На Тамани во время раскопок, предваряющих строительство энергомоста в Крым, археологи обнаружили амфору, наполненную битумом. Сосуд датируется V веком до н. э. «Этот тип амфор хорошо известен, – рассказывает один из участников экспедиции, научный сотрудник отдела охранной археологии Института истории материальной культуры РАН Сергей Соловьев. – В позднюю архаическую эпоху их делали на греческом острове Фасос. И в Северном Причерноморье такие сосуды были распространены. В них привозили вино».
СВЕТ ИЗ АМФОРЫ
Битум на Тамань «приехал» в V веке до н. э. с Северного Кавказа или из Малой Азии
То вино, скорее всего, выпили греческие поселенцы, что появились здесь еще в VII веке до н. э. А спустя сто лет на восточной стороне Керченского пролива уже росли и развивались их города: Гермонасса, Фанагория, Кепы… Жители окрестных поселений, одно из которых находилось на месте раскопок, возделывали землю, выращивали скот – обычное занятие для греческих крестьян, и керамические амфоры для них тоже привычное дело. Уникально содержимое. На сегодня это древнейшее свидетельство применения нефтепродуктов местными жителями.

«Все, что мы знали о массовом использовании нефти в быту, относилось к более позднему времени – либо к эллинистическому периоду, либо к римскому, либо уже к Средневековью», – говорит Сергей Соловьев. Результаты химического анализа показали, что вещество из таманской амфоры не добыто с глубины, а собрано с поверхности. Предположение, что оно местное, из крымских месторождений, не подтвердилось. Битум «приехал» с Северного Кавказа или из Малой Азии.
Вероятней всего, найденное в амфоре вещество использовали для освещения. Это соотносится с предположением, что на месте раскопок 2 тыс. лет назад хозяйствовали греки. «Для того времени светильников местного типа мы не знаем. Это больше традиция греческой культуры», – рассказывает Сергей Соловьев. Впрочем, нет оснований для полной уверенности, что люди, населявшие северное побережье Черного моря, открыли для себя нефтепродукты в то время. Кто знает, может, это случилось еще раньше? А доказательства этого, как таманская амфора, ждут своего часа. Тем более следы других цивилизаций свидетельствуют о возможности такого варианта.
ТАЙНА ВАВИЛОНА
«Отец истории» Геродот в том же V веке до н. э. увидел Вавилон и поделился своими наблюдениями о том, как он был построен. «Прежде всего, город окружен глубоким, широким и полным водой рвом, затем идет стена шириной в 50 царских (персидских) локтей (26,64 м. – Прим. ред.), а высотой в 200 (106, 56 м. – Прим. ред.)... Лишь только выкопали ров, взятую оттуда землю использовали для выделки кирпича. Для их скрепления строители пользовались горячим асфальтом», – сообщает историк.
При возведении памятников Вавилона не обходилось без битума. Его использовали и при строительстве одного из семи чудес света – висячих садов Семирамиды
Слово «асфальт» в дословном переводе с греческого означает «горная смола», а по сути имеются в виду нефть и ее производные. Геродот повествует о том, что «в восьми днях пути от Вавилона» есть речка по имени Ис, впадающая в Евфрат. Она выносит своим течением комочки асфальта. Именно этот материал «был доставлен для постройки вавилонской стены». Не без него были созданы Вавилонская башня и висячие сады Семирамиды, о чем свидетельствует еще один древний историк – Ксенофонт: «И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести».
Сегодня с борта самолета на плоской поверхности желто-бурой Месопотамской равнины можно различить множество холмов, по-арабски «теллей». В каждом из них скрыт бесценный архив тысячелетий, отшумевших над древней землей Ирака, руины некогда великолепных городов, что рассыпались в прах. Потому что Месопотамия – страна глиняных цивилизаций: большинство строений возводились из кирпича-сырца, потому что лес, камень и металлы были в дефиците, зато в достатке глина, тростник и нефть. Хотя есть нюансы. «Обожженные в печах кирпичи были более прочными и долговечными, особенно когда их скрепляли битумом, но это был очень дорогой материал, так как дерево для его обжига было привозным и ценным топливом; по этой причине обожженные кирпичи использовались лишь для строительства «домов богов», то есть храмов и дворцов царей», – отмечает заведующий отделом теории и методики Института археологии РАН Валерий Гуляев в своей книге «Шумер. Вавилон. Ассирия: 5 тысяч лет истории».
