного варианта, удовлетворившего по соотношению «цена – качество», не нашлось, а потому компаньоны стали изобретателями: методом проб и ошибок выработали собственную, как они говорят, технологию. Так в Таганроге (Ростовская область) появился завод композитных материалов «Армопласт», специализирующийся на стеклопластике. Сегодня на юге России это одно из самых известных предприятий по производству инновационных стройматериалов.

«Мы буквально по крупицам собирали информацию, пробовали разные элементы, постепенно устраняли недостатки», – вспоминает Дмитрий Котинев. Созданную производственную цепочку можно разложить на несколько звеньев. Сначала стеклянная нить, скрученная в бобины, поступает на линию и подается в ванну, где пропитывается компаундом. Затем на нее наносится оребрение, и она отправляется в печь полимеризации, а после – в ванну охлаждения. На финальных этапах продукт попадает в протяжной механизм, проходит автоматическую отрезку и фасовку. «Механизм скручивания стеклянной нити – наша разработка. Сейчас на заводе в различных комплектациях действуют две линии, которые оснащены бесфильерным механизмом формирования профиля. Это позволяет нам легко переходить с одного диаметра продукции на другой», – говорит Дмитрий Котинев.
Полимер, который используется, – эпоксидная смола ЭД-20 российского производства либо ее импортные аналоги. Это вещество проявляет свои свойства в соединении с отвердителем после реакции полимеризации. Оно устойчиво к воздействию кислот, галогенов, щелочей. Получается прочный монолитный материал, невосприимчивый к влаге, высоким температурам, ультрафиолету и химическим реактивам. Именно за эти характеристики стеклопластиковые композиты ценятся специалистами.
Предприниматели из Таганрога Дмитрий Котинев и Вадим Михайлюк бросили вызов традиционным технологиям и с нуля создали производство арматуры из стеклопластика. Несмотря на то что в сегменте армирующих материалов до сих пор правят бал металлы, композитный проект двух энтузиастов развивается.
На заводе «Армопласт» используется высокотемпературный отвердитель и собственный катализатор. «В производстве арматуры важен каждый элемент. Стеклянная нить должна быть обработана хорошим замасливателем, не «пушиться». Высокого качества должен быть и эпоксид», – комментирует Дмитрий Котинев. Избыток или недостаток отвердителя в составе негативно отражается на качестве продукта: снижается его прочность, устойчивость к нагреванию, сильнодействующим химическим веществам, а также воде.
Несмотря на то что стеклопластиковая арматура успешно применялась еще в бытность СССР, в современной России она пока не пользуется широким спросом: строительство – довольно традиционная сфера. Использование новых материалов требует изменения проекта, особых навыков рабочих и т.п. Специально думать об этом, конечно, никто не хочет, поэтому даже при серьезных преимуществах продукту нелегко завоевать симпатии клиента.

Малые отечественные заводы, выпускающие стеклопластиковую арматуру, едва дотягивают до объема производства в 10–20 км в месяц. Завод «Армопласт» выдает около 30 км стеклопластиковой арматуры в сутки – это неплохой показатель на отечественном рынке композитов. Но для понимания масштаба: самый крупный проект, в котором участвовал завод «Армопласт», – строительство Воронежской кондитерской фабрики – потребовал около 1 тыс. км арматуры.
Стеклопластик в законе
По оценкам партнеров, сегодня, чтобы ввести в строй цех по производству стеклопластиковой арматуры, нужно не менее 3–5 млн руб. Это серьезные вложения для субъекта малого и среднего предпринимательства. Кроме того, те, кто заинтересуется этим бизнесом, должны понимать его возможности и риски. Рынок вроде бы пустой – производителей стеклопластиковой арматуры не очень много. Но главная сложность в том, что приходится конкурировать преимущественно с многочисленными поставщиками традиционных материалов.
Рожденная в СССР
Первую полноценную технологию выпуска композитной арматуры диаметром 6 мм в конце 1960-х разработали советские специалисты. Такую арматуру производили из стойкого щелочного стекловолокна – максимально совместимого с бетоном. В отличие от стальных сеток или стальных волокон, оно совершенно не подвержено коррозии. Но из-за дефицита и дороговизны стеклопластика производство этой продукции не получило широкого распространения. Сейчас ситуация обратная: металл все больше дорожает, а стеклопластик становится все более доступным и дешевеет.
