Разделяй и управляй

Разделяй и управляй

Наверное, каждый автомобилист задавался вопросом: почему до сих пор не придумали дорожную разметку, которая бы не стиралась? Ее можно было бы увидеть в любое время года и в любую погоду, что, конечно, помогло бы снизить число аварий на дорогах. Близкие к идеалу материалы на самом деле уже есть. Но готовы ли за них платить?

Пластик для дорожной разметки появился в США и Европе во второй половине ХХ века. Он намного долговечнее традиционной эмали, но у нас в стране не сразу прижился. Почему так?

«Ответов несколько, – говорит глава компании «Технопласт» Владислав Рабенау. – Например, такой: смолы для холодных пластиков – это продукты, востребованные ВПК». В условиях советской экономики все съедала оборонка. «А еще на новые виды разметки не обратили должного внимания потому, что тогда был низкий трафик движения», – добавляет Владислав Рабенау. Как только в 1990-х автомобилей стало больше, сразу встал вопрос об износостойких материалах для дорог.

Россия наверстала упущенное – сегодня у нас применяются те же типы разметочных материалов, что и во всем мире. Это эмали, термопластики, двухкомпонентные холодные пластики химического отверждения, спрей-плас­тики, полимерные ленты и готовые формы.

Объединяет все вышеперечисленные материалы то, что основой для них служат полимерные смолы разных типов, которые обеспечивают и текучесть материалов, и их схватывание, и износостойкость. Осталось разобраться, какой вид все же для чего подходит.

Мир в красках

Эмали наносятся тонким слоем, а потому мало расходуются и, как следствие, обходятся относительно недорого. Плюс оборудование для их нанесения более простое и дешевое, чем то, что используется для термо- или холодных пластиков.

Но понятно, что тонкий слой разметки и исчезнет раньше. Он просто выдержит меньшее количество циклов абразивного воздействия колес автомобилей, а зимой будет разрушаться «ускоренными» темпами под воздействием низких температур и очищающей дороги техники.

И вот это главный недостаток материала. Так что его применение оправдано в первую очередь для краевых или осевых линий: они меньше всего стираются.


Килограммы против граммов

В дорожных эмалях используются в основном акриловые и алкидные смолы, в термоплас­тиках – канифольные и нефтеполимерные, в холодных пластиках – эпоксидные и метилметакрилатные. Остальные компоненты – это минеральные наполнители, пластификаторы, пигменты, реологические и функциональные добавки
Другое дело – термопластики. У них более высокие прочностные характеристики, чем у эмалей, они наносятся слоем до 4 мм. Поэтому если технология соблюдается, а сам материал качественный, то особых проблем не будет. Он отслужит столько, сколько требует российский стандарт (минимум год).

«Но не стоит забывать, что, хотя стоимость килограмма термопластика меньше, чем у килограмма эмали, у него больше расход на квадратный метр», – объясняет Владислав Рабенау. Процесс нанесения этого износостойкого материала сложнее, да и номенклатура используемой техники больше – кроме маркировщиков, нужны маточные котлы для предварительного расплавления термопластика. А сам процесс требует больших энергозатрат.

Нормативный расход двухкомпонентных холодных пластиков такой же, как у термопластиков. Но стоимость за килограмм примерно вдвое выше плюс оборудование нужно более сложное и дорогое. В чем смысл? Просто в данном случае нет необходимости использовать маточные котлы и разогревать материал. Его можно наносить при температуре воздуха до –5 оС. Время полимеризации, конечно, выйдет за установленные нормативы, но качество разметки будет удовлетворительным.

Спрос и предложение

Несмотря на все преимущества новых материалов, в России по объемам использования на первом месте стоят эмали, затем идут термопластики, холодные пластики и замыкают ряд полимерные ленты и готовые формы. Однако такое соотношение периодически изменяется. Деньги есть – в ход идут сложные, но надежные варианты. Нет – эмали.

Еще в 1990-х это был вообще чуть ли не единственный разметочный материал на наших дорогах, но в середине нулевых картина стала меняться. В 2012 году наступил перелом – наметился интерес к широкому применению двухкомпонентных холодных пластиков, особенно в крупных городах. Эта тенденция была прервана кризисом 2014–2015 годов. «Сейчас рынок начинает медленно восстанавливаться»,– говорит Владислав Рабенау.

Правда, за заказчика сражаются не только разные виды разметки, но и разные поставщики – конкуренция во всех смыслах суровая. Не менее 10 компаний занимаются производством всех типов мате­риа­лов для разметки, еще больше выпускают только эмали. Интересная тенденция последних лет: компании, традиционно занимающиеся нанесением разметки, создают собственные производственные филиалы, а те, кто раньше выпускал материалы, – наоборот, подразделения по нанесению разметки.

