Save image

Save image

Благодаря полимерам во многом удается сохранить уникальные шедевры. В 2020 году в музее архитектуры имени Щусева в Москве запланирована выставка «Калязин. Фрески затопленного монастыря», которая станет возможной благодаря стечению обстоятельств, работе специалистов и технологии применения полимерных составов.

Основой экспозиции выставки «Калязин. Фрески затопленного монастыря» станут результаты совместной работы специалистов Музея архитектуры и Академии имени Строганова. Это 16 отреставрированных фресок, среди которых такие показательные библейские сюжеты, как строительство Вавилонской башни, грехопадение Адама и Евы, события Апокалипсиса, и другие. Кроме этого, в выставочном пространстве можно будет увидеть фрагменты орнаментов и макеты построек монастыря.


Елизавета Лихачева

В процессе реставрационных работ специалисты подготовили для произведений новую основу, сняли старые тонировки и укрепили красочный слой при помощи полимерных составов, а также корректно сгруппировали фрагменты. История фресок, от момента создания до наших дней, – это путешествие длиной более чем в 360 лет, полное неожиданных поворотов и драматургии.

Елизавета Лихачева,
директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева:

«Калязинские фрески – это уникальный памятник. Поскольку монастырь был царским, здесь работали мастера, редко творившие за пределами Москвы. Это были лучшие иконописцы XVII века. Среди сохранившихся фресок есть совершенно уникальные сюжеты, в том числе ктиторский (религиозный, благодарственный) портрет царя Алексея Михайловича и его супруги. Живопись подобного рода – один из элементов культурного кода нации».

История спасения

1654 год

После посещения Троицкого Макарьевого монастыря, который упоминал еще в 1466 году купец Афанасий Никитин, царь Алексей Михайлович дал средства на строительство нового собора, который был освящен в 1654 году и тогда же расписан.

1920 год

Монастырь был закрыт.

1935 год

Принято постановление о начале строительства Рыбинского и Угличского гидроузлов, строительство которых шло в 1939–1943 годах. Известно, что при создании водохранилища затоплению подверглись около 100 населенных пунктов, в том числе около 30 храмов.


Символы семи церквей

1940 год

Хранившиеся в монастыре уникальные фрески удалось спасти непосредственно перед взрывом благодаря экспедиции Академии архитектуры, в состав которой входили специалисты Музея архитектуры. Зимой 1940 года, когда морозы доходили до –32 градусов, специалисты составили подробное описание всех построек монастыря, а затем под руководством художника-реставратора Павла Юкина со стен Троицкого собора были сняты 126 фрагментов фресок. Научным сотрудникам удалось сделать почти невозможное: фрески снимали в спешке, в холода, без лесов, отдавая при этом предпочтение тем, которые были наиболее показательны с точки зрения библейских сюжетов.

Для этой процедуры был использован метод, который придумал Павел Юкин и впоследствии получил название «на мороз»: стену сначала разогревали газовыми горелками или при помощи емкостей, наполненных углями, после этого прислоняли марлю, пропитанную мучным или водным клеем, и затем скалывали куски. Полученные фрагменты отвозили по льду на другой берег Волги, где монтировали их на деревянные рамы. Соединение выполнялось при помощи раствора гипса. Все утраты в демонтируемых фресках также заполнялись гипсом, поверх которого наносили новый красочный слой. Зачастую «заплатки» существенно отличались от авторского стиля как по текстуре, так и по яркости. Тем не менее добытые с большим трудом фрески были сохранены и переданы в Государственный научно-исследовательский музей архитектуры, Русский и Исторический музеи, музеи города Калязина и музей Строгановской академии.

1970-е годы

К 1960-м годам состояние фресок ухудшилось, и в конце 1970-х все они были очищены и законсервированы. Особый вклад в это внес Анатолий Кузнецов, художник-реставратор древней монументальной и станковой живописи, совместно со своей бригадой. Специалисты провели первые профилактические работы по укреплению штукатурного основания, удалили с поверхности живописи высколы и загрязнения, а также укрепили красочный слой. Тогда же был проведен эксперимент по перемонтировке изображения Иакова на новую жесткую основу из пенопласта.

1980-е годы

Спустя время стало понятно, что эксперимент удачен, поэтому с конца 1980-х начался новый цикл реставрационных работ. Наиболее аварийные фрагменты фресок монтировались на основание из полистирольного пенопласта под руководством художника-реставратора высшей квалификации Владимира Бурого. В этом ему помогали студенты кафедры реставрации Московского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова, работавшие над дипломными проектами.


