Сфера чудесных превращений
Преподавать химию в школе начинают довольно поздно, а знания дают зачастую без должного погружения. В современном мире этого недостаточно. Постоянный автор программ для «умных» городов, выпускник химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, преподаватель Школы им. А.Н. Колмогорова Владимир Быстров рассказал «Нефтехимии РФ» о том, как заинтересовать молодое поколение химией.
Ш
кольные учебники по химии в последние годы стали существенно лучше, грубых ошибок в них давно уже не встречается. Но что касается актуальности, то школьный курс химии, к сожалению, очень консервативен. Определенные сдвиги есть, но пока это касается в большей степени курса общей и неорганической химии 8–9-го классов. Курс органической химии остается скудным и не очень логичным. Это объясняется тем, что весь его объем стараются вместить в один год.
Химия – это прежде всего практическая наука, но в школьном исполнении она нередко превращается в помесь математики с философией. Этот пробел нужно устранять обязательно.
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок больше понимал в химии окружающих его процессов, то стоит уделить внимание поиску дополнительных занятий, которые включают в себя не только теорию, но и практику. Поверьте, вам тоже будет интересно, что ребенок может узнать на таких уроках. Это могут быть и фантастические задачи (например, как вырастить кристалл), а могут и вполне прикладные (чем удалить накипь или свести пятно, как сделать безопасные и красивые фейерверки).
Сейчас появилось множество лекций, кружков и программ по химии для детей, где проводятся практические опыты и мастер-классы. Например, «Химическая лаборатория» – новая программа проекта «Умная Москва», посвященная классическим приборам и методам, на которых стоит все здание современной науки. Она полностью интерактивна: каждый ребенок выполняет эксперименты собственными руками. Есть лекция и для родителей о том, как химия меняет мир, о мифах, с которыми сталкивается каждый из нас. Стоит ли бояться компонентов с приставкой «Е» в продуктах? Какие химические вещества люди издавна применяли для лечения? Почему точно не стоит начинать курить? Это простые вроде бы вопросы, на которые далеко не все знают ответы.
Основная цель таких проектов – показать истинное лицо химии. Что это не абстрактная вещь со странными школьными задачами и не бесконечные взрывы, показанные на видео в Интернете. Это особая наука, похожая больше на магию.
Даже в домашних условиях можно с легкостью заинтересовать ребенка химией. Допустим, порассуждать на тему: «Как ты думаешь, из чего состоит все, окружающее нас?» Можно начать с простых экспериментов: например, показать индикаторные свойства напитков – каркаде или свекольного сока. На этом опыте и дети, и их родители с интересом смогут наблюдать за необычными химическими явлениями, которые, поверьте, запомнятся и вызовут интерес к науке.
Эксперимент на дому
Нам понадобится:
• Чай каркаде россыпью.
• Лимонная кислота или уксус.
• Средство для прочистки труб «Крот».
Для начала сделаем крепкую заварку, чтобы получилась насыщенная красная жидкость чая каркаде.
Растворим в воде немного порошка «Крот», который будет выполнять роль щелочи. Попутно можно объяснить ребенку, что такое щелочи (сильные основания, вступающие в реакцию с кислотами с получением на выходе нейтральных солей).
Начинаем понемногу добавлять щелочной раствор в заваренный каркаде. В какой-то момент чай из красного станет синим. Каркаде в данном случае выступает в роли «проявителя» щелочи и меняет цвет именно потому, что раствор приобрел новые свойства. Чтобы получить нейтральную форму, следует в полученный синий раствор добавлять по капле лимонную кислоту или уксус, «уравновесив» вводные. Постепенно перемешиваем, чтобы поймать момент, когда жидкость станет уже не синей, но еще и не красной. Это самое интересное – момент перехода из одной формы в другую.
Мария Богородская