Труба эпохи

Труба эпохи

Впервые в постсоветской истории России реализован проект строительства магистрального ШФЛУ-провода большой протяженности.

Эта труба, без преувеличения, может определить перспективы СИБУРа, а следовательно, и значительной части отечественной нефтехимии на обозримое будущее.

Прохладным по местной погоде вечером 4 июня в Западной Сибири был введен в тестовую эксплуатацию продуктопровод «Пуровск-Тобольск». Продуктопровод протянулся по сибирским просторам на небывалые для таких трубопроводов в России 1100 км. Ранее из действующей инфраструктуры только магистральные нефте- и газопроводы в России имели такие показатели по длине и мощности прокачки. Своими 1100 километрами он один увеличивает протяженность российской сети продуктопроводов едва не на треть – на начало 2012 года общая протяженность сети подобных продуктопроводов в России оценивалась примерно в 2 тыс. км.

Строго говоря, о полноценном завершении всех работ говорить еще рано. Завершено строительство линейной части продуктопровода. Северные участки (от принадлежащего «НОВАТЭКу» Пуровского завода по переработке конденсата до Южно-Балыкской станции) общей протяженностью 686 км уже введены в промышленную эксплуатацию. Ввод в промышленную эксплуатацию всего продуктопровода запланирован на следующий год, а сама церемония была проведена по случаю заседания комиссии при президенте России по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса. Труба была введена в тестовую эксплуатацию по телемосту с Владимиром Путиным.

«Продуктопровод создавался усилиями исключительно отечественных проектировщиков, отечественных строителей. На всем протяжении трассы, а это более 1100 км, нами использовались отечественные трубы – 168 тыс. тонн. Общий объем инвестиций превысил 63 млрд рублей. В результате единой трубопроводной системой связаны практически все газоперерабатывающие мощности Ямала и Югры», - доложил президенту исполнительный директор СИБУРа Михаил Карисалов. На выходе получена магистраль пропускной способностью на участке Пуровский ЗПК – Ноябрьская наливная эстакада до 4,5 млн тонн ШФЛУ в год, на участке Ноябрьская эстакада – Южно-Балыкская ГНС – до 5,5 млн тонн в год, на участке Южно-Балыкская ГНС – «Тобольск-Нефтехим» – до 8 млн тонн в год. Инфраструктура по доставке сырья к Тобольску существовала и ранее. Частично новый продуктопровод ее заменит. Но не менее 4 млн тонн в год – это чистый почти двукратный прирост по объемам сырья, которые сможет получать тобольская площадка СИБУРа по сравнению с возможностями существующей инфраструктуры. 

Практически телепорт

Несмотря на большую роль нефтяной отрасли и успешное развитие нефтехимии в России, магистральные продуктопроводы по транспортировке ШФЛУ пока не стали нашей обыденностью. Скажем, сравнимые с Россией по добыче нефти и газа США могут похвастаться сетью продуктопроводов для ШФЛУ протяженностью почти 130 тыс. км. Там есть как магистральные линии, превосходящие по своим параметрам новый продуктопровод СИБУРа, так и исключительно разветвленная сеть продуктопроводов в традиционных районах добычи и нефтехимии – в Техасе и Луизиане.

Трубопроводный транспорт эффективнее. Он выгоднее по цене, делая транспортировку ШФЛУ на 30-40% дешевле в сравнении с железной дорогой. И сверх того позволяет снизить нагрузку на железные дороги. Последнее обстоятельство тоже немаловажно. В России уже возникала проблема с перегруженностью железнодорожной инфраструктуры. Вагонов на путях слишком много для имеющейся протяженности железнодорожных линий, при этом новые пути строятся медленно. В отдельных районах ситуация иногда доходит до критической. И к таким районам относится стратегически важная для отечественной нефтехимии Западная Сибирь.

По словам Михаила Карисалова, «железнодорожная инфраструктура не могла бы выдержать и обеспечить нам стабильную работу, или даже вообще вывезти эти все увеличивающиеся объемы сырья».Отсутствие продуктопроводов стало, таким образом, одним из главных препятствий на пути дальнейшего наращивания мощности отечественной нефтехимии. В принципе, опыт использования магистральных ШФЛУ-проводов большой протяженности в России был. В 1981-1984 годах был построен магистральный продуктопровод Западная Сибирь–Урал–Поволжье. Протянувшаяся на 1852 км магистраль мощностью прокачки 5,5 млн тонн в год изначально планировалась как нефтепровод, и лишь потом, уже в ходе строительства, была перепрофилирована под транспортировку ШФЛУ. Опыт такого перепрофилирования оказался неудачным.

