Удобная ливрея

Удобная ливрея

Зачем красят самолеты? Чтобы защитить металл от коррозии и придать привлекательный вид. Но не только. Современные краски для авиации – это еще и улучшенная динамика, и экономия топлива. В том, что стоит за эффектной «оболочкой» крылатых машин, разбиралась «Нефтехимия РФ».

Самолеты служат многие годы, часто меняют владельцев, но выглядят (во всяком случае, со стороны) с иголочки – так, будто только вчера покинули завод. Это потому, что их в обязательном порядке периодически, примерно раз в шесть лет, полностью перекрашивают.

Зачем красят?

Еще на заре авиации были придуманы составы для защиты поверхностей от растрескивания и рассыхания – нитроцеллюлозные лаки. Они до сих пор применяются при ремонте машин с тканевыми обшивками крыльев и оперения
Обычно ливреей называют одежду особого покроя, предназначенную для лакеев, кучеров и других слуг. В авиации ливрея – это схема покраски воздушных судов, призванная выделить самолет среди себе подобных, а также предоставить необходимую техническую информацию.

Первые ливреи были примитивными. Впрочем, и самолеты на заре авиации строили из фанеры и ткани, особо не разгуляешься. По мере развития техники внешний облик машин стал более затейливым. Уже в 1950-х годах на бортах начали появляться рисунки, над созданием которых трудились группы дизайнеров. Для современных авиакомпаний внешний облик самолетов – один из ключевых элементов имиджа. При этом в парке крупнейших игроков всегда есть лайнеры с уникальными ливреями.

Но также покраска – это способ оградить самолет от коррозии и внешних воздействий. Это резкие перепады температур, интенсивная солнечная радиация, высокий уровень озона и ультрафиолета на высоте, контакты с различными сильнодействующими веществами, к примеру чистящими средствами или противообледенительными жидкостями на основе гликоля (без обработки ими эксплуатировать самолеты зимой небезопасно).

 Чем красят?

При производстве красок на 70% используется российское сырье
Как только массово начали использоваться самолеты с металлическим фюзеляжем, стал популярным такой способ оформления ливреи – корпус тщательно полировался на заводе и лакировался. Блестящий металл выглядит красиво, но стоит дорого – полировка сама по себе плюс лак, обеспечивающий защитные функции. Постепенно от такой схемы стали отказываться. Последней в 2012 году это сделала компания American Airlines, несмотря даже на то, что полированные самолеты были ее «фишкой».

Долгое время правили бал акриловые эмали, но по мере развития авиационной техники (большая высота и скорость полета, использование агрессивных веществ) их возможностей стало не хватать, требовалась частая перекраска. «Ситуация изменилась с того момента, как начали использовать полиуретановые эмали, которые увеличили промежуток между покраской до пяти–семи лет. Кроме того, новые краски выигрывают у акриловых с точки зрения технологии сушки. Если акриловая эмаль высыхает естественным способом, то в случае с полиуретановыми составами это происходит за счет полимеризации, наступающей после добавления в них специального отвердителя», – говорит Юрий Еремеев, замглавы компании «Спектр-Авиа» (ведущий окрасочный центр России).

Краска защищает самолет от внешних воздействий и помогает экономить топливо
Еще один немаловажный момент – полиуретановая краска помогает экономить топливо. Ее наносят небольшим слоем (всего 0,2 мм), вес самолета, как и в случае с акриловыми красками, меняется незначительно (после полного высыхания – на 115 кг для такого лайнера, как Boeing 737), но зато получается идеально ровное покрытие, помогающее улучшить аэродинамику и снизить сопротивление воздуха. Сокращение расходов на топливо составляет в среднем от 5 до 8.

Дополнительной сложностью для разработчиков авиакрасок является то, что самолеты не делают полностью герметичными. По словам пилота и видеоблогера Алексея Кочемасова (в Интернете он известен как Летчик Леха), через каждые 11 м набора высоты атмосферное давление вокруг самолета падает приблизительно на 1 мм ртутного столба. Таким образом, если бы конструкторы попытались полностью закупорить корпус (как у подводной лодки), им пришлось бы сделать его в несколько раз более прочным и тяжелым (чтобы не лопнул), а перелеты стали бы очень дорогими. Вместо этого в салонах воздушных судов создается атмосфера с переменным давлением в зависимости от стадии полета. Пассажиры ощущают, как закладывает уши, а обшивка тем временем надувается и сдувается по типу воздушного шарика.

