Главное – устойчивость
Археолог Эрик Тринкаус из Университета Вашингтона в Сент-Луисе на основании анализа останков древних людей предположил, что первая обувь могла появиться около 30 тыс. лет назад. Были это простейшие сандалии – возможно, лишь кожаная подошва с ремешками. С тех пор, конечно, все сильно изменилось. Но подошва все еще одна из самых важных частей обуви, особенно зимой, когда под ногами снег и лед. «Нефтехимия РФ» разбиралась, как делают нескользкую подошву для теплых непромокающих сапог.
Подошва наиболее подвержена истиранию и деформациям – ведь она соприкасается с землей. Значит, чтобы обувь хорошо служила, нужно сделать подошву твердой. Но тогда она будет жесткой, что не просто неудобно, а еще и опасно в гололед. Баланс интересов возможен? В древние времена обувь делали из того, что проще всего раздобыть, – например, из кожи животных. Каучук стал использоваться в XIX веке, когда страны Латинской Америки заболели «каучуковой лихорадкой». Сегодня обувь из этого материала также производят – натуральный каучук гибок и легок. Но все же для зимней обуви применяются главным образом синтетические материалы.
1. Не скользит
«У нас используются несколько материалов. Один из них – термоэластопласт (ТЭП)», – рассказывает Ирина Щеголь, инженер-химик Ralf Ringer, одного из крупных российских производителей. Официально этот материал считается всесезонным. Но, уточняет Ирина Щеголь, он выдерживает даже существенное понижение температуры – до –45 °С. ТЭП эластичен, с хорошим рисунком протектора подошва из него не скользит, он не пропускает влагу. Суть в том, что при обычных температурах он обладает свойствами резины, а при повышенных (от +120 °С) – размягчается и ведет себя как термопласт, что позволяет отливать монолитную подошву. Единственный значимый недостаток –невозможность выдерживать экстремальные перепады температур. Но ведь большинству людей этого и не нужно.
2. Не утяжеляет ноги
Чистый полиуретан мог бы быть идеальным вариантом для подошвы зимней обуви. Он мало весит, хорошо сопротивляется истиранию, держит тепло и отлично гнется. Однако пористая структура не позволяет добиться хорошего сцепления со снегом и льдом. Кроме того, при низких (от –20 °С) температурах материал теряет эластичность и может изламываться. Но со всеми плюсами полиуретана производители расставаться все же не захотели, поэтому его добавили к ТЭП и получился еще один современный материал – термополиуретан (ТПУ). Он сочетает в себе свойства обоих «родителей», то есть основными характеристиками его являются гибкость, упругость, легкость, повышенная износоустойчивость и отсутствие скольжения в зимнее время года.
3. Держит тепло
Еще один вариант – литьевые комбинации полиуретана и термополиуретана. «ТПУ здесь внешняя накладка, имеющая высокую плотность и мягкость, поэтому она и не скользит. Однако чтобы добиться наилучших свойств, во внутренний слой заливается полиуретан. Главное свойство этой подошвы – не замерзать», – говорит Ирина Щеголь. С тем, что такая комбинация ведет себя более чем положительно зимой, согласен и менеджер Липецкой обувной компании Алексей Юров. «Если речь идет о характеристике полиуретана, то он слабее себя ведет в агрессивных средах, нежели ТПУ. Поэтому их начали компоновать литьевым методом, – поясняет он. – Например, если обувь с глубоким протектором использовать при пониженных температурах, то просто полиуретан потрескается, а если он будет скреплен ТПУ, то это не дает ему лопнуть на морозе».
Секретный рецепт
Один из эталонов «зимнего» качества – продукция итальянской компании Vibram. Она находится в небольшом городке Альбиццате. В 1937 году Витале Брамани запатентовал свое изобретение – подошву Carrarmato, что в переводе с итальянского означает «напролом», выбрав в качестве исходного материала вулканизированную резину.
Изготовление подошв – тайна за семью печатями
«Это очень известный бренд с широким ассортиментом, производящий подошвы специальной треккинговой обуви для горнолыжников и альпинистов. У них засекреченное производство, а сами подошвы запатентованы», – рассказала ведущий модельер-конструктор пермской обувной фабрики «Трек» Юлия Еспенко. Впрочем, изготовление подошв – тайна не только в Италии.
«Р

аньше в СССР был Всесоюзный НИИ пленочных материалов и искусственной кожи, он отрабатывал технологии изготовления подошв и передавал их 60 предприятиям для реализации, – говорит доцент кафедры технологии полимерных пленочных материалов и искусственной кожи Московского государственного университета дизайна и технологий Александр Копылов. – Сейчас на современных предприятиях все держат в тайне. Каждый сам по себе и других рассматривает только как конкурентов».
На что еще обратить внимание
Есть мнение, что все натуральное хорошо.
На самом деле сегодня многие синтетические материалы не просто не уступают, а превосходят свои натуральные аналоги. Так что на самом деле выбор – лишь дело вкуса. Вот что точно должно насторожить – это когда производитель пытается «смешивать» разные варианты: для видимой внутренней части сапог использует натуральных мех, для скрытой от глаз – искусственный. Это желание поиграть на предубеждении потребителя, вводя его в заблуждение. Но обманули здесь, обманут и в другом месте!
Каблуки придумали для мужчин – чтобы нога всадника не выскальзывала из стремени при езде на лошади. Но сегодня обувь на каблуке носят
в основном женщины. Причем многие в погоне за красотой выбирают высокие каблуки, несмотря даже на снег и лед. Для зимы особенно важно качество каблука обуви – он должен быть достаточно толстым и устойчивым. Если каблук «отъезжает» назад при надавливании на подъем сапога, то покупать такую обувь не стоит. Удержать равновесие в ней на скользкой дороге будет практически невозможно.
Лучше покупать зимнюю обувь большего размера. Дело здесь даже не в том, что хочется иногда поддеть теплый носок. Между ногой и сапогом должно оставаться немного свободного места, тогда за счет естественной воздушной «подушки» тепло сохранится дольше.
Варвара Фуфаева