ЦАРСКАЯ ГИДРОИЗОЛЯЦИЯ
Во многом благодаря таким технологиям и изнуряющему труду археологов возродился из праха величественный космического вида зиккурат времен царей Третьей династии Ура (около 2 тыс. лет до н. э.) – типичный памятник шумерской архитектуры. «По форме зиккурат представлял собой трехступенчатую пирамиду. Это монолитное сооружение. Основа его была сложена из кирпича-сырца… Снаружи здание было облицовано обожженным кирпичом, скрепленным битумным раствором», – свидетельствует в своих записях английский археолог Леонард Вулли, что руководил раскопками в южном Ираке в начале XX века.
Террасы такой пирамиды обычно тоже вымащивали обожженным кирпичом на битумном растворе. Вымостка выкладывалась иногда в пять слоев, так что дождевая вода (ливни, и еще какие, в знойной Месопотамии случались) никак не могла просочиться и повредить нижнюю кладку. Для отвода воды на каждом краю зиккурата сверху и до самой земли шел глубокий паз. Его поверхность для обеспечения водонепроницаемости тоже была покрыта битумом. Жители древнего Ура столь широко применяли природный асфальт, что арабы назвали развалины города «смоляным холмом». Битумом мостили тротуары и покрывали комнаты для омовений, использовали в качестве клея при создании мозаик, панно и скульптур из полудрагоценных камней, раковин и металлов, смолили корзины и лодки, лечились, в конце концов.
Все благополучие месопотамских культур и цивилизаций (особенно на юге региона) зависело от обширной ирригационной системы. Как свидетельствуют античные авторы (тот же Геродот), урожаи пшеницы и ячменя здесь составляли сам-двести и сам-триста, что больше, чем урожайность лучших пшеничных полей в современной Канаде. Но для этого требовались колоссальные усилия по обузданию строптивого нрава местных рек. И гидроизоляционные свойства природного асфальта в этом смысле пришлись кстати.
Строительство и реконструкция каналов, плотин и дамб часто упоминаются на глиняных табличках месопотамских правителей. Вот рассказ вавилонского царя Набопаласара: «Евфрат удалился от Сиппара, высокого священного города, любимого богом Шамашем и богиней Айей… Я, Набу-аплу-уцур, смиренный, кроткий, чтущий богов, прорыл Евфрат к Сиппару и доставил в изобилии чистые воды для бога Шамаша, моего господина. Берег я укрепил асфальтом и обожженным кирпичом».
ОТ НОЯ К ТУРУ ХЕЙЕРДАЛУ
Утнапиштим, прообраз Ноя, укрепил корабль горной смолой
Благодаря чудесным глиняным табличкам, а именно библиотеке Ашшурбанапала – последнего великого царя Ассирии, мир узнал, какую роль сыграла древняя Месопотамия в создании библейского предания о всемирном потопе. Клинописный текст, прочитанный в конце XIX века сотрудником Британского музея Джорджем Смитом, гласил, что боги разгневались на людей и решили покарать их с помощью наводнения. Много дней шли дожди.

И только благочестивый Утнапиштим, прообраз Ноя, со своей семьей по совету мудрого бога Эа спасся от гибели, построив огромный корабль и хорошо просмолив его, естественно, горной смолой. После шести дней этой вселенской катастрофы вода стала спадать, появилась земля в виде вершины горы Нисир, куда и пристал ковчег.
Боги, опечаленные гибелью человечества, решили помиловать Утнапиштима и его домочадцев, и от них произошли потом остальные люди. Даже еще недавно на Тигре можно было встретить круглые лодки куффа. Они представляли собой сплетенные из тростникового камыша гигантские корзины, тщательно обмазанные природным асфальтом.