Один из главных аргументов таганрогских предпринимателей – цена продукта (стеклопластиковая арматура обходится примерно на 30–50% дешевле аналогов). На перспективу это преимущество может развиться. Дело в том, что необходимых смол и отвердителей российского происхождения пока очень мало. При производстве стеклопластиковой арматуры в основном используется зарубежное сырье, что, конечно, сказывается на стоимости конечной продукции. Выпуск эпоксидных смол и отвердителей – перспективный вариант для замещения импорта, о чем в последние годы говорится так много.
Основная проблема – металлическая арматура хорошо известна и понятна заказчикам, что сложно пока сказать о стеклопластике. «В отечественной строительной отрасли присутствует здоровый консерватизм. Я и сам считаю неправильным кидаться, как в омут головой, во все новое. Но и полностью отрицать инновационные технологии неразумно. Должна быть золотая середина», – отмечает Дмитрий Котинев. Поэтому реклама и продвижение продукта – основная задача. Предприниматели из Таганрога для этого использовали все возможности – от присутствия на строительных форумах до включения «сарафанного радио».
Сегодня, с гордостью говорят они, клиенты приходят со всей России. Один из запомнившихся заказов – на поставку материалов для армирования причальной стенки для военных кораблей в Мурманске.
Однако серьезной проблемой для дальнейшего роста является несовершенство нормативной базы. Только в 2012 году были введены в действие требования ГОСТ для композитной арматуры.
Как считает Дмитрий Котинев, реальный импульс для активного использования стеклопластика в строительстве дала бы новая методика расчета для проектировщиков. «Стеклопластиковая арматура по многим своим характеристикам превосходит металл. Например, композитная «восьмерка» держит такое же усилие на разрыв, как металлическая арматура 12-го диаметра. В тех конструкциях, где используется арматура на срыв (например, в ленточном фундаменте), можно сэкономить до 50% средств», – говорит он. Партнеры хотят предложить свою продукцию компаниям, занимающимся реализацией крупных инфраструктурных проектов федерального масштаба. Но при сохранении нынешних норм об этом остается только мечтать.
Евгений Марочкин,
генеральный директор производственно-коммерческого комбината «Опора» (Краснодар):
«Стеклопластиковая арматура – продукт интересный, но на российском рынке он пока не прижился. Такую арматуру приобретают в основном частные застройщики и физические лица. Предприятия берут редко, поскольку российским законодательством такой материал практически не регламентирован и не сертифицирован для высотного строительства. Поэтому крупные строительные компании используют, как правило, традиционную арматуру из металла – ту, которую им в проекты закладывают проектировщики. Наше предприятие тоже когда-то собиралось заниматься производством стеклопластиковой арматуры, но коллеги убедили этого не делать. Продукт, повторюсь, сегодня не пользуется широким спросом. Хотя я считаю, если бы были прописаны четкие регламенты, строители с удовольствием его приобретали бы. Ведь стеклопластиковая арматура почти наполовину дешевле равнопрочных металлических аналогов».
Цифры и факты об арматуре из стеклопластика:
- В 12 раз легче и на 30–50% дешевле традиционной металлической арматуры
- В 100 раз меньшая теплопроводность по сравнению с металлической арматурой
- В 4 раза по прочности на разрыв превышает прочность металлических аналогов одинакового диаметра
- В 2–3 раза увеличенный срок службы конструкций в сравнении с использованием материалов из стали 80 лет – срок использования
Самые известные проекты, реализованные в СССР с использованием композитной арматуры:
- 1969–1979 годы построены опытные участки ЛЭП со стеклопластиковыми бетонными траверсами в Москве, Ставрополе, Батуми, Гродно и некоторых других городах.
- 1975 год возведен первый в мире клееный деревянный мост с применением композитной арматуры диаметром 4 мм, спроектированный специалистами Хабаровского политехнического института.
- 1976 год построены два надвижных склада в городах Рогачев и Червень, где наклонные элементы арок армированы стеклопластиковыми стержнями диаметром 6 мм.
- 1981 год построен мост через реку Шкотовку в Приморье.
- 1989 год возведен мост в Хабаровском крае, для армирования балок которого использовалась композитная арматура. Пролетное строение было длиной 15 метров, а в поперечном сечении установили пять ребристых балок без уширения в нижней зоне.
Андрей Пугачев