Зимняя обувь

Зимняя обувь

Использовать сезонные шины становится обязанностью российских автомобилистов. Но преимущества зимних типов резины признают еще не все.

С этого года вступил в силу техрегламент Евразийского экономического союза, обязывающий все машины в сезон переобувать в зимнюю резину. Но  фактически он у нас еще не заработал. Ответственность за несоблюдение нормы страны – участницы объединения должны установить сами. Однако изменения в Кодексе об административных правонарушениях РФ, вводящие соответствующие штрафы, не появились.

Лучше всего переобуваться, когда среднесуточная температура воздуха зафиксировалась около +7 °С. В это время уже возможны заморозки и осадки с мокрым снегом, когда летняя резиновая смесь перестает хорошо работать. На заснеженной дороге разница становится критичной. На зимней резине средний тормозной путь машины, двигающейся с начальной скоростью 50 км/ч, составляет около 31 м. Если автомобиль не переобуть – ровно вдвое больше, то есть 62 м.
В октябре, выступая на «правительственном часе» в Совете Федерации, первый вице-премьер Игорь Шувалов согласился, что, «наверное, это упущение», и пообещал до конца года «все-таки постараться» снять проблему, хотя признал, что речь идет о «неоднозначных инициативах, когда много людей против».

Шины – единственная система автомобиля, вступающая в прямой контакт с дорогой. От их состояния прямо зависит безопасность поездки. Однако переобуваться накладно, и потому вопрос вызывает споры. Согласно данным ФОМ, 28% автомобилистов в России не спешат менять резину до серьезных холодов, а 6% не считают нужным это делать вовсе. При этом почти каждый десятый опрошенный заявил, что не видит связи между отсутствием зимних шин и вероятностью ДТП. Так все же что лучше на дороге?

Как это устроено?

Многие водители считают, что главное отличие сезонной резины – рисунок протектора. Действительно, у зимних покрышек более глубокий, разреженный узор с ламелями (канавками) для отвода снега, воды и грязи.
Однако все это лишь видимая часть айсберга. Главные отличия лежат в составе применяемой резиновой смеси. Летние шины предназначены для контакта с горячим асфальтом, то есть они должны быть жесткими, иначе сотрутся. Зимняя резина, напротив, мягкая – ее задача в мороз оставаться эластичной и обеспечивать хорошее сцепление, говорит руководитель технического сервиса клиентов Дирекции синтетических каучуков СИБУРа Елена Глебова. В теплую погоду летние шины теряют эластичность, поскольку изготовлены преимущественно из бутадиен-стирольного каучука с высокой температурой стеклования. Для высокой морозостойкости применяются изопреновые каучуки – изначально иной подход.

Еще есть «всесезонка» – популярный вариант у тех, кто хочет экономить. Тормозной путь здесь на снегу больше, чем у зимних шин, но меньше, чем у летних. Однако, говорят эксперты, по сути, всесезонных колес нет. Это разновидность летней резины с особым рисунком протектора, прилично работающая максимум до –10 °С.

1-й этап
Подготовка
резиновой смеси
Формула у каждого производителя своя, она полностью не разглашается. В состав обычно входит каучук (натуральный и синтетический), гарантирующий прочность наполнитель (техуглерод, или попросту промышленная сажа), вулканизирующий агент (сера), вспомогательные компоненты (масла, смолы, минеральные добавки). Популярный ингредиент – силика (белая сажа). Ее использование позволяет сократить сопротивление качению, улучшает сцепление шин с дорогой.

2-й этап
Изготовление
элементов и сборка
В составе современной шины до 30 элементов, большинство из которых играют роль усилителей. Из них на одном барабане собирается каркас, на другом – брекерный пакет (пояс тяжести). Он стабилизирует геометрическую форму, предохраняет покрышку от повреждений. Затем каркас и брекерный пакет прижимают друг к другу, получая «сырую шину».

3-й этап
Вулканизация
Заготовки помещаются в металлическую пресс-форму и проходят вулканизацию, обретая окончательный вид. Затем при необходимости шины ошиповываются: металлические шипы робот устанавливает в подготовленные на этапе вулканизации отверстия.

