Чтобы оставаться успешным, современному дизайнеру нужно обогащать знания не только в своей профессиональной сфере, но также в области химии, цифровых технологий, медицины и даже альтернативной энергетики. Подтверждением этого стал наряд превратившейся из скромной школьницы в законодательницу мод Гермионы Грейнджер из «Гарри Поттера» – актриса Эмма Уотсон пришла на Met Gala в ультрасовременном костюме из пластиковых бутылок от Calvin Klein. Речь о переработанном пластике, но, если не знать, кто об этом скажет? Открытый черно-белый топ и оригинальная юбка-брюки смотрелись как полноценное вечернее платье и моментально приковали внимание прессы.
СЛОМАТЬ СТЕРЕОТИПЫ
Использование бытовых отходов для выпуска одежды еще в конце прошлого столетия предсказал Пако Рабан, ранее придумавший пластиковые пуговицы. Сегодня идея получила поддержку и практическое воплощение. Пластик из бутылок, пакетов, старых рыболовных сетей через recycle-процесс возвращается к потребителю в виде брендовой одежды, обуви и аксессуаров. Переработанный полиэстер стал обычным материалом для спортивных гигантов вроде Nike – по самым приблизительным оценкам, у него в дело пошло уже около 3 млрд бутылок. В экомарафон включились даже доступные марки, например Topshop, Marks&Spencer, H&M, Patagonia и др.
Переработанный полиэстер стал обычным материалом в индустрии моды
Хотя, конечно, все начинается на подиумах. «На вас мешковатый голубой свитер, поскольку вы хотите показать, что являетесь человеком серьезным и вас ни капельки не волнует, во что вы одеты. Но вы не знаете, что этот свитер не просто голубой – не лазурный, не бирюзовый, а небесно-голубой. И вам невдомек, что когда-то Оскар де ла Рента создал коллекцию вечерних платьев небесно-голубого цвета», – говорила на эту тему героиня фильма «Дьявол носит Prada» Миранда Пристли, прототипом которой стала легендарный редактор Vogue Анна Винтур. Уже многие кутюрье задают тон массам, не брезгуя вторичной синтетикой. Такая линия выпускается, например, под маркой Stella McCartney.
Если в 1995 году натуральные волокна составляли не менее 55% мирового рынка, то к 2025 году их доля не будет превышать 30%. При этом доля синтетических волокон вырастет до 60%
Впрочем, в арсенале этого eco-friendly дизайнера вовсе не только переработанный пластик. Дочь экс-битла и борец за права животных Стелла Маккартни принципиально не использует в своих коллекциях натуральную кожу и мех, заменяя их на инновационные материалы последнего поколения. Ни за что не догадаться, что все эти шопперы и клатчи, с которыми щеголяют мировые селебрити, сделаны из кожзама.
«Среди потребителей продукции модной индустрии еще бытует мнение, что искусственная кожа – это недолговечная и некачественная «дешевка». Но сегодня благодаря современным технологиям научились производить материал, который по своим характеристикам сравним с натуральной кожей. Из него можно создавать красивые, если не сказать роскошные, вещи. В конце концов, когда перед глазами есть такой пример, как Stella McCartney, все вопросы должны быть сняты», – говорит креативный директор компании ARNY PRAHT Анзор Шибзухов.
РОССИЯ В ЭКОТРЕНДЕ
Молодой питерский бренд из тех, что продает уникальный дизайн по цене бюджетной Zara. Коллекция ARNY PRAHT с успехом дебютировала на прошлогодней санкт-петербургской Неделе моды, а спустя несколько месяцев команда «прорубила окно в Европу», поучаствовав в Fashion Week в Хельсинки.
Акрил, карбон и камни – основные материалы дома Iris Van Herpen
«Мы шьем сумки из экокожи, которая во многом даже превосходит натуральную, при этом стоят они дешевле. Средняя цена нашего изделия чуть меньше 4 тыс. руб. – вполне адекватная для такого аксессуара с учетом нашей потребительской аудитории», – продолжает Анзор Шибзухов. Так что же такое экокожа? Любой кожзаменитель представляет собой полимерное пленочное покрытие, нанесенное на тканевое или нетканое полотно. Наиболее распространенным пленкообразующим полимером остается поливинилхлорид – это винилискожа. Пленку экокожи образует полиуретан. Все требуемые свойства закладываются в процессе химического синтеза, поэтому никакие еще добавки-пластификаторы не нужны. Во время эксплуатации из полиуретана ничего не выделяется, поэтому и появилось название «экокожа».

