Мода для чемпионов

Мода для чемпионов

В некоторых видах спорта важны не только сами результаты, но и то, насколько ярко представлен спортсмен. Болельщики их любят не меньше, чем даже азартные командные виды – футбол или хоккей. Одну из главных ролей в создании эстетического образа играет костюм. Об особенностях спортивной моды и материалах, помогающих воплотить в жизнь самые смелые идеи тренеров, «Нефтехимии РФ» рассказали дизайнеры костюмов для бальных танцев, фигурного катания, спортивной и художественной гимнастики.

Гимнастика: Прощание с хлопком

Ларианна Королева,
дизайнер костюмов для спортивной и художественной гимнастики:

– Я изготавливаю костюмы для разных видов спорта, но в основном моими клиентками являются гимнастки. Несмотря на то что в каждом виде есть свои особенности, процесс создания костюма в принципе одинаков.

Для начала я анализирую внешность и особенности фигуры спортсменки. Цветовая гамма костюма должна соответствовать ее цветотипу. А если есть какие-­либо недостатки фигуры, от чего не застрахованы даже чемпионки, то нужно понять, какие приемы использовать, чтобы их скрыть. Можно визуально удлинить ноги, шею, сделать более узкими талию, плечи и т.д. Затем я всегда слушаю музыкальное сопровождение выступления. Собираю пожелания спортсменки, бывает, что и пожелания ее родителей. Потом уже на основе всего этого разрабатываю эскизы, отражающие будущий образ.

Обычно большое участие во всем этом процессе принимает тренер, ведь он, как никто другой, понимает замысел выступления. Иногда предлагает цвет, а иногда даже саму модель будущего костюма. Результатом наших общих усилий должен стать оригинальный образ, который врежется в память.

Помимо того что костюм для выступлений должен быть выразительным и запоминающимся, он, как и любая спортивная одежда, должен быть еще и максимально удобным. Все модели разрабатываются с учетом подвижности спорт­с­менов. Одежда не должна сковывать движений, а ее элементы не должны мешать выполнению сложных прыжков и поворотов.

Кроме того, в каждом виде спорта предъявляются свои требования. Например, для купальников в синхронном плавании существуют определенные стандарты для размеров выреза на груди и у подмышечных впадин. А в бальных танцах свои правила и нормы вообще в каждой возрастной категории.

Если подумать, то современный костюм – это настоящее произведение искусства. Его украшают росписью, аппликацией, камнями, стразами, бахромой, шнурами и т.д. А ведь еще относительно недавно костюм гимнастки представлял собой однотонный купальник из банального хлопкового полотна. Он быстро изнашивался и терял форму. Позднее купальники стали делать двух- или трехцветными. И лишь в 1990-х годах они приобрели небольшую юбочку и богатую декоративную отделку.

В настоящее время при изготовлении костюмов для спортивных выступлений применяются различные синтетические материалы, обладающие способностью к растяжению, ведь купальник должен плотно облегать тело спортсменки. Несмотря на кажущуюся тонкость, это прочные и износостойкие ткани. Кроме того, они хорошо поддаются окраске практически в любой цвет от нежных пастельных оттенков до ярких неоновых. Бифлекс еще и незаменим в тех случаях, когда низ изделия или его детали необходимо фигурно вырезать. Также одним из достоинств ткани является низкая степень сминаемости, что важно для эстетического вида. Можно сказать, это король среди материалов для спортивных нарядов.

Бальные танцы: стометровка «от-кутюр»

Екатерина Савич,
творческий директор арт-ателье «Костюмер»:

– В бальных танцах на площадке находятся сразу несколько пар спортсменов. Важно выделиться, произвести хорошее впечатление. Помогает яркий, крутой и, что греха таить, сексуальный образ. Учитывается все, даже то, кого больше на паркете – блондинок или брюнеток. А еще нужно следить за модой. В одном сезоне на пике популярности могут быть пышные и короткие юбки, почти как балетные пачки, а в следующем году о них все забудут..