Жатва. Сын человеческий производит суд

1990-е годы

Под руководством Бурого в период с 1988 по 1996 год были возвращены к жизни 11 живописных фрагментов. Параллельно с восстановлением фресок реставраторы удаляли тонировки Юкина и восстанавливали края фрагментов. Стоит отметить, что авторская методика реставрации Бурого, которая используется и сегодня, базируется на применении сополимера БМК-5 (бутилметакрилата с метакриловой кислотой). БМК-5 используется главным образом в консервации археологической живописи. Это вещество отличается относительно высокой температурой стеклования (состояние, при котором полимер имеет свойства твердого тела). Укрепляя красочный слой растворами БМК-5, удается избежать такого минуса консервации росписей, как потемнение живописи. Использовавшийся ранее полимер ПБМА (полибутилметакрилат) имел свойство изменять цвет.

2000-е годы

Кроме метода, изобретенного Бурым, к некоторым Калязинским фрескам применялся метод реставрации на основе сополимера Paraloid B-72. Чаще всего его используют в зарубежной реставрационной практике для укрепления грунта и красочного слоя живописи. Таким образом, начиная с 1988 года удалось отреставрировать 28 фрагментов.

2020 год

Выставка «Калязин. Фрески затопленного монастыря» подготовлена в музее архитектуры имени Щусева в Москве.

Наталья Борисова,
заведующая кафедрой реставрации монументально-декоративной живописи МГХПА имени С.Г. Строганова:

«БМК-5 – это вязкий полимер, и при его использовании создается светорассеивающая микропустотная пленка, которая потом превращается в полуматовую. Поэтому не требуется делать дополнительное покрытие, ведь сохраняются все оптические свойства изображения. Подобный подход позволяет создать пленку и не покрывать эмалью и алкидными лаками поверхность стен. В действующем храме это означает, что можно легко и без ущерба для красочного слоя удалить всю накапливаемую копоть и укрепить росписи».


Строительство Вавилонской башни

Полимеры в реставрации

Полимеры, как природные, так и синтетические, занимают особое место в реставрации. Художник-иконописец Ольга Зеленская рассказывает, что при восстановлении станковой живописи и икон используют «осетровый клей», который получают из коллагена осетровых рыб, а с помощью пшеничного клея восстанавливают архивные документы, графику. Растворы синтетических полимеров применяют не только в клеях, но и в лаках, мастиках, очищающих и защитных составах. Диапазон свойств полимеров позволяет реставрировать изделия из различных материалов, а многолетний опыт их применения в реставрации и изобразительном искусстве позволил четко определить преимущества. «Главные плюсы – это долговечность реставрационного материала и возможность сохранения прочного соединения. Естественно, полимер не должен потенциально вступать в прямую реакцию с материалом экспоната. Также важное свойство – способность сохранять бесцветность и прозрачность полимерной пленки на поверхности. Потемнение красочных слоев – одна из серь­езных проблем реставрации. В современной истории немало примеров, когда полимеры помогали спасти жизнь искусству», – уверяет художник.

Фрески, которые спасли полимеры

1. Реставрация фресок Сикстинской капеллы – одна из крупнейших реставрационных работ XX века.
2. Реставрация фресок позднеантичного периода из Херсонесского некрополя в Севастополе.
3. Реставрация и сохранение фресок Акротири в Греции.
4. Реставрация фресок Калязинского Троицкого Макарьева монастыря.
5. Реставрация стен и росписей Оршина монастыря.



почитать еще
Спасение Ноя и секрет мумии

Спасение Ноя и секрет мумии

Вся история земных цивилизаций – переход от одних ресурсов и технологий к другим. Однако есть нечто неизменное. Археологические находки свидетельствуют: путешествуя во времени от каменного до атомного века, человек держал в своем багаже нефть или ее продукты.

читать полностью
Наше неизведанное все

Наше неизведанное все

Нефть и газ считаются чуть не главными богатствами России. Значительная часть граждан страны следит за движением цен на сырьевых рынках, подразумевая, что от этого зависит их собственное благосостояние. Однако о том, как добывают нефть и  газ и тем более что потом с ними происходит, кроме отраслевых специалистов, не знает толком никто. Мог бы помочь просвещению отраслевой музей, но создать его еще только предстоит.

читать полностью
Он просто Zhdun

Он просто Zhdun

Маргрит ван Брифорт сама того не желала, но заглянула в потаенные уголки русской души. Трогательное существо, созданное этой молодой голландской художницей, идеально отразило наше вечное ожидание перемен к лучшему. В России его назвали Ждун и он превратился в главный интернет-мем года. И хотя для нее его имя выглядит почти невозможно – Zhdun, иначе она его и сама уже не называет. О том, что символизирует Ждун на самом деле и из чего он сделан, Маргрит рассказала в интервью нашему журналу.

читать полностью