За 5 лет своего существования продуктопровод пережил 50 аварий. В 1989 году из-за возникшей на магистрали утечки произошел взрыв ШФЛУ, приведший к гибели почти 600 человек в поездах на вблизи расположенной железной дороге. С тех пор эксплуатация продуктопровода была прекращена и более не возобновлялась. А в последующие годы он и вовсе перестал существовать. Тем не менее даже такой, не лучшим образом приспособленный под ШФЛУ магистральный продуктопровод успел полюбиться поволжским нефтехимикам. И все последние годы с их стороны звучали призывы к его восстановлению (фактически – новому строительству). О восстановлении продуктопровода на Волгу начали говорить еще весной 2011 года. Однако ТЭО гипотетического продуктопровода нет до сих пор, в том числе из-за неподтвержденных объемов сырья в Западной Сибири и неопределенности с источниками финансирования. Инициаторы обещают предоставить его к концу 2014года, возможно даже уже в 2015 году. СИБУР, в свою очередь, построил трубу в рекордные сроки: в ноябре 2012 года приступил к строительно-монтажным работам, в июне 2014-го уже начал ее тестовую эксплуатацию.

Не оскудеет труба дающего

В случае с тобольским продуктопроводом интересы всех сторон полностью совпали. «СИБУР» реализует амбициозную программу развития нефтехимических производств на своих площадках в Западной Сибири и потому заинтересован в получении дополнительных объемов сырья. Традиционно в качестве сырья для отечественной нефтехимии (в отличие, скажем, от ориентированных на этан американских коллег) использовались преимущественно бензиновые фракции нефти. Важным источником сырья в Западной Сибири служил попутный нефтяной газ. Но возможности региона по этому ресурсу, похоже, исчерпаны.

Еще при начале строительства продуктопровода генеральный директор СИБУРа Дмитрий Конов заявил: «Мы видим ограничения доступного для нас ресурса ПНГ на уровне 23-25 млрд куб. метров, а дальнейший рост мы видим за счет объема от газовых компаний. «НОВАТЭК» может обеспечить порядка четверти объемов сырья, а с учетом акционерного участия в других компаниях – более четверти». Для сравнения, укажем, что по итогам 2014 года холдинг, по оценкам Михаила Карисалова, планирует переработать уже свыше 20 млрд куб. метров ПНГ – почти предел по доступному сырью. Альтернативным источником сырья и выходом из сырьевого тупика мог бы стать жирный газ. Он содержит этан, а также газы С2, С4 — ценные для нефтехимии компоненты. У России, конкретно у западносибирского региона, очень хороший потенциал по этому ресурсу.

По оценке координатора программы РАН «Геологическое строение и нефтегазоносность Арктики» академика Алексея Конторовича, «США тратят на свою нефтехимию 8 млн тонн этана в год, а Россия только в одном Ямало-Ненецком округе может добывать его в значительно раз больше… Теперь российская нефтехимия сможет, как и американская, начать использовать в химических производствах эти компоненты, которые, в отличие от бензиновых фракций нефти, намного выгоднее экономически». Говорят о росте использования жирного газа в качестве нефтехимического сырья в России не первый год. Сейчас можно увидеть и реальные шаги. Так, ставший отправной точкой для тобольского продуктопровода Пуровский ЗПК «НОВАТЭКа» в 2014 году увеличил свои производственные мощности по ШФЛУ и сжиженному углеводородному газу с 5 до 11 млн тонн ежегодно.

Логичным партнером в вопросе сбыта этого продукта выступил СИБУР. Благо, взаимодействие обеих компаний, по признанию Дмитрия Конова, заметно облегчается наличием общего акционера. «Доля ПНГ в нашем входящем сырьевом балансе была долгое время доминирующей, – отмечает Дмитрий Конов. – На сегодня она составляет порядка 70% от общего объема сырья. Если сравнить СИБУР образца 2014 года и 2018 года, то мы видим больше на 50% сырья, которое мы приобретаем, и в основном этот рост будет идти за счет поставок от газовых компаний».