Самое интересное – работа со спортсменом, который уже добился успеха. Это, как правило, яркие, целеустремленные и творческие люди. Они предельно нацелены на результат, но не боятся экспериментировать. Например, мне запомнилось сотрудничество с чемпионкой, многократной финалисткой чемпионатов Европы и мира по латиноамериканским танцам Марией Тзапташвили, сейчас она уже заслуженный тренер. Маша всегда сама искрилась идеями, но прислушивалась и к моему профессиональному мнению. В итоге у нас получались интересные костюмы. А если образ удачный, то он рождает целое направление в танцевальной моде, потому что победителей, конечно, все копируют.


Современный костюм – это настоящее произведение искусства
Однако в число требований к платьям для бальных танцев входит не только эффектный дизайн – они должны быть прочными, не сковывать движения, не мяться, мало пачкаться. Ведь спортсмены не просто руки-ноги поднимают – они садятся на шпагат, выполняют сложнейшие акробатические номера. Костюм должен сидеть на теле, как вторая кожа.

То есть выглядеть как наряд от-кутюр, но быть таким, чтобы при желании в нем удобно было пробежать стометровку. Кроме того, где спорт – там пот, а в бальных танцах к этому добавляется еще и «бонус» в виде автозагара. Костюмы постоянно стираются, ткань должна все это вынести и не расползтись после первого же турнира. Естественно, что натуральные материалы, сколь бы хороши они ни были, не могут выдержать таких испытаний. Выручает синтетика.

Все костюмы делаются на основе стрейчевых тканей, которые хорошо тянутся. В основном это бифлекс, стрейч-сетка, стрейч-бархат. Есть еще декоративные материалы, например голографический бифлекс.

Все эти материалы существуют давно. Другое дело, что раньше в нашей стране их было трудно достать. Я занималась танцами еще во времена СССР и могу точно сказать, что тогда таких тканей у нас и в помине не было. Помню, как для того, чтобы сделать купальник из сетки, мы покупали комбинации телесного цвета, а нижнюю юбку делали из фаты, которую красили краской. Извращались как могли.

Сейчас, конечно, масса возможностей для творчества. Ткани становятся лучше, они не только хорошо себя ведут в эксплуатации, но и великолепно смотрятся. Каждый год появляются новинки: либо новые оттенки, либо новые фактуры. Хотя не так часто, как хотелось бы, потому что все сразу же набрасываются на эти новинки и стараются их быстрее применить.

Главные ингредиенты спортивной красоты

Бифлекс – трикотажная ткань из нескольких видов синтетического волокна. Главный «ингредиент» – лайкра, то есть эластомерная полиуретановая нить. Материал был создан в 1960-х годах в одном из подразделений американской фирмы DuPont. Наименование торговой марки со временем стало именем нарицательным для всех разновидностей эластанов. В с остав бифлекса могут входить и другие «компоненты»: например, люрекс – тонкая блестящая декоративная нить, которая металлизируется или покрывается фольгой, или микрофибра – сверхтонкая ткань из волокон полиэстера или полиамида. Еще бывает голографический бифлекс – эластичная ткань из полиамида, устойчивая к истиранию и выцветанию. Здесь главная «фишка»– сложный голографический узор, благодаря которому костюм выглядит особенно выигрышно при свете софитов. Ассортимент выпускаемых сегодня бифлексов достаточно широк: это и термобифлекс (для фигуристов), и так называемая кожа ангела, и бифлекс для сублимации и термопереноса, бифлекс с блестящей и матовой поверхностью, с напылением и т.д.

Стрейч-сетка – еще одна разновидность синтетических эластичных тканей. Обычно применяется для декора юбок, но в некоторых видах спорта из этого материала делают и другие элементы костюмов. Ткань отлично тянется и садится по любой фигуре. При этом от длительного использования она не теряет форму. Сетчатая ткань в современном исполнении обычно состоит из полиэстера