4-й этап
Контроль
Готовая продукция проходит визуальный и аппаратный контроль,
ее маркируют и отправляют на склад.

«Липучка» или «шиповка»?

Есть два основных типа зимней резины – шипованная и фрикционная (в народе ее называют «липучкой»). Споры о том, что лучше, популярны как у автолюбителей, так и у профессионалов. «В городе, где дороги зимой покрыты шугой, снежно-водяной кашей, «липучки» стабильнее. За городом лучше «шиповка», – уверен Сергей ­Беляев, мастер станции техобслуживания на Севастопольском проспекте Москвы. А вот заведующий отделом по закупке шинной продукции крупной сети торгово-сервисных центров Иван Зверев говорит, что «липучки», как и «всесезонки», – уловки маркетологов. «Да, «липучки» меньше шумят, кажутся эстетичнее. Но мы живем в России. С большой долей вероятности хотя бы несколько раз за зиму температура сильно упадет или вы окажетесь на обледенелой дороге. В этом случае нет ничего лучше, чем шипованная резина», – отмечает он.

Начальник отдела химикатов для каучуков и резин НПО «Квалитет» ­Кирилл Кандырин подчеркивает, что выбор зависит от типа автомобиля, стиля езды и состояния дороги. «Первое известно всегда, второе – как правило, а третье – в руке Божьей. Соответственно, не существует шин на все случаи жизни», – говорит он. Основные претензии автовладельцев к «шиповке» сводятся к тому, что шипы при контакте с твердым покрытием затупляются и вылетают. Однако Иван Зверев с этим не согласен. Современные шипы, говорит он, износостойки, так как конструируются под конкретные шины. Более того, многие производители делают «умные» шипы, которые на асфальте «прячутся» в специальные «подушечки».

Зимняя резина подразделяется еще на два класса – скандинавский (или арктический) и европейский. Первый ориентирован на заснеженные и обледенелые дороги. Узнать его просто – по разреженному глубокому (не меньше 9 мм) рисунку с шашечками и большому числу ламелей. «Европейка» выглядит более традиционно – протектор с диагональным рисунком и грунтозацепами. Резина этого типа обеспечивает хорошее сцепление с мокрой дорогой, то есть работает в условиях мягкой зимы.

Но не переобувать же машину всякий раз, когда меняется погода! Мастер шиномонтажа Сергей Белов разводит руками: «Здесь уже не столь критично. Берите любую резину под свой стиль вождения и климат. Но желательно не дешевле 3 тыс. руб., иначе не найти качественную резину. И только известного производителя».

Верить ли тестам?

Чтобы узнать о новых моделях шин, их популярности и надежности, можно ознакомиться с рейтингами, которые традиционно публикуют автомобильные журналы в начале сезона. Однако можно заметить, что из года в год в топ-10 входят одни и те же производители, да и модельный ряд не меняется радикально. Эксперты относятся к тестам сдержанно. «Шина рассчитывается с учетом параметров конкретной модели – массы, распределения веса по осям, наличия ABS и многого другого, – рассказывает Кирилл Кандырин. – Хорошая шина для одной машины не подойдет другой. Кроме того, для составления рейтингов шины на полигоне часто испытывают не в тех условиях, в которых их потом эксплуатируют».

Одно из популярных мест для тестов зимней резины находится в финском поселке Ивало. Полигон здесь был основан в 1980-х, сегодня он включает в себя 10 трасс. При этом сам по себе Ивало – крупный туристический центр. Здесь можно поучаствовать в снежных сафари, например покататься на упряжке с оленями или погонять на снегоходе. Испытания шин в Ивало всегда зрелищны. Однако полигон расположен в 300 км севернее полярного круга, то есть его условия нетривиальны.
Есть хитрости, позволяющие новым разработкам успешно проходить испытания. «Я хорошо помню, с каким тщанием на одном из заводов, где я работал, отбирали шины на тесты, а чаще всего их изготавливали специальной партией, – рассказывает один из собеседников журнала. – Аналог для сравнения при этом брался из магазина». По международным нормам, говорит эксперт, испытания шин проводятся не только друг с другом, но и с эталонными образцами. У нас такая практика не сформировалась.

