Эта труба, без преувеличения, может определить перспективы СИБУРа, а следовательно, и значительной части отечественной нефтехимии на обозримое будущее.
Прохладным по местной погоде вечером 4 июня в Западной Сибири был введен в тестовую эксплуатацию продуктопровод «Пуровск-Тобольск». Продуктопровод протянулся по сибирским просторам на небывалые для таких трубопроводов в России 1100 км. Ранее из действующей инфраструктуры только магистральные нефте- и газопроводы в России имели такие показатели по длине и мощности прокачки. Своими 1100 километрами он один увеличивает протяженность российской сети продуктопроводов едва не на треть – на начало 2012 года общая протяженность сети подобных продуктопроводов в России оценивалась примерно в 2 тыс. км.
Строго говоря, о полноценном завершении всех работ говорить еще рано. Завершено строительство линейной части продуктопровода. Северные участки (от принадлежащего «НОВАТЭКу» Пуровского завода по переработке конденсата до Южно-Балыкской станции) общей протяженностью 686 км уже введены в промышленную эксплуатацию. Ввод в промышленную эксплуатацию всего продуктопровода запланирован на следующий год, а сама церемония была проведена по случаю заседания комиссии при президенте России по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса. Труба была введена в тестовую эксплуатацию по телемосту с Владимиром Путиным.
«Продуктопровод создавался усилиями исключительно отечественных проектировщиков, отечественных строителей. На всем протяжении трассы, а это более 1100 км, нами использовались отечественные трубы – 168 тыс. тонн. Общий объем инвестиций превысил 63 млрд рублей. В результате единой трубопроводной системой связаны практически все газоперерабатывающие мощности Ямала и Югры», - доложил президенту исполнительный директор СИБУРа Михаил Карисалов. На выходе получена магистраль пропускной способностью на участке Пуровский ЗПК – Ноябрьская наливная эстакада до 4,5 млн тонн ШФЛУ в год, на участке Ноябрьская эстакада – Южно-Балыкская ГНС – до 5,5 млн тонн в год, на участке Южно-Балыкская ГНС – «Тобольск-Нефтехим» – до 8 млн тонн в год. Инфраструктура по доставке сырья к Тобольску существовала и ранее. Частично новый продуктопровод ее заменит. Но не менее 4 млн тонн в год – это чистый почти двукратный прирост по объемам сырья, которые сможет получать тобольская площадка СИБУРа по сравнению с возможностями существующей инфраструктуры.
Практически телепорт
Несмотря на большую роль нефтяной отрасли и успешное развитие нефтехимии в России, магистральные продуктопроводы по транспортировке ШФЛУ пока не стали нашей обыденностью. Скажем, сравнимые с Россией по добыче нефти и газа США могут похвастаться сетью продуктопроводов для ШФЛУ протяженностью почти 130 тыс. км. Там есть как магистральные линии, превосходящие по своим параметрам новый продуктопровод СИБУРа, так и исключительно разветвленная сеть продуктопроводов в традиционных районах добычи и нефтехимии – в Техасе и Луизиане.

Трубопроводный транспорт эффективнее. Он выгоднее по цене, делая транспортировку ШФЛУ на 30-40% дешевле в сравнении с железной дорогой. И сверх того позволяет снизить нагрузку на железные дороги. Последнее обстоятельство тоже немаловажно. В России уже возникала проблема с перегруженностью железнодорожной инфраструктуры. Вагонов на путях слишком много для имеющейся протяженности железнодорожных линий, при этом новые пути строятся медленно. В отдельных районах ситуация иногда доходит до критической. И к таким районам относится стратегически важная для отечественной нефтехимии Западная Сибирь.