Есть также шумерская версия всемирного потопа. В отличие от более поздних ассирийской и иудейской, здесь спасенные люди не высаживаются на какой-то горе, а заселяют заморский Дильмун, откуда боги затем приводят их на новое место жительства в устье двух рек. Но самое важное, что объединяет все варианты, – большие корабли, способные выдержать стихию.
Просмолив лодку битумом, Тур Хейердал смог совершить переход через Атлантику. Он доказал, что Новый Свет мог быть открыт и до Колумба
О судостроителях древности вспомнил во второй половине XX века Тур Хейердал, когда предпринял очередное свое рискованное путешествие. Возглавляемая им экспедиция на папирусной лодке «Ра», названной в честь древнеегипетского бога Солнца, отправилась от берегов Марокко в Америку, чтобы доказать возможность трансатлантических путешествий в древние времена. Первая попытка не увенчалась успехом – после 5 тыс. км «Ра» стала погружаться в воду. При строительстве «Ра-2» Тур Хейердал воспользовался шумеро-ассиро-иудейским опытом. «Папирусные стебли, из которых были сделаны веретена, обработали с обоих концов битумом, так что в теле «Ра-2» образовались как бы тысячи маленьких изолированных отсеков», – написал судовой врач обеих экспедиций кинопутешественник Юрий Сенкевич в своей книге «На «Ра» через Атлантику». Плавание завершилось успешно и дало основание полагать, что древние египтяне могли открыть земли Нового Света задолго до Колумба.
ЗАГАДКИ МУМИЙ

До недавнего времени считалось, что битум жители Древнего Египта импортировали из района Мертвого моря, используя его в том числе для бальзамирования тел умерших. Однако после того, как на побережье Суэцкого залива были обнаружены два природных источника, ученые задались вопросом о возможности эксплуатации этих месторождений в древности.
Американские исследователи с помощью масс-спектрографа сравнили между собой пробы битума Мертвого моря, из пяти мумий разного времени и из вновь открытых источников. Выяснилось, что лишь у одной из пяти мумий битум имеет египетское происхождение, у остальных – палестинское. Ученые предполагают, что решающим доводом в пользу выбора материала стал удобный путь из Палестины в Египет. По короткому сухопутному переходу к Средиземному морю, далее по морю и вверх по Нилу битум из Мертвого моря мог легко транспортироваться в Египет. К месторождениям в Суэцком заливе можно было попасть только через горы и пустыни.
Масс-спектрография может оказать историкам великую услугу, уверен руководитель лаборатории ионной и молекулярной физики Института энергетических проблем химической физики РАН профессор Евгений Николаев, который возглавлял команду ученых, исследовавших древний битум из античной амфоры, найденной на Тамани. Изучение химических трансформаций, которые в течение 2,5 тыс. лет происходили с битумом, может иметь и практическое преломление. Битумы сложно анализировать, при этом и для современной промышленности они очень важны: так называемые асфальтены могут забивать трубы и доставлять массу проблем. «Масс-спектрометрия сверхвысокого разрешения дает уникальную информацию о молекулярном составе вещества. Методы, которыми мы пользуемся, позволяют идентифицировать более 100 тыс. соединений в нефти», – говорит профессор Николаев.
Каждая нефть имеет свой «отпечаток пальца» – ее можно идентифицировать не только по месторождениям, но даже по скважинам. Будь у исследователей образец кавказской нефти, возможно, они смогли бы определить точное происхождение содержимого таманской амфоры. А сравнив образцы битума из древнего Ура с асфальтом, которым выложен бассейн, обнаруженный археологами в загадочном Мохенджо-Даро на территории Пакистана, узнали бы, распространялась ли монополия Месопотамии на природный битум на жителей города цивилизации долины Инда – современников людей Древнего Египта и Древней Месопотамии.
«Было бы интересно получить и доступ к египетским мумиям, хранящимся в Эрмитаже и Пушкинском музее… – мечтает Евгений Николаев. – Аналогичные исследования мумий Лувра проводились на масс-спектрометрах со сравнительно слабыми характеристиками по сравнению с теми, которыми мы располагаем сейчас».
Ольга Лариохина