Однажды перед фараоном Хуфу, жившим за 3 тыс. лет до н. э., выступил чародей Джеди, поражавший умением оживлять умершего гуся. Рассказ об этом, начертанный на хранящемся в Берлине папирусе, принято считать первым упоминанием об иллюзионном искусстве. Трюк Джеди и сегодня можно увидеть: например, его вариацию показывали в популярном телешоу «Кто обманет Пенна и Теллера?». Иллюзия проста: сначала фокусник демонстрирует птицу с зафиксированной под крылом головой, на месте которой закреплен «дубликат» от другого гуся. Затем создается видимость обезглавливания, птица накрывается покрывалом, сковывающие ее путы разрезаются, а настоящая голова «возвращается» на место.
Магия политики

В Берлине в Египетском музее хранится самое древнее упоминание фокусов
Сегодня такой трюк умеют делать почти все фокусники. А Хуфу в свое время был так впечатлен, что не только одарил Джеди, но даже просил его совета по поводу строительства своей пирамиды. И это не единственный случай в истории, когда фокусник буквально вершил судьбы.
В середине XIX века Жан Робер-Уден предотвратил восстание Алжира против французской оккупации. Фокусник просто показал местным колдунам, что умеет ловить зубами выпущенную в него почти в упор пулю. В итоге сразу несколько вождей племен решили, что если у Франции есть такие маги, то сопротивление бесполезно.
Эта иллюзия популярна до сих пор. Естественно, никто и никогда не думал ловить пулю по-настоящему. Маг просто заранее держит ее во рту, чтобы показать зрителю, а оружие он приносит с собой. И есть масса вариантов имитировать выстрел. Раньше ассистенты незаметно вынимали заряд при помощи магнита, прикрепленного к шомполу. Теперь есть более продвинутые решения – использовать оружие с холостым или восковым зарядом. Но это не обыкновенный воск, а специальный синтетический состав, который не дает пуле «потечь» от заряжания в нагретый револьвер. Такие снаряды используют еще на армейских учениях.
Впрочем, Робер-Уден своими трюками поражал не только африканцев. Неслучайно Гарри Гудини– один из самых известных фокусников в истории – даже позаимствовал у него фамилию. Он превратил французское Удэн (Houdin) в читаемое на американский манер Гудини (Houdini).
Прославился этот иллюзионист прежде всего как повелитель оков, человек, способный выбраться из любого мешка или сундука. Секретом успеха были доскональное знание замков, ради которого Гудини даже некоторое время работал в слесарной мастерской, и невероятное владение телом. Но, естественно, фокусник прибегал к хитростям, которые теперь маги пытаются не просто раскусить, но и усовершенствовать.
Дело – трубка

Дэвид Блейн превысил рекорд Гарри Гудини по пребыванию под водой. Но дышал через прозрачные пластиковые трубки, говорят его коллеги
Тем более арсенал средств позволяет. «Много реквизита появилось благодаря изобретению новых материалов», – говорит профессор Саратовского госуниверситета Владимир Свечников, а по совместительству вице-президент Российского объединения магических братьев – «отраслевого» союза фокусников. В качестве примера он приводит пластиковые пальцы, кисти, ноги и головы, которыми иллюзионисты заменяют свои части тела.
Раньше все это изготавливали из дерева, гипса, в технике папье-маше. Достижение правдоподобности было делом сложным. Нужно было, вспоминает Игорь Онищенко из магического дуэта «СВЕИГО», тратить массу сил. Сейчас все иначе: «В специальных мастерских можно заказать индивидуальные «протезы». Цвет полимера подбирается на компьютере, что делает дубликаты абсолютно достоверными».
Пластмассы вообще очень широко применяются в современных фокусах. Популярностью, например, пользуется легкий и прочный плексиглас. В ящике из него уличный маг Дэвид Блейн просидел над Темзой без еды 44 дня.
Чародей говорит, что вдохновляется примером Гудини. Некоторое время считалось, что он даже сумел превзойти кумира. К примеру, рекорд Гудини по задержке дыхания – восемь минут, а Блейну удалось продержаться под водой вдвое дольше. Но это как раз тот случай, когда трюк был раскрыт. Ведущий телешоу «Тайны великих магов» американский иллюзионист Вэл Валентино на минуту «пересидел» Блейна и рассказал, что просто дышал через гибкие пластиковые трубки, которые не были заметны в воде из-за прозрачности.
Многие фокусники осуждают Валентино. Не за Блейна, а в принципе за то, что он нарушает неписаное правило иллюзионистов – никогда не рассказывать, как это сделано. Но такие обвинения звучали и в адрес Гудини, а парировал он их просто: говорил, что фокусникам всего-то нужно придумывать что-то новое, чтобы удивлять зрителя.
Как карта ляжет