По словам Михаила Карисалова, «железнодорожная инфраструктура не могла бы выдержать и обеспечить нам стабильную работу, или даже вообще вывезти эти все увеличивающиеся объемы сырья».Отсутствие продуктопроводов стало, таким образом, одним из главных препятствий на пути дальнейшего наращивания мощности отечественной нефтехимии. В принципе, опыт использования магистральных ШФЛУ-проводов большой протяженности в России был. В 1981-1984 годах был построен магистральный продуктопровод Западная Сибирь–Урал–Поволжье. Протянувшаяся на 1852 км магистраль мощностью прокачки 5,5 млн тонн в год изначально планировалась как нефтепровод, и лишь потом, уже в ходе строительства, была перепрофилирована под транспортировку ШФЛУ. Опыт такого перепрофилирования оказался неудачным.
За 5 лет своего существования продуктопровод пережил 50 аварий. В 1989 году из-за возникшей на магистрали утечки произошел взрыв ШФЛУ, приведший к гибели почти 600 человек в поездах на вблизи расположенной железной дороге. С тех пор эксплуатация продуктопровода была прекращена и более не возобновлялась. А в последующие годы он и вовсе перестал существовать. Тем не менее даже такой, не лучшим образом приспособленный под ШФЛУ магистральный продуктопровод успел полюбиться поволжским нефтехимикам. И все последние годы с их стороны звучали призывы к его восстановлению (фактически – новому строительству). О восстановлении продуктопровода на Волгу начали говорить еще весной 2011 года. Однако ТЭО гипотетического продуктопровода нет до сих пор, в том числе из-за неподтвержденных объемов сырья в Западной Сибири и неопределенности с источниками финансирования. Инициаторы обещают предоставить его к концу 2014года, возможно даже уже в 2015 году. СИБУР, в свою очередь, построил трубу в рекордные сроки: в ноябре 2012 года приступил к строительно-монтажным работам, в июне 2014-го уже начал ее тестовую эксплуатацию.
Не оскудеет труба дающего
В случае с тобольским продуктопроводом интересы всех сторон полностью совпали. «СИБУР» реализует амбициозную программу развития нефтехимических производств на своих площадках в Западной Сибири и потому заинтересован в получении дополнительных объемов сырья. Традиционно в качестве сырья для отечественной нефтехимии (в отличие, скажем, от ориентированных на этан американских коллег) использовались преимущественно бензиновые фракции нефти. Важным источником сырья в Западной Сибири служил попутный нефтяной газ. Но возможности региона по этому ресурсу, похоже, исчерпаны.
Еще при начале строительства продуктопровода генеральный директор СИБУРа Дмитрий Конов заявил: «Мы видим ограничения доступного для нас ресурса ПНГ на уровне 23-25 млрд куб. метров, а дальнейший рост мы видим за счет объема от газовых компаний. «НОВАТЭК» может обеспечить порядка четверти объемов сырья, а с учетом акционерного участия в других компаниях – более четверти». Для сравнения, укажем, что по итогам 2014 года холдинг, по оценкам Михаила Карисалова, планирует переработать уже свыше 20 млрд куб. метров ПНГ – почти предел по доступному сырью. Альтернативным источником сырья и выходом из сырьевого тупика мог бы стать жирный газ. Он содержит этан, а также газы С2, С4 — ценные для нефтехимии компоненты. У России, конкретно у западносибирского региона, очень хороший потенциал по этому ресурсу.
По оценке координатора программы РАН «Геологическое строение и нефтегазоносность Арктики» академика Алексея Конторовича, «США тратят на свою нефтехимию 8 млн тонн этана в год, а Россия только в одном Ямало-Ненецком округе может добывать его в значительно раз больше… Теперь российская нефтехимия сможет, как и американская, начать использовать в химических производствах эти компоненты, которые, в отличие от бензиновых фракций нефти, намного выгоднее экономически». Говорят о росте использования жирного газа в качестве нефтехимического сырья в России не первый год. Сейчас можно увидеть и реальные шаги. Так, ставший отправной точкой для тобольского продуктопровода Пуровский ЗПК «НОВАТЭКа» в 2014 году увеличил свои производственные мощности по ШФЛУ и сжиженному углеводородному газу с 5 до 11 млн тонн ежегодно.
