Легкая дорога

Легкая дорога

В Костроме наладили производство тротуарной плитки из мусора. Вернее, из полиэтиленовых пакетов, прошедших сортировку на новом автоматическом комплексе обработки отходов.

В России дефицит мусоросортировочных предприя­тий. И даже те, что есть, в большинстве своем не обеспечивают достаточно качественную обработку отходов. Например, из-за того, что в основе используемых там технологий лежит ручной труд, извлечение полезных фракций не превышает в среднем 10, а весь остальной мусор отправляется на захоронение и сжигание. В итоге растут свалки, подобно получившему скандальную известность полигону «Кучино». Улучшение процесса сортировки отходов помогает решить проблему, поскольку открывает новые возможности для выпуска из вторичных материалов полезных изделий.

Весной прошлого года в Костроме был открыт первый в стране автоматический комплекс обработки твердых бытовых отходов (проект компании «ЭкоТехноМенеджмент»). Установленные здесь оптические лазерные сортировщики способны на молекулярном уровне определять состав мусора. Они не просто отделяют совсем непохожие друг на друга материалы (например, металл и бумагу), но и сортируют разные виды пластика. У предприятия даже есть свой Музей находок – туда отправляют разные интересные вещи, найденные в грудах бытовых отходов (там есть много значков, орденов и медалей).

Теперь на костромском комплексе хотят открыть для себя новое направление – делать из попавших в мусор полиэтиленовых пакетов тротуарную плитку. «Для этого после сортировки весь пластик тщательно промывают, чтобы удалить органику, вызывающую гниение», – рассказывает Евгений Секлюцкий, и. о. начальника цеха переработки. Затем уже чистые пакеты загружаются в автомат, где они нагреваются и измельчаются. На выходе получается агломерат – неоднородная полиэтиленовая масса с частичками неправильной формы.

При производстве плитки этот агломерат заменяет собой цемент. Полиэтиленовое сырье соединяют с песком и красящим пигментом, полученную смесь закладывают в экструдер, нагревают до температуры плавления, чтобы связать между собой все составляющие, а потом дозируют по весу готового изделия. В пресс устанавливается форма нужной конфигурации (возможны разные типы и рисунки плитки), в нее закладывается горячая масса из экструдера, производится прессование и охлаждение готового изделия. Все довольно просто.

Дмитрий Капров, руководитель компании «ЭкоТехноМенеджмент», считает, что полимерпесчаная плитка не уступает, а в чем-то даже превосходит свой аналог из цемента. Например, из-за того, что связующим элементом здесь является полимер, она более пластична и меньше подвержена деформациям. Плюс может выдерживать резкие перепады температуры (до 500 циклов заморозки/разморозки). «При этом на качество изделия никак не влияет тот факт, что в его производстве применяется вторичный полиэтилен», – добавляет Дмитрий Капров.

Единственное, в чем полимерпесчаная плитка показывает себя несколько хуже пескобетона, – твердость на излом, но на сегодняшний день можно подобрать вариант практически для любых условий эксплуатации, вплоть до покрытий цехов, где ездит тяжелая техника. Просто для каждого изделия своя рецептура.

Что нужно для производства «зеленой» плитки?

1. Песок
В зависимости от характера использования плитки подбирают разные степени промывки и размер фракции

2. Агломерат
Вторичный полиэтилен, прошедший обработку

3. Красящий пигмент

Каждый день на мусоросортировочный комплекс Костромы привозят около 300 т отходов.
Из них 3,5 т – это полиэтиленовые пакеты.
На производство одной плитки нужно около 100 пакетов (средний вес каждого из них составляет порядка 10 г).

Мария Богородская


почитать еще
«Гараж» для «летающей тарелки»

«Гараж» для «летающей тарелки»

История «Гаража» тесно связана с архитектурой. Первоначально музей размещался в здании Бахметьевского автобусного гаража в Москве (в честь которого и получил название), спроектированном конструктивистом Константином Мельниковым. Затем «Гараж» переехал в Парк Горького, во временный павильон, созданный Шигеру Баном, обладателем многих международных архитектурных премий. Таким образом, нынешнее здание – уже третий «дом» для «Гаража».

читать полностью
Истина в стекле

Истина в стекле

Идея появилась, можно сказать, случайно. Семь лет назад будущие партнеры по бизнесу посетили Международный архитектурно-строительный форум в Краснодаре, где увидели экспозицию с необычными, на их взгляд, материалами. Особое внимание привлекла стеклопластиковая арматура – она легче, прочнее и дешевле традиционных металлических аналогов. Мысль о развитии производства столь интересного продукта сразу же легла в основу совместного бизнеса.

читать полностью
Молодой пенсионер

Молодой пенсионер

Осенью в Москве появится городская электричка – аналог берлинской S-Bahn. Власти рассчитывают, что благодаря открытию пассажирского движения по железной дороге, проходящей почти по контуру Третьего кольца, удастся разгрузить метро. Говорится, что это чуть не самый современный транспортный проект за последние годы. «Нефтехимия РФ» узнала, как сделать «бархатный путь» и неломаемый бетон, но выяснила, что из-за бюрократических проволочек многие современные материалы все же не могут найти применение.

читать полностью