Основой экспозиции выставки «Калязин. Фрески затопленного монастыря» станут результаты совместной работы специалистов Музея архитектуры и Академии имени Строганова. Это 16 отреставрированных фресок, среди которых такие показательные библейские сюжеты, как строительство Вавилонской башни, грехопадение Адама и Евы, события Апокалипсиса, и другие. Кроме этого, в выставочном пространстве можно будет увидеть фрагменты орнаментов и макеты построек монастыря.

Елизавета Лихачева
В процессе реставрационных работ специалисты подготовили для произведений новую основу, сняли старые тонировки и укрепили красочный слой при помощи полимерных составов, а также корректно сгруппировали фрагменты. История фресок, от момента создания до наших дней, – это путешествие длиной более чем в 360 лет, полное неожиданных поворотов и драматургии.
Елизавета Лихачева,
директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева:
«Калязинские фрески – это уникальный памятник. Поскольку монастырь был царским, здесь работали мастера, редко творившие за пределами Москвы. Это были лучшие иконописцы XVII века. Среди сохранившихся фресок есть совершенно уникальные сюжеты, в том числе ктиторский (религиозный, благодарственный) портрет царя Алексея Михайловича и его супруги. Живопись подобного рода – один из элементов культурного кода нации».
История спасения
1654 год
После посещения Троицкого Макарьевого монастыря, который упоминал еще в 1466 году купец Афанасий Никитин, царь Алексей Михайлович дал средства на строительство нового собора, который был освящен в 1654 году и тогда же расписан.
1920 год
Монастырь был закрыт.
1935 год
Принято постановление о начале строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов, строительство которых шло в 1939–1943 годах. Известно, что при создании водохранилища затоплению подверглись около 100 населенных пунктов, в том числе около 30 храмов.

Символы семи церквей
1940 год
Хранившиеся в монастыре уникальные фрески удалось спасти непосредственно перед взрывом благодаря экспедиции Академии архитектуры, в состав которой входили специалисты Музея архитектуры. Зимой 1940 года, когда морозы доходили до –32 градусов, специалисты составили подробное описание всех построек монастыря, а затем под руководством художника-реставратора Павла Юкина со стен Троицкого собора были сняты 126 фрагментов фресок. Научным сотрудникам удалось сделать почти невозможное: фрески снимали в спешке, в холода, без лесов, отдавая при этом предпочтение тем, которые были наиболее показательны с точки зрения библейских сюжетов.
Для этой процедуры был использован метод, который придумал Павел Юкин и впоследствии получил название «на мороз»: стену сначала разогревали газовыми горелками или при помощи емкостей, наполненных углями, после этого прислоняли марлю, пропитанную мучным или водным клеем, и затем скалывали куски. Полученные фрагменты отвозили по льду на другой берег Волги, где монтировали их на деревянные рамы. Соединение выполнялось при помощи раствора гипса. Все утраты в демонтируемых фресках также заполнялись гипсом, поверх которого наносили новый красочный слой. Зачастую «заплатки» существенно отличались от авторского стиля как по текстуре, так и по яркости. Тем не менее добытые с большим трудом фрески были сохранены и переданы в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры, Русский и Исторический музеи, музеи города Калязина и музей Строгановской академии.
1970-е годы
К 1960-м годам состояние фресок ухудшилось, и в конце 1970-х все они были очищены и законсервированы. Особый вклад в это внес Анатолий Кузнецов, художник-реставратор древней монументальной и станковой живописи, совместно со своей бригадой. Специалисты провели первые профилактические работы по укреплению штукатурного основания, удалили с поверхности живописи высколы и загрязнения, а также укрепили красочный слой. Тогда же был проведен эксперимент по перемонтировке изображения Иакова на новую жесткую основу из пенопласта.
1980-е годы
Спустя время стало понятно, что эксперимент удачен, поэтому с конца 1980-х начался новый цикл реставрационных работ. Наиболее аварийные фрагменты фресок монтировались на основание из полистирольного пенопласта под руководством художника-реставратора высшей квалификации Владимира Бурого. В этом ему помогали студенты кафедры реставрации Московского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова, работавшие над дипломными проектами.

Жатва. Сын человеческий производит суд
1990-е годы
Под руководством Бурого в период с 1988 по 1996 год были возвращены к жизни 11 живописных фрагментов. Параллельно с восстановлением фресок реставраторы удаляли тонировки Юкина и восстанавливали края фрагментов. Стоит отметить, что авторская методика реставрации Бурого, которая используется и сегодня, базируется на применении сополимера БМК-5 (бутилметакрилата с метакриловой кислотой). БМК-5 используется главным образом в консервации археологической живописи. Это вещество отличается относительно высокой температурой стеклования (состояние, при котором полимер имеет свойства твердого тела). Укрепляя красочный слой растворами БМК-5, удается избежать такого минуса консервации росписей, как потемнение живописи. Использовавшийся ранее полимер ПБМА (полибутилметакрилат) имел свойство изменять цвет.
2000-е годы
Кроме метода, изобретенного Бурым, к некоторым Калязинским фрескам применялся метод реставрации на основе сополимера Paraloid B-72. Чаще всего его используют в зарубежной реставрационной практике для укрепления грунта и красочного слоя живописи. Таким образом, начиная с 1988 года удалось отреставрировать 28 фрагментов.
2020 год
Выставка «Калязин. Фрески затопленного монастыря» подготовлена в музее архитектуры имени Щусева в Москве.
Наталья Борисова,
заведующая кафедрой реставрации монументально-декоративной живописи МГХПА имени С.Г. Строганова:
«БМК-5 – это вязкий полимер, и при его использовании создается светорассеивающая микропустотная пленка, которая потом превращается в полуматовую. Поэтому не требуется делать дополнительное покрытие, ведь сохраняются все оптические свойства изображения. Подобный подход позволяет создать пленку и не покрывать эмалью и алкидными лаками поверхность стен. В действующем храме это означает, что можно легко и без ущерба для красочного слоя удалить всю накапливаемую копоть и укрепить росписи».

Строительство Вавилонской башни
Полимеры в реставрации
Полимеры, как природные, так и синтетические, занимают особое место в реставрации. Художник-иконописец Ольга Зеленская рассказывает, что при восстановлении станковой живописи и икон используют «осетровый клей», который получают из коллагена осетровых рыб, а с помощью пшеничного клея восстанавливают архивные документы, графику. Растворы синтетических полимеров применяют не только в клеях, но и в лаках, мастиках, очищающих и защитных составах. Диапазон свойств полимеров позволяет реставрировать изделия из различных материалов, а многолетний опыт их применения в реставрации и изобразительном искусстве позволил четко определить преимущества. «Главные плюсы – это долговечность реставрационного материала и возможность сохранения прочного соединения. Естественно, полимер не должен потенциально вступать в прямую реакцию с материалом экспоната. Также важное свойство – способность сохранять бесцветность и прозрачность полимерной пленки на поверхности. Потемнение красочных слоев – одна из серьезных проблем реставрации. В современной истории немало примеров, когда полимеры помогали спасти жизнь искусству», – уверяет художник.
Фрески, которые спасли полимеры
1. Реставрация фресок Сикстинской капеллы – одна из крупнейших реставрационных работ XX века.
2. Реставрация фресок позднеантичного периода из Херсонесского некрополя в Севастополе.
3. Реставрация и сохранение фресок Акротири в Греции.
4. Реставрация фресок Калязинского Троицкого Макарьева монастыря.
5. Реставрация стен и росписей Оршина монастыря.