Логичным партнером в вопросе сбыта этого продукта выступил СИБУР. Благо, взаимодействие обеих компаний, по признанию Дмитрия Конова, заметно облегчается наличием общего акционера. «Доля ПНГ в нашем входящем сырьевом балансе была долгое время доминирующей, – отмечает Дмитрий Конов. – На сегодня она составляет порядка 70% от общего объема сырья. Если сравнить СИБУР образца 2014 года и 2018 года, то мы видим больше на 50% сырья, которое мы приобретаем, и в основном этот рост будет идти за счет поставок от газовых компаний».
По словам акционера СИБУРа и «НОВАТЭКа» Леонида Михельсона, «благодаря партнерству компаний разработка новых газовых месторождений и первичное выделение из конденсата жидких углеводородных фракций синхронизирована с проектами по строительству трубопроводной инфраструктуры для последующей глубокой переработки углеводородного сырья». С «НОВАТЭКом» у СИБУРа действует долгосрочный контракт, предусматривающий в период с 2014 по 2033 год поставку 36 млн тонн ШФЛУ. Кроме того, есть еще долгосрочные контракты как с другими газовиками, например, «Газпромом», так и с нефтяными компаниями: «Роснефтью», «Газпром нефтью» и иными. Продуктопровод будет иметь возможность пополняться как нефтяным, так и газовым сырьем. По всем оценкам, труба не опустеет. По словам аналитика «Rusenergy» Михаила Крутихина, «сырье для нефте- и газохимии в Западной Сибири еще есть, и его довольно много. Там много жирного газа, который используется как сырье для нефтехимии, и этот проект хорошо просчитан, реалистичен.
Вопрос лишь в том, что «Роснефть» нуждается в гарантиях сбыта для этого газа, чтобы осваивать месторождение». Такого же мнения придерживается аналитик УК «Альфа-Капитал» Андрей Шенк: «В Западной Сибири есть потенциал роста объемов добычи, есть известные, разведанные, но еще не разрабатываемые месторождения, есть новые проекты по добыче как нефти, так и газа. Вопрос лежит в экономической плоскости. Компании будут осваивать месторождения, только имея гарантии по сбыту своего продукта».
Вагоны на диете
А гарантированный сбыт на другом конце трубы как раз имеется. Газофракционирующие мощности СИБУРа в старой сибирской столице будут перерабатывать ШФЛУ в сжиженные углеводородные газы. Которые, в свою очередь, находят широкое применение в качестве сырья для производства полимерной продукции, бытовой химии и автомобильного топлива. В частности, вместе с ШФЛУ-проводом в Тобольске холдингом было презентовано и заметное расширение мощностей по переработке. СИБУР последовательно увеличил мощности тобольской промышленной площадки с 2,5 млн тонн в год в 2007 году до 3,8 млн тонн в 2011 году.
С запуском второй газофракционирующей установки нефтехимический холдинг увеличил возможности по приему в переработку ШФЛУ до 6,6 млн тонн в год. Как отметил Михаил Карисалов, только последнее расширение газофракционирующих мощностей обошлось «СИБУРу» в 14 млрд руб., но сделало же тобольскую площадку крупнейшей во всей Европе по переработке ШФЛУ. Безусловно, ограничивающий фактор железнодорожной инфраструктуры для отечественной нефтехимии не снимается полностью. Однако продукты переработки ШФЛУ – полимеры – в значительной степени снимают нагрузку на железные дороги. Дмитрий Конов описал ситуацию на следующем примере: «Что происходит при появлении 500 тысяч тонн полипропилена в Тобольске? Это снижает загрузку железной дороги, потому что они не берутся из воздуха, а появляются из того пропана, который раньше в количестве 600 тысяч тонн ехал по железной дороге и использовал примерно в три раза больше вагонов, чем использует сейчас полипропилен. Поэтому появление полимерных производств на этой ветке и конкретно в Тобольске разгружает железную дорогу по сравнению с тем, что было до этого».