Иными словами, фюзеляж во время полета претерпевает деформации, которые в полной мере передаются и на его лакокрасочное покрытие. Именно поэтому все компоненты данных покрытий должны обладать очень высокой гибкостью. Причем это касается не только эмалей и грунтовок, но и специа­лизированных шпатлевок, которые для авиации делают на полиэфирной основе, обеспечивающей оптимальное сочетание эластичности и прочности.

В 1838 году купец Андрей Вахрамеев открыл в Ярославле завод, выпускающий краски. Сегодня это один из крупнейших производителей России (входит в группу «Русские краски»), предлагающий в том числе материалы для авиации.

«Полиуретановые эмали наш завод поставляет в комплексе с грунтовками. Для производства данного вида красок мы как минимум на 70 используем отечественное сырье. И это неудивительно, ведь первым нашим заказчиком данного вида продукции было Минобороны, которое строго следит за происхождением всех материалов, применяемых в военной технике. На своем опыте можем сказать, что в России для производства полиуретановых эмалей есть практически все необходимые компоненты, включая связующее, а за рубежом завод закупает лишь некоторые добавки и пигменты», – рассказал Игорь Волков, руководитель проекта по авиационным материалам компании «Русские краски».

Как красят?

В покрасочном амбаре почти стерильные условия: любая пылинка может повлиять на качество покрытия
Процесс окраски можно условно разделить на три этапа. Вначале заклеивают все отверстия (в том числе иллюминаторы) и с помощью растворителя «разъедают» старое покрытие. Смывают его просто струями горячей воды под давлением.

Далее следует подготовка корпуса к окраске: его внимательно осматривают, все лишнее убирают вручную. Работа идет в крытом помещении, где поддерживается особый климат. «Покрасочный ангар оборудуется воздушными фильтрами и компрессорной вентиляцией, а весь задействованный персонал передвигается по нему только в спецодежде. Ведь даже малейшая пылинка может повлиять на качество покраски и привести к последующему отслоению покрытия», – говорит Вячеслав Железняк, замначальника НИО «Функциональные мате­­риа­лы и технологии синтеза» ФГУП «ВИАМ» (крупнейший отечественный институт, разрабатывающий материалы для авиации).

Теперь на самолет можно нанести грунт, отшлифовать его и приступить к финальной покраске эмалью. Осуществляется она с помощью пистолетов-распылителей. «Самым передовым способом нанесения краски сейчас считается электростатический метод, который позволяет улучшить качество малярных работ посредством электричества. Работает это следующим образом.

В распылителях есть небольшие генераторы, которые подают на краску ток напряжением до 20 тыс. вольт. Когда мы заземляем корпус самолета, фюзеляж и эмаль имеют разные электрические заряды, благодаря чему покрытие ложится ровным слоем и краска меньше разбрызгивается», – рассказал Юрий Еремеев.

Краску наносят тонким слоем (всего 0,2 мм), но покрытие помогает снизить сопротивление воздуха

Экономия топлива составляет в среднем от 5 до 8%
Завершающим штрихом является нанесение бортовых надписей с помощью трафаретов, после чего самолет покрывают слоем прозрачного лака, придающего его корпусу ослепительный блеск. Впрочем, и тут задача состоит не только в том, чтобы навести красоту. Поверхностный слой лака защищает эмаль от воздействия ультрафиолета. А благодаря более гладкому покрытию дополнительно уменьшается сопротивление воздуха. Несколько лет назад спе­циа­лизирующаяся на грузоперевозках авиакомпания «Волга-Днепр» начала покраску своих судов по системе «База-лак». Ее специалисты посчитали, что только этот шаг позволяет снизить топливные расходы каждого борта на 1–1,5 в год.

Учитывая, что речь в том числе об уникальных самолетах Ан-124-100 «Руслан» – крупнейших грузовых гражданских лайнерах мира – в денежном выражении вклад полезной химии оценили в 100 тыс. долл. для каждой машины.

