Умные куклы с грустным лицом
Художник Алексей Илькаев, известный под псевдонимом Sad Face, хочет разместить в Перми матрешек с грустными лицами. Вначале основы фигур планировалось делать из бетона, но впоследствии материал изменили на пенополистирол как более легкий и удобный в работе. Грустные матрешки должны заставить зрителя задуматься о судьбе русской женщины на разных этапах истории: в прошлом, настоящем и будущем.
Первые рисунки Sad Face жители Перми увидели семь лет назад. Граффити с печальными лицами появлялись на стенах различных домов и заборов. Художник славится своей непредсказуемостью – предугадать, где появится очередная его работа, почти невозможно. Например, зимой Sad Face изобразил гигантское грустное лицо на льду реки Камы.
Не все его акции встречают поддержку. Так, в октябре прошлого года он провел интервенцию известного в Перми арт-объекта «Счастье не за горами», заменив слово «счастье» на «смерть». Полиция завела дело по статье «Вандализм», и художник, поначалу отрицавший свою причастность к произошедшему, признался в содеянном, заплатив штраф.
Художник рассматривал разные варианты, но в итоге выбрал для своих кукол пенополистирол
Из-за недопонимания с властями Алексею Илькаеву не удалось представить свой новый проект – «Русская печальная матрешка» на концерте московской электронной группы IC3PEAK. Теперь предполагается, что скульптуры должны предстать перед зрителями либо на выставках, либо на культурных мероприятиях. К тому же эта работа была отправлена на известную в сфере современного искусства премию Кандинского.
По словам Sad Face, первый плачущий персонаж получился почти случайно из-за того, что потекла обильно нанесенная под глазами краска. На создание последующих работ его вдохновили артхаусный фильм «Седьмая печать» Ингмара Бергмана и советская кинолента «Иди и смотри» Элема Климова. В обоих случаях рассказывается о человеческих страданиях – во время чумы в средневековой Европе или нацистских карательных акций в охваченной войной Беларуси. Сейчас грустные лица можно встретить не только на улицах Перми, но и других городов, в частности одна из работ Sad Face находится в Берлине. К тому же были запущены сувениры и футболки с изображениями творений художника – в одной из них перед камерами выступал журналист Юрий Дудь.

Зимой Sad Face изобразил гигантское грустное лицо на льду реки Камы
Первоначально художник планировал сделать матрешек из бетона и арматуры и расставить их по знаковым местам города, но впоследствии отказался от этой идеи в пользу более удобного материала – пенополистирола. «Я выбрал наиболее легкий как в обработке, так и по весу вариант. К тому же пенопласт – это достаточно бюджетный материал, из него удобно делать как большие, так и маленькие фигуры. Все они вырезались на 3D-станке», – рассказывает Илькаев. После выточки фигура матрешки обрабатывается шкуркой, чтобы убрать недочеты, и покрывается разными способами. Наиболее приятным и удобным для работы оказался метод покрытия основы из пенополистирола эпоксидной смолой со стеклотканью по принципу создания лодок и катеров. «Такой способ позволяет объекту быть прочным, вплоть до того, что на него можно садиться. Последний этап работы – нанесение акриловых красок и создание образа», – говорит Sad Face.
Образом матрешки художник передает неких матрен – женщин, которые печальны и одиноки, так как, по мнению Sad Face, из-за гендерной ситуации в стране им всегда грустно. «А сама форма матрешки у меня ассоциируется с энергетическим телом человека или личным пространством, которое ореолом окутывает физическое тело», – поясняет Алексей Илькаев. В матрешке с первого взгляда трудно различить какой-либо острый посыл. «Но сама скульптура глубоко укоренена в социальный контекст, а причины ее печали актуальны для всех прошлых поколений, да и для будущих, пожалуй, тоже», – добавляет он.
Уличные инсталляции зачастую заставляют зрителя подумать на острую тему. Вот подборка пяти «высказываний» от художников по всему миру.
В 2018 году британский художник Ричард Вудс «выбросил» один из домов выставки скульптур Frieze Sculpture в помойку на лондонской площади Хокстон. Цель инсталляции – обратить внимание на радикальные изменения, которые пережил Лондон в последние годы.
- В 2017 году уличный художник Hioshi установил в Санкт-Петербурге инсталляцию «Дзен и боль». Она посвящена людям, которые в свое время не успели приобрести биткоин по низким ценам либо продали, не дождавшись роста его стоимости.
- В 2017 году итальянский художник Дарио Гамбарин на пшеничном поле под Вероной изобразил с помощью трактора 250-метрого лидера КНДР Ким Чен Ына. Рядом с портретом была надпись на английском языке, означающая «опасность».
- В 2015 году уличный художник Zoom, желая привлечь внимание московских властей и горожан к затянувшейся реконструкции дома Андрея Тарковского, установил инсталляцию «Поминки по дому Тарковских». Арт-объект размером два на два метра представляет собой героев фильма «Сталкер», собравшихся у барного столика и внимательно смотрящих на прохожих.
- В 2016 году Патрик Ширн из дизайн-группы «Поэтическая кинетика» разместил в центре Лос-Анджелеса инсталляцию «Жидкий осколок» из майлара, прочного полимерного материала, закрепленного на мононити. Мерцающая двухслойная лента 4,6 тыс. кв. м была зафиксирована на высоте от 5 до 35 м и приводилась в медленное движение дуновением ветра, тем самым контрастируя с быстрым ритмом города.
Варвара Фуфаева