От толщины полимерной пленки и основы зависят прочность и гибкость готового материала. На нее тиснением можно нанести рисунок, повторяющий текстуру кожи любого животного или рептилии, и вуаля – отличить экокожу от настоящей можно только по изнанке. А еще этот материал умеет «дышать». Его воздухопроницаемость намного выше, чем у любой натуральной кожи. Экоматериал дает больше простора для фантазии, ведь она не привязана к размерам и форме, как натуральная. Не говоря уже о разнообразии цветов и фактур.
Впрочем, это не единственный пример. Все больше модных домов применяют технологичные инновационные материалы. Причем не важно, придерживается ли модельер простой геометрии форм или в его ДНК «зашиты» авангард и деконструктивизм. Молодая голландка Айрис ван Херпен знаменита новаторским подходом. Ее сложные умопомрачительные коллекции выставлялись на 42 музейных площадках по всему миру. Именно она стала первым и горячим пропагандистом соединения Haute couture и технологии 3D-печати. Акрил, карбон и камни – основные материалы коллекций дома Iris Van Herpen.
Творчество этого модельера в значительной степени повлияло на то, чем занимается сегодня молодой дизайнер, выпускница Омского государственного института сервиса Кристина Гербер. Ее коллекция «Константа», ставшая лауреатом международного конкурса «Формула моды: Восток – Запад», скульптурна под стать творениям ван Херпен и при этом технически сложна. Правда, выполнены платья-баллоны с затейливыми драпировками не из карбона, а все-таки из ткани. «Выбор материала напрямую зависит от замысла, от концепции той или иной коллекции, поэтому, конечно, этому этапу уделяется максимум времени и внимания. У синтетических материалов есть свойства, которыми не обладают натуральные ткани, к примеру высокая несминаемость и формоустойчивость, и для некоторых моих моделей это было ключевым фактором. Многие приемы для их создания были заимствованы из бумагопластики. Используя их, мне очень хотелось сохранить в ткани ту же скульптурность, что и у бумаги», – рассказывает Кристина Гербер.
Отличить синтетическую экокожу от настоящей можно только по изнанке
Модельеры все чаще и увереннее прибегают к использованию ненатуральных материалов, и эта тенденция присуща как коллекциям haute couture, так и pret-a-porter. «В XX веке синтетика имела не самую лучшую репутацию, но сегодня она совсем не та. Новые технологии в области производства синтетического волокна позволили этим тканям по всем позициям вплотную приблизиться к натуральным и прочно закрепиться на мировых подиумах», – замечает известный российский дизайнер Игорь Чапурин (он работал даже над гардеробом наших первых леди – Людмилы Путиной и Светланы Медведевой).
Сегодня таких дилемм, как хлопок или полиэстер, шерсть или акрил, для модных домов, похоже, вообще не существует. По крайней мере, перед CHAPURIN. «Несколько раз в год я бываю на крупнейших текстильных выставках Европы, где выбираю ткани для своих будущих коллекций. Этот выбор напрямую зависит от сезона, концепции и идеи. В моих последних коллекциях мной двигали технологичность тканей, их фактура, практичность и качество», – рассказывает Игорь Чапурин.
Одежда из синтетики и смешанных тканей – это в первую очередь практично и недорого. «Я сам живу в очень интенсивном рабочем графике – постоянные перелеты, разъезды, встречи. Времени на себя остается мало, и мне крайне важны практичность и удобство того, что я надеваю. В моем гардеробе все чаще встречаются изделия из тканей с добавлением синтетики, которые не уступают в качестве одежде из натуральных волокон», – говорит дизайнер.
ЧТО ЗАВТРА?
Мода не может развиваться вне времени – это бесспорный тезис в устах представителей fashion-индустрии. Появляются технологические новинки, и модные дома сразу берут их на вооружение.
«Антибактериальные волокна новых синтетических тканей не просто защищают кожу, а ухаживают за ней – очищают, увлажняют… Сегодня это звучит как фантастика, но в ближайшие 15– 20 лет станет реальностью»
Это можно отнести и к так называемым умным тканям. Они светятся в темноте, запоминают форму, меняют цвет в зависимости от среды, перераспределяют тепло, отталкивают грязь и держат экстремальные нагрузки. Сегодня они в ходу у производителей спецодежды и спортивного инвентаря, а также дизайнеров-новаторов, но уже в обозримом будущем могут изменить мир моды до неузнаваемости.