Благодаря Гудини в английском появился глагол houdinise, означающий «выпутаться из трудного положения»
Гудини утверждал, что способен повторить любой фокус, стоит увидеть его три раза. Но иллюзионист, который, кстати, на заре карьеры называл себя «королем карт», не смог разоблачить трюк Дая Вернона под названием «Амбициозная карта». Сегодня существует масса вариаций этой иллюзии – только на обучающем канале мага Дэрэла Мартинеса их около 40. Фокус выглядит так: зритель выбирает и запоминает карту, которую затем возвращает на случайное место в колоду. После иллюзионист переворачивает верхнюю карту, и ею оказывается та, что выбрал зритель.
По словам одного из основателей Московского клуба фокусников, автора нескольких книг о карточных трюках Анатолия Карташкина, суть фокуса такова: две карты демонстрируются как одна, то есть лицо одной складывается с крапом другой, после чего этот «дуэт» фокусник показывает зрителю. Он, естественно, видит лицо нижней карты. Затем «парочка» ложится на верх колоды, одна из карт показательно перемещается внутрь, а титульная вскрывается. Все довольно просто, но, чтобы повторить такой трюк, необходимы как мастерство, так и особые карты. Ведь, по словам Анатолия Карташкина, здесь не приходится говорить о чистой ловкости рук.
Вся соль, конечно, в покрытии карт, позволяющем проводить с ними нужные манипуляции. Сегодня классикой среди фокусников считаются колоды трех американских производителей – Bicycle, Bee и Tally Ho, предназначенные вообще-то для казино. Это бумажные карты, но со специальным покрытием, которое обычно называют пластиковым. У каждой компании собственная рецептура. Специалисты говорят, что отличаются даже колоды карт одного производителя, но с разными рубашками. Соответственно, разные карты используются для разных трюков. «Если крап у Bicycle красный, то карты лучше разворачиваются. А с синим крапом карты тверже, но зато ими удобнее манипулировать», – говорит Анатолий Карташкин.
Есть и колоды, на 100 сделанные из пластика. Еще недавно их использовали редко, поскольку карты были толстыми и плохо управлялись. Теперь же, как говорит Владимир Свечников, появились сверхтонкие пластиковые карты, которые отлично скользят. «С их помощью можно показывать появление из воздуха бесчисленных вееров, карточных фонтанов, лент, замысловатых фигур», – говорит он.
Как обмануть отца Шерлока Холмса

«Летают» предметы обычно благодаря полимерным нитям
После смерти матери у Гарри Гудини появился огромный интерес к медиумам и гадалкам. Считается, что он разоблачал их в тщетных попытках найти истинного чародея, который мог бы связать фокусника с потусторонним миром. Однако вместо этого он поссорился со своим близким другом – писателем Артуром Конан Дойлем, который был почитателем медиумов.
Гудини лишь показал ему трюк с телепатическим письмом. Для начала фокусник продемонстрировал писателю банку с белой краской, несколько деревянных шариков и грифельную доску, прикрепленную на стену. После изучения реквизита создатель Шерлока Холмса положил шарики в краску и отправился на прогулку, во время которой написал на выданном Гудини листке бумаги несколько слов. По возвращении Конан Дойл, следуя инструкциям фокусника, протянул ему записку, которую иллюзионист, не читая, подержал в руках, отдал обратно и замер с таинственным видом. И тут по доске поползли обмакнутые в краску шарики, выводя на ней содержание записки.
Трюк произвел невероятное впечатление на Конан Дойля. Но секрет достаточно прост: у шариков была железная сердцевина, управлял ими с помощью магнитов ассистент Гудини. Ну а задуманное писателем узнать было просто: фокусник незаметно подменил подлинную записку на пустой листок, а затем передал ее помощнику.
Многие трюки с магнитами, которыми передвигают предметы, за прошедшее с тех пор время стали хорошо известны зрителю. И вряд ли сегодня кто-то был бы столь же удивлен увиденным, как Конан Дойл. Зато теперь в моду входит другой фокус подобного рода – левитация. «Летают» предметы обычно благодаря сверхпрочным полимерным нитям, невидимым даже с близкого расстояния. «Такие нити выпускаются в ассортименте с различными свойствами. Одни могут выдерживать большой вес предметов, другие – растягиваться, как прочные резины», – говорит Владимир Свечников. Так что возможности современного чародея почти неограниченны.
Кто на новенького?

Иллюзионист Ури Геллер прославился, научившись «гнуть» взглядом металл
Впрочем, есть чудеса, которые многое потеряли из-за изобретения новых материалов. Владимир Свечников вспоминает, что долгие годы одним из загадочных номеров, исполняемых в цирке, был трюк заслуженного артиста СССР Леонарда Стродса.
Он показывал зрителям обыкновенный песок, который все могли пощупать. Затем иллюзионист кидал горсть в наполненный водой аквариум. Следом опускал пустую руку, извлекал горсть мокрого песка, тот мгновенно становился сухим и струился на поднос сквозь пальцы. Никто в мире годами не мог повторить этот номер. «Но не так давно одна известная американская иллюзионная фирма выпустила на рынок набор для фокусников под названием «Песок Сахары». Он представляет собой набор имитирующих песок полимерных материалов, обладающих свойствами несмачиваемости. Этот продукт моментально приобрел популярность и начал использоваться артистами по всему миру», – рассказывает Владимир Свечников.
На этом история не закончилась. Затем на рынке появился схожий товар, но из другой области – кинетический песок (смесь обычного кварца и силиконовой составляющей). Эта игрушка для детей моментально убила таинственность иллюзорного номера, сделав его общедоступным. Что ж, может быть, как говорил Гудини, просто наступило время вновь придумать что-нибудь новое?
Как стать волшебником
Израильский иллюзионист Ури Геллер прославился на весь мир, научившись сгибать металлическую ложку одним лишь взглядом.
Юрий Сергиенко, владелец «Первого магазина фокусов и иллюзий», поделился секретом этого классического трюка, который, как выяснилось, был бы невозможен не только без ловкости рук, но и без полимеров.

1. Для демонстрации трюка понадобятся согнутая ложка и ее разделенная на две половины копия.
Кроме этого нужна мягкая и прозрачная пластиковая трубка, диаметр которой совпадает с шириной разлома столового прибора.
Нужно соединить половинки ложки пластиковой трубкой.
2. Распрямить ложку, тем самым согнув трубку.
3. Прикрыть место соединения пальцами, сжав их.
4. «Магнетизируя» ложку таинственным взглядом, постепенно ослабить зажим, чтобы трубка понемногу распрямилась, а ложка, наоборот, согнулась.
5. Незаметно поменять ложки. После чего можно демонстрировать окружающим результат «усиленной мозговой работы».
Юлия Громадская