Умные куклы с грустным лицом

Умные куклы с грустным лицом

Художник Алексей Илькаев, известный под псевдонимом Sad Face, хочет разместить в Перми матрешек с грустными лицами. Вначале основы фигур планировалось делать из бетона, но впоследствии материал изменили на пенополистирол как более легкий и удобный в работе. Грустные матрешки должны заставить зрителя задуматься о судьбе русской женщины на разных этапах истории: в прошлом, настоящем и будущем.

Первые рисунки Sad Face жители Перми увидели семь лет назад. Граффити с печальными лицами появлялись на стенах различных домов и заборов. Художник славится своей непредсказуемостью – предугадать, где появится очередная его работа, почти невозможно. Например, зимой Sad Face изобразил гигантское грустное лицо на льду реки Камы.

Не все его акции встречают поддержку. Так, в октябре прошлого года он провел интервенцию известного в Перми арт-объекта «Счастье не за горами», заменив слово «счастье» на «смерть». Полиция завела дело по статье «Вандализм», и художник, поначалу отрицавший свою причастность к произошедшему, признался в содеянном, заплатив штраф.

Художник рассматривал разные варианты, но в итоге выбрал для своих кукол пенополистирол

Из-за недопонимания с властями Алексею Илькаеву не удалось представить свой новый проект – «Русская печальная матрешка» на концерте московской электронной группы IC3PEAK. Теперь предполагается, что скульптуры должны предстать перед зрителями либо на выставках, либо на культурных мероприятиях. К тому же эта работа была отправлена на известную в сфере современного искусства премию Кандинского.

По словам Sad Face, первый плачущий персонаж получился почти случайно из-за того, что потекла обильно нанесенная под глазами краска. На создание последующих работ его вдохновили артхаусный фильм «Седьмая печать» Ингмара Бергмана и советская кинолента «Иди и смотри» Элема Климова. В обоих случаях рассказывается о человеческих страданиях – во время чумы в средневековой Европе или нацистских карательных акций в охваченной войной Беларуси. Сейчас грустные лица можно встретить не только на улицах Перми, но и других городов, в частности одна из работ Sad Face находится в Берлине. К тому же были запущены сувениры и футболки с изображениями творений художника – в одной из них перед камерами выступал журналист Юрий Дудь.


Зимой Sad Face изобразил гигантское грустное лицо на льду реки Камы

Первоначально художник планировал сделать матрешек из бетона и арматуры и расставить их по знаковым местам города, но впоследствии отказался от этой идеи в пользу более удобного материала – пенополистирола. «Я выбрал наиболее легкий как в обработке, так и по весу вариант. К тому же пенопласт – это достаточно бюджетный материал, из него удобно делать как большие, так и маленькие фигуры. Все они вырезались на 3D-станке», – рассказывает Илькаев. После выточки фигура матрешки обрабатывается шкуркой, чтобы убрать недочеты, и покрывается разными способами. Наиболее приятным и удобным для работы оказался метод покрытия основы из пенополистирола эпоксидной смолой со стеклотканью по принципу создания лодок и катеров. «Такой способ позволяет объекту быть прочным, вплоть до того, что на него можно садиться. Последний этап работы – нанесение акриловых красок и создание образа», – говорит Sad Face.

Образом матрешки художник передает неких матрен – женщин, которые печальны и одиноки, так как, по мнению Sad Face, из-за гендерной ситуации в стране им всегда грустно. «А сама форма матрешки у меня ассоциируется с энергетическим телом человека или личным пространством, которое ореолом окутывает физическое тело», – поясняет Алексей Илькаев. В матрешке с первого взгляда трудно различить какой-либо острый посыл. «Но сама скульптура глубоко укоренена в социальный контекст, а причины ее печали актуальны для всех прошлых поколений, да и для будущих, пожалуй, тоже», – добавляет он.

Уличные инсталляции зачастую заставляют зрителя подумать на острую тему. Вот подборка пяти «высказываний» от художников по всему миру.

  • В 2018 году британский художник Ричард Вудс «выбросил» один из домов выставки скульптур Frieze Sculpture в помойку на лондонской площади Хокстон. Цель инсталляции – обратить внимание на радикальные изменения, которые пережил Лондон в последние годы.
  • В 2017 году уличный художник Hioshi установил в Санкт-Петербурге инсталляцию «Дзен и боль». Она посвящена людям, которые в свое время не успели приобрести биткоин по низким ценам либо продали, не дождавшись роста его стоимости.
  • В 2017 году итальянский художник Дарио Гамбарин на пшеничном поле под Вероной изобразил с помощью трактора 250-метрого лидера КНДР Ким Чен Ына. Рядом с портретом была надпись на английском языке, означающая «опасность».
  • В 2015 году уличный художник Zoom, желая привлечь внимание московских властей и горожан к затянувшейся реконструкции дома Андрея Тарковского, установил инсталляцию «Поминки по дому Тарковских». Арт-объект размером два на два метра представляет собой героев фильма «Сталкер», собравшихся у барного столика и внимательно смотрящих на прохожих.
  • В 2016 году Патрик Ширн из дизайн-группы «Поэтическая кинетика» разместил в центре Лос-Анджелеса инсталляцию «Жидкий осколок» из майлара, прочного полимерного материала, закрепленного на мононити. Мерцающая двухслойная лента 4,6 тыс. кв. м была зафиксирована на высоте от 5 до 35 м и приводилась в медленное движение дуновением ветра, тем самым контрастируя с быстрым ритмом города.

Варвара Фуфаева

почитать еще
Спасение Ноя и секрет мумии

Спасение Ноя и секрет мумии

Вся история земных цивилизаций – переход от одних ресурсов и технологий к другим. Однако есть нечто неизменное. Археологические находки свидетельствуют: путешествуя во времени от каменного до атомного века, человек держал в своем багаже нефть или ее продукты.

читать полностью
Наше неизведанное все

Наше неизведанное все

Нефть и газ считаются чуть не главными богатствами России. Значительная часть граждан страны следит за движением цен на сырьевых рынках, подразумевая, что от этого зависит их собственное благосостояние. Однако о том, как добывают нефть и  газ и тем более что потом с ними происходит, кроме отраслевых специалистов, не знает толком никто. Мог бы помочь просвещению отраслевой музей, но создать его еще только предстоит.

читать полностью
Он просто Zhdun

Он просто Zhdun

Маргрит ван Брифорт сама того не желала, но заглянула в потаенные уголки русской души. Трогательное существо, созданное этой молодой голландской художницей, идеально отразило наше вечное ожидание перемен к лучшему. В России его назвали Ждун и он превратился в главный интернет-мем года. И хотя для нее его имя выглядит почти невозможно – Zhdun, иначе она его и сама уже не называет. О том, что символизирует Ждун на самом деле и из чего он сделан, Маргрит рассказала в интервью нашему журналу.

читать полностью