Необычные ливреи обычных самолетов

Тигролет
(Boeing 747-400, «Россия»)

Амурский тигр, изображение которого нанесено на нос лайнера, является одним из символов Дальнего Востока. Борт выполняет рейсы из этого региона. Его ливрея призвана привлечь внимание к вопросу сохранения редких видов диких животных.


Хохлома
(Sukhoi SuperJet 100, «Аэрофлот»)

В честь своего 90-летия компания провела конкурс, участники которого выдвигали идеи раскраски самолетов. Победителем стал Александр Сосновский, предложивший оформить лайнер под хохлому. Он получил золотую карту «Аэрофлота», а компания – борт, ставший ее визитной карточкой.

Танк
(Boeing 737-300, «Белавиа»)

Популярную компьютерную игру World of Tanks придумали в Беларуси. Лайнер, выкрашенный в черный цвет с оранжевым орнаментом, призван рассказать миру об этом факте. Дизайн ливреи создан в Wargaming – компании, разработавшей игру.


Робот
(Boeing 787, All Nippon Airways)

Японская авиакомпания посвятила свой Dreamliner киносаге Джорджа Лукаса «Звездные войны». С 2015 года самолет оформлен в виде знаменитого дроида R2-D2. Летает он, что неудивительно, в Америку.


Микки-Маус
(Boeing 737 разных модификаций, Alaska Airlines)

Сразу несколько бортов американской компании имеют необычные ливреи. Один из самолетов оформлен в виде гигантского лосося, еще один украшен изображениями собачьей упряжки. Некоторые лайнеры посвящены фильмам Disney, в том числе «Дух Диснейленда» с изображениями Микки-Мауса.

Большая разница

Если пассажирским лайнерам нужен яркий облик, то окраска военного самолета призвана сделать его как можно менее заметным. Обычно «боевых птиц» красят так. Низ – в цвет неба, чтобы самолет было плохо видно с земли. Затененные детали – чуть светлее, так лучшее выравнивается яркость поверхностей. Верх – деформирующая окраска, например с пятнами ломанных линий, искажающими форму и контур самолета.

Около полувека назад в США было принято решение о том, что лучше иметь один камуфляж для всех самолетов, чем перекрашивать их при переброске с аэродрома на аэродром. В качестве стандарта был утвержден цвет, получивший название ghost gray («призрачный серый»). В нулевых в России руководство Минобороны приняло аналогичное решение. Однако оно не пришлось по душе летчикам – стали говорить, что российские самолеты похожи на авиацию НАТО. Кроме того, на фоне снежных или лесных пейзажей они представляют собой заметную мишень. Решение пересмотрели – с 2013 года боевые машины в России красят в разные цвета в зависимости от местности, где самолет дислоцируется.

Александр Буланов, Ольга Михайлова


почитать еще
Все на  подиум

Все на подиум

Симбиоз человека и технологий в контексте современной моды стал темой прошедшего в Нью-Йорке ежегодного Бала Института костюма (Met Gala). Некоторые звезды восприняли все буквально и явились в Метрополитен-музей в футуристических нарядах а-ля «Звездные войны». Из фантазий киношников буквально на глазах рождается мода будущего.

читать полностью
Осень в нефтехимии

Осень в нефтехимии

На улице мокро и холодно – время осеннего гардероба, в котором с каждым годом все больше одежды, обуви и аксессуаров из полимеров. И если раньше резиновые сапоги и дождевики носили только грибники, то теперь их выбирают даже столичные модники.

читать полностью
Главное – устойчивость

Главное – устойчивость

Археолог Эрик Тринкаус из Университета Вашингтона в Сент-Луисе на основании анализа останков древних людей предположил, что первая обувь могла появиться около 30 тыс. лет назад. Были это простейшие сандалии – возможно, лишь кожаная подошва с ремешками. С тех пор, конечно, все сильно изменилось. Но подошва все еще одна из самых важных частей обуви, особенно зимой, когда под ногами снег и лед. «Нефтехимия РФ» разбиралась, как делают нескользкую подошву для теплых непромокающих сапог.

читать полностью