Легче легкого

Легче легкого

Более 40 лет в Европе строят дороги с использованием пенополистирола – материала, способного благодаря своей пористой структуре выдерживать огромные нагрузки. Такая технология идеально подходит для регионов со сложным климатом. Теперь «воздушные» дорожные проекты появляются и у нас.

В 1843 году в горах Канталь, прославившихся одноименным курортом, был открыт туннель Лиоран. Это сегодня одно из ключевых звеньев транспортной системы центральной Франции. Однако за долгие годы (а Лиоран – самый старый дорожный туннель страны) здесь не раз случались аварии. Поэтому в 2000-х была затеяна модернизация.


Основной задачей пенополистирольного слоя является защита грунта от перепадов температур, которые могут вызвать нежелательные деформации
На обновление «ветерана» израсходовали 170 т взрывчатки и 40 тыс. куб. м бетона. Но примечателен туннель не этим. Поскольку на одном из его выходов возводились насыпи высотой до 24 м, большой вес каменных блоков (почти 3 т на куб. м) и трудоемкость их монтажа создавали проб­лемы. Был найден такой выход: использовали пенополистирол (пенопласт), который смог выдержать нагрузки не хуже камня. Эксперты считают Лиоран ярким примером эффективности применения данного пластика в строительстве.

С этим материалом, состоящим из напоминающих снег белых шариков, встречались если не все, то почти все – это и упаковка для телевизора, и утеплитель для дома. Пенополистирол на 98 состоит из воздуха, один его кубометр весит меньше 30 кг. Но характер у него не такой уж легкий: благодаря «пористой» конструкции материал живуч, хорошо «держит удар» и собственно поэтому ему доверяют даже упаковку дорогой техники.

Впервые пенополистирол в дорожном строительстве применили в 1970-х в Норвегии при возведении трассы, шедшей вдоль набережной. Результат был оценен положительно–строители забыли о ежегодной осадке грунта. «Кроме того, пенополистирол не поддается биологическому воздействию. Его химический состав не меняется от перепадов температур. А еще он прекрасно режется, что позволяет распиливать его до блоков нужного размера прямо на стройплощадке», – говорит Дмитрий Бобков, продакт-менеджер компании KNAUF Geofoam.

Особенно полезным пенополистирол может быть в местах с тяжелым климатом, например, в районах глубокого промерзания грунта, где дорожное полотно при отсутствии должной защиты получает за зиму глубокие повреждения вплоть до полного разрушения, – в общем, в таких условиях, которые привычны в России.

Впервые у нас в стране дорожный пенополистирол был использован в 1983 году, при создании экспериментального участка трассы Омск – Новосибирск. Материал хорошо зарекомендовал себя, но широкого применения не получил. Был дефицит производства пластика требуемых марок. И мешал консерватизм строителей: использовать что-то новое мало кто хочет, когда есть наработанный «багаж» решений.


К дорожному пенополистиролу предъявляются повышенные требования по однородности. Кроме того, для строителей очень важна стабильность свойств, которая не дает материалу потерять упругость с течением длительного времени.
Теперь картина стала меняться. Во-первых, появились новые производства – например, на пермской площадке СИБУРа стали выпускать под маркой ALPHAPOR пенополистирол по австро-норвежской технологии. Во-вторых, на рынке появились компании, имеющие опыт в реализации дорожных проектов с «воздушным» пластиком за рубежом. Пенополистирольный утепляющий слой использовался в дорожном покрытии стрелки Васильевского острова в Санкт-Петербурге. Сейчас реализуется проект, подразумевающий использование пенополистирола для возведения насыпей на Софийской улице города.

«Основной задачей пенополистирольного слоя в дорожном покрытии является защита грунта от перепадов температур, которые могут вызвать нежелательные деформации. Если же говорить о его использовании для упрочнения насыпей, то тут на первый план выходят такие механические свойства полимера, как модуль упругости и прочность на сжатие», – говорит Дмитрий Бобков. Применение пенополистирола при строительстве насыпей принципиально отличается от других решений. Так, если традиционные методы (такие как цементирование, использование свай и геосеток) направлены на стабилизацию грунта без изменения его конфигурации, то модификация с помощью полимера является, по сути, подгонкой его формы под инженерные задачи.

«Экономическая выгода при использовании пенополистирола для укрепления насыпей может составить до 30 при одновременном сокращении срока строительства. Данные преимущества в совокупности с большим опытом успешного зарубежного применения должны послужить будущему широкому распространению пенопласта в качестве материала для дорожного строительства. Уверен, это произойдет уже в течение ближайших 10 лет – по мере привыкания строительного сообщества к новым материалам и технологиям», – говорит эксперт.

Для чего могут использовать пенопласт дорожники:
  • Упростить технологию и сократить сроки строительства.
  • Снизить затраты на эксплуатацию дороги благодаря сокращению осадки грунта.
  • Производить работы в неблагоприятных погодных условиях (в том числе зимой).
  • Обходиться без искусственного укрепления слабого грунта в основании насыпи.
  • Снизить необходимую ширину полосы отвода воды благодаря устройству более крутых откосов.
  • Уменьшить нагрузку на мостовые устои и подпорные стенки.
  • Не перекладывать подземные коммуникации.
  • Уменьшить нагрузку на все то, что находится под насыпью (водопропускные трубы, переходы, подземные гаражи или тоннели метрополитена).
  • Улучшить сейсмо­устойчивость.

Мария Яковлева, Александр Буланов

почитать еще
«Гараж» для «летающей тарелки»

«Гараж» для «летающей тарелки»

История «Гаража» тесно связана с архитектурой. Первоначально музей размещался в здании Бахметьевского автобусного гаража в Москве (в честь которого и получил название), спроектированном конструктивистом Константином Мельниковым. Затем «Гараж» переехал в Парк Горького, во временный павильон, созданный Шигеру Баном, обладателем многих международных архитектурных премий. Таким образом, нынешнее здание – уже третий «дом» для «Гаража».

читать полностью
Истина в стекле

Истина в стекле

Идея появилась, можно сказать, случайно. Семь лет назад будущие партнеры по бизнесу посетили Международный архитектурно-строительный форум в Краснодаре, где увидели экспозицию с необычными, на их взгляд, материалами. Особое внимание привлекла стеклопластиковая арматура – она легче, прочнее и дешевле традиционных металлических аналогов. Мысль о развитии производства столь интересного продукта сразу же легла в основу совместного бизнеса.

читать полностью
Молодой пенсионер

Молодой пенсионер

Осенью в Москве появится городская электричка – аналог берлинской S-Bahn. Власти рассчитывают, что благодаря открытию пассажирского движения по железной дороге, проходящей почти по контуру Третьего кольца, удастся разгрузить метро. Говорится, что это чуть не самый современный транспортный проект за последние годы. «Нефтехимия РФ» узнала, как сделать «бархатный путь» и неломаемый бетон, но выяснила, что из-за бюрократических проволочек многие современные материалы все же не могут найти применение.

читать полностью