«Использование «умных» тканей в модной индустрии пока на стадии эксперимента, и никакой существенной роли на рынке они не играют, – говорит аналитик моды Александр Хилькевич. – Но мы должны понимать и учитывать, что мир вступил в большую технологическую гонку. Скорость внедрения тех или иных инновационных разработок просто космическая, и она будет только возрастать. Ко всем уже существующим эффектам и свойствам тканей появится масса других. Это касается тех же антибактериальных волокон и волокон, которые не просто защищают кожу, а ухаживают за ней – очищают, увлажняют и так далее… Сегодня это звучит как фантастика, но в ближайшие 15– 20 лет станет реальностью. Те, кому сейчас 30–40 лет, увидят массу интересного и удивительного с точки зрения использования в одежде синтетических волокон».
ФАКТЫ О ТКАНЯХ
Если в 1995 году натуральные волокна составляли не менее 55% мирового рынка, то к 2025 году их доля не будет превышать 30%. При этом доля синтетических волокон вырастет до 60%.
САМЫЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ ТКАНИ
1 Полиэстер (или полиэфирное волокно)
по свойствам близок хлопку, хотя значительно (до двух раз) прочнее его. Ткань из полиэстера не нуждается в особом уходе, быстро высыхает, не садится, держит цвет. Используется для производства повседневной и спортивной одежды.
2 Лайкра (эластан)
Очень прочное волокно и при этом чемпион по тягучести. Как правило, используется в качестве добавки к другим волокнам (содержание лайкры в этом случае обычно не превышает 10%).
3 Акрил
Обычно это объемная пряжа для вязки. Она легче обычной шерсти, при этом не мнется, плохо впитывает влагу, хорошо держит цвет. Часто использует для изготовления вязаных вещей и верхней одежды.
4 Нейлон
Заменитель шелка. Ценится за прочность и легкий вес. При этом хорошо держит цвет, что позволяет создавать яркие и красивые вещи. Иногда используется в качестве добавки к другим волокнам (в том числе натуральным) для повышения их прочности.
«ЭТО АБСОЛЮТНЫЙ МЕЙНСТРИМ»
Александр Хилькевич,
аналитик моды, соучредитель Национальной академии индустрии моды, fashion-гуру:
«С точки зрения дизайнерской моды, моды дорогой, не говоря уже о среднем ценовом сегменте и масс-маркете, единственное направление, в котором развивается fashion-индустрия, – это постепенная замена натуральных материалов на синтетические. Это та дорога, по которой идет сегодня мировая мода, и другой не будет.
Среди причин, несомненно, развитие технологий и тот факт, что синтетические материалы уже ни в коей мере не уступают натуральным. Вообще, в международной моде нет противопоставления синтетики и натуральных материалов и никогда не было. Мода всегда была открыта всему новому, и благодаря появлению синтетических тканей с новыми характеристиками и синтетических волокон в смесовых материалах мы сегодня имеем максимальное разнообразие визуального дизайна.

Благодаря синтетическим добавкам потребительские качества тканей не только не ухудшаются, а, наоборот, возрастают. Благодаря союзу синтетики и натуральных волокон мы получаем абсолютно новые качественные характеристики, которые поднимают потребительские свойства тканей на более высокую ступень. Это касается и комфорта при носке, и простоты ухода, и повышения их прочности, и износостойкости, устойчивости к пилингу и т.д. Не последнюю роль играет вопрос цены, себестоимости изделий. Это происходит сейчас, и эта тенденция сохранится в будущем: стоимость натуральных составляющих будет расти. Синтетические добавки существенно удешевляют сырье, из которого потом производится одежда. И никто сегодня не делает больших глаз, когда даже в люксовом сегменте микшируется, например, кашемир с полиэстером, кашемир с нейлоном, мохер с полиамидом. Это не какие-то отдельные марки и производители, это абсолютный мейнстрим.
Есть еще важный момент, с которого, наверное, стоило бы даже начать. Одним из основных игроков на мировом рынке натуральных волокон является хлопок. Но с точки зрения воздействия на окружающую среду его производство оценивается как чрезвычайно опасное, а экология сегодня для мира моды – главная религия. Так же, как и этическая сторона – использование на хлопковых плантациях детского труда, невыносимые условия, прочие нарушения прав работников… Экология и этика бизнеса – два фактора, которые очень сильно переформатируют весь международный модный бизнес.
И это не прогнозы на какое-то далекое будущее, все случится у нас на глазах – в ближайшие 20–25 лет мы увидим, как хлопок уйдет из мира моды и будет практически полностью заменен на искусственные и синтетические волокна. Конечно, останется незначительный процент и хлопка, и шерсти, и шелка, но это будет очень дорогая одежда, для избранных».
Ольга Лариохина