В последние годы присутствие на этом рынке зарубежных игроков почти сошло на нет. Помогли вытеснить импорт кризис и девальвация рубля. А кроме того, качество отечественной продукции улучшилось.


Что дальше?

Казалось бы, что можно придумать еще в сфере дорожной разметки? Но новинки появляются. Например, продольная шумовая разметка – при наезде на нее возникают вибрации автомобиля, сопровождающиеся звуковым эффектом. Это уменьшает вероятность выезда на встречную полосу или не дает проморгать пешеходный переход.

Еще один способ повышения качества и информативности дорожной разметки – использование флуоресцентных пигментов. Так линии получаются более яркими и контрастными. «Запасая» световую энергию днем, краска «излучает» ее в темное время суток. Конечно, флуоресцентные пигменты стоят недешево, и вряд ли целесо­образно использовать их в дорожных эмалях из-за их низкой износостойкос­ти. А вот в долговечных материалах, таких как пластики, это вполне оправданно.

И это звучит удивительно, но уже сегодня дороги «раскрашивают» роботы. «Каждый год на дорогах России и Беларуси гибнет 1–2 разметочных экипажа. Причем чаще всего жертвами становятся операторы, которые меньше всего защищены. Поэтому появилась мысль убрать оператора из разметочной машины и размес­тить его рабочее место в кабине грузовика прикрытия», – рассказывает глава компании «СТИМ» Дмитрий Черненко. В 2011 году был выпущен прототип – сейчас несколько машин уже работают на дорогах.

«По сути, это дополнительное устройство, которое позволяет водителю комфортно ехать в кабине со скоростью порядка 20 км/ч. При этом он может промахиваться относительно старой разметки сантиметров на 80. Остальное доделывает беспилотник: отыскивает в этом диапазоне старую разметку и с погрешностью до 5 мм накрывает ее новой линией», – говорит Дмитрий Черненко. В мире пока никто больше не выпускает таких устройств – здесь мы абсолютные пионеры. Но и сырье для производства дорожной разметки используется все чаще российское. «Когда мы начинали, все сырье было импортное. Невозможно было найти подходящие аналоги в РФ и странах СНГ. Сейчас доля российского сырья доходит до 40–50%», – говорит Дмитрий Черненко.

Например, с СИБУРом компания «СТИМ» работает уже больше пяти лет, в первую очередь ее интересуют мономеры и растворители. В будущем возможно и более широкое сотрудничество. «Мы хотели бы наладить с СИБУРом научное взаимодействие, запустить совместные исследования. У нас уже есть наработки в этом направлении. Если объединить наши научные потенциалы, можно улучшить свойства продукции, оптимизировать рецептуры. Это, конечно, сработало бы в плюс каж­дой из сторон», – уверен Дмитрий Черненко.

Александр Кичигин


почитать еще
«Гараж» для «летающей тарелки»

«Гараж» для «летающей тарелки»

История «Гаража» тесно связана с архитектурой. Первоначально музей размещался в здании Бахметьевского автобусного гаража в Москве (в честь которого и получил название), спроектированном конструктивистом Константином Мельниковым. Затем «Гараж» переехал в Парк Горького, во временный павильон, созданный Шигеру Баном, обладателем многих международных архитектурных премий. Таким образом, нынешнее здание – уже третий «дом» для «Гаража».

читать полностью
Истина в стекле

Истина в стекле

Идея появилась, можно сказать, случайно. Семь лет назад будущие партнеры по бизнесу посетили Международный архитектурно-строительный форум в Краснодаре, где увидели экспозицию с необычными, на их взгляд, материалами. Особое внимание привлекла стеклопластиковая арматура – она легче, прочнее и дешевле традиционных металлических аналогов. Мысль о развитии производства столь интересного продукта сразу же легла в основу совместного бизнеса.

читать полностью
Молодой пенсионер

Молодой пенсионер

Осенью в Москве появится городская электричка – аналог берлинской S-Bahn. Власти рассчитывают, что благодаря открытию пассажирского движения по железной дороге, проходящей почти по контуру Третьего кольца, удастся разгрузить метро. Говорится, что это чуть не самый современный транспортный проект за последние годы. «Нефтехимия РФ» узнала, как сделать «бархатный путь» и неломаемый бетон, но выяснила, что из-за бюрократических проволочек многие современные материалы все же не могут найти применение.

читать полностью