По данным Russian Automotive Market Research, объем российского рынка шин в прошлом году составил 55,3 млн шт., прогноз на этот год ниже – 41–44 млн. На фоне кризиса многие водители откладывают замену шин из-за сокращения доходов. Впрочем, в силу экономических причин, а также потому, что отечественные производители работают над имиджем, в большей степени снижение продаж затронуло импорт. По мере восстановления рынка эта тенденция вряд ли переломится: российские заводы усиливают позиции, к 2017 году их мощности, как ожидается, достигнут 60 млн шт.

«Некоторые автолюбители выбирают импортные шины, но российские по качеству не хуже, а стоят дешевле. У них есть и еще одно преимущество: они лучше адаптированы для погодных условий нашей страны», – считает Алексей Кирдяшов, директор по послепродажному обслуживанию компании «Ауди Центр Варшавка».

Новая резина или б/у?

Покупка бывших в эксплуатации зимних шин – один из распространенных способов сэкономить. Выгодно ли это? Теоретически вполне. Например, комплект новой «липучки» Nokian Hakkapeliitta CR3 235/65 R16 (эта резина предназначена для микроавтобусов) стоит у дилеров почти 35 тыс. руб. Те же покрышки на Avito, как заявлено продавцом, «в отличном состоянии», – лишь 14 тыс. руб.

Однако «отличное состояние» еще надо проверить. Срок жизни зимней резины невелик – пять лет, причем и в том случае, если она не использовалась. А узнать реальный возраст шины просто: дата производства выбита на боковине (четырехзначный код, последние две цифры – год выпуска). Кроме того, важна степень износа. В зависимости от модели новые шины имеют глубину протектора 7–9,5 мм. Законодательно оговорено требование к глубине протектора в 3 мм для зимних шин, а специалисты советуют менять резину уже на 4 мм. Это можно измерить при помощи обычной спички: размер ее серной головки обычно как раз 3–4 мм.

Срок жизни зимней резины – пять лет, даже если она не использовалась
Собственно, борьба с «лысой резиной» – это одно из проявлений ужесточения контроля над качеством шин, который идет в последние годы. Процесс активизировался после зимы 2012/2013, когда на трассе М10 Москва – Санкт-Петербург в районе Вышнего Волочка стояли многокилометровые пробки. Как было признано, одной из причин стала неподготовленность машин к заснеженной дороге.
«Узкое горлышко» на трассе уже устранено – в обход Вышнего Волочка проложен участок новой магистрали. Требования по износу протектора также появились. Теперь в практическую плоскость должна перейти реализация норм, касающихся зимней резины. В нашем климате другого пути нет.

Юрий Сушинов

почитать еще
Все на  подиум

Все на подиум

Симбиоз человека и технологий в контексте современной моды стал темой прошедшего в Нью-Йорке ежегодного Бала Института костюма (Met Gala). Некоторые звезды восприняли все буквально и явились в Метрополитен-музей в футуристических нарядах а-ля «Звездные войны». Из фантазий киношников буквально на глазах рождается мода будущего.

читать полностью
Осень в нефтехимии

Осень в нефтехимии

На улице мокро и холодно – время осеннего гардероба, в котором с каждым годом все больше одежды, обуви и аксессуаров из полимеров. И если раньше резиновые сапоги и дождевики носили только грибники, то теперь их выбирают даже столичные модники.

читать полностью
Главное – устойчивость

Главное – устойчивость

Археолог Эрик Тринкаус из Университета Вашингтона в Сент-Луисе на основании анализа останков древних людей предположил, что первая обувь могла появиться около 30 тыс. лет назад. Были это простейшие сандалии – возможно, лишь кожаная подошва с ремешками. С тех пор, конечно, все сильно изменилось. Но подошва все еще одна из самых важных частей обуви, особенно зимой, когда под ногами снег и лед. «Нефтехимия РФ» разбиралась, как делают нескользкую подошву для теплых непромокающих сапог.

читать полностью