По словам акционера СИБУРа и «НОВАТЭКа» Леонида Михельсона, «благодаря партнерству компаний разработка новых газовых месторождений и первичное выделение из конденсата жидких углеводородных фракций синхронизирована с проектами по строительству трубопроводной инфраструктуры для последующей глубокой переработки углеводородного сырья». С «НОВАТЭКом» у СИБУРа действует долгосрочный контракт, предусматривающий в период с 2014 по 2033 год поставку 36 млн тонн ШФЛУ. Кроме того, есть еще долгосрочные контракты как с другими газовиками, например, «Газпромом», так и с нефтяными компаниями: «Роснефтью», «Газпром нефтью» и иными. Продуктопровод будет иметь возможность пополняться как нефтяным, так и газовым сырьем. По всем оценкам, труба не опустеет. По словам аналитика «Rusenergy» Михаила Крутихина, «сырье для нефте- и газохимии в Западной Сибири еще есть, и его довольно много. Там много жирного газа, который используется как сырье для нефтехимии, и этот проект хорошо просчитан, реалистичен.

Вопрос лишь в том, что «Роснефть» нуждается в гарантиях сбыта для этого газа, чтобы осваивать месторождение». Такого же мнения придерживается аналитик УК «Альфа-Капитал» Андрей Шенк: «В Западной Сибири есть потенциал роста объемов добычи, есть известные, разведанные, но еще не разрабатываемые месторождения, есть новые проекты по добыче как нефти, так и газа. Вопрос лежит в экономической плоскости. Компании будут осваивать месторождения, только имея гарантии по сбыту своего продукта».

Вагоны на диете

А гарантированный сбыт на другом конце трубы как раз имеется. Газофракционирующие мощности СИБУРа в старой сибирской столице будут перерабатывать ШФЛУ в сжиженные углеводородные газы. Которые, в свою очередь, находят широкое применение в качестве сырья для производства полимерной продукции, бытовой химии и автомобильного топлива. В частности, вместе с ШФЛУ-проводом в Тобольске холдингом было презентовано и заметное расширение мощностей по переработке. СИБУР последовательно увеличил мощности тобольской промышленной площадки с 2,5 млн тонн в год в 2007 году до 3,8 млн тонн в 2011 году.

С запуском второй газофракционирующей установки нефтехимический холдинг увеличил возможности по приему в переработку ШФЛУ до 6,6 млн тонн в год. Как отметил Михаил Карисалов, только последнее расширение газофракционирующих мощностей обошлось «СИБУРу» в 14 млрд руб., но сделало же тобольскую площадку крупнейшей во всей Европе по переработке ШФЛУ. Безусловно, ограничивающий фактор железнодорожной инфраструктуры для отечественной нефтехимии не снимается полностью. Однако продукты переработки ШФЛУ – полимеры – в значительной степени снимают нагрузку на железные дороги. Дмитрий Конов описал ситуацию на следующем примере: «Что происходит при появлении 500 тысяч тонн полипропилена в Тобольске? Это снижает загрузку железной дороги, потому что они не берутся из воздуха, а появляются из того пропана, который раньше в количестве 600 тысяч тонн ехал по железной дороге и использовал примерно в три раза больше вагонов, чем использует сейчас полипропилен. Поэтому появление полимерных производств на этой ветке и конкретно в Тобольске разгружает железную дорогу по сравнению с тем, что было до этого».


почитать еще
«Гараж» для «летающей тарелки»

«Гараж» для «летающей тарелки»

История «Гаража» тесно связана с архитектурой. Первоначально музей размещался в здании Бахметьевского автобусного гаража в Москве (в честь которого и получил название), спроектированном конструктивистом Константином Мельниковым. Затем «Гараж» переехал в Парк Горького, во временный павильон, созданный Шигеру Баном, обладателем многих международных архитектурных премий. Таким образом, нынешнее здание – уже третий «дом» для «Гаража».

читать полностью
Истина в стекле

Истина в стекле

Идея появилась, можно сказать, случайно. Семь лет назад будущие партнеры по бизнесу посетили Международный архитектурно-строительный форум в Краснодаре, где увидели экспозицию с необычными, на их взгляд, материалами. Особое внимание привлекла стеклопластиковая арматура – она легче, прочнее и дешевле традиционных металлических аналогов. Мысль о развитии производства столь интересного продукта сразу же легла в основу совместного бизнеса.

читать полностью
Молодой пенсионер

Молодой пенсионер

Осенью в Москве появится городская электричка – аналог берлинской S-Bahn. Власти рассчитывают, что благодаря открытию пассажирского движения по железной дороге, проходящей почти по контуру Третьего кольца, удастся разгрузить метро. Говорится, что это чуть не самый современный транспортный проект за последние годы. «Нефтехимия РФ» узнала, как сделать «бархатный путь» и неломаемый бетон, но выяснила, что из-за бюрократических проволочек многие современные материалы все же не могут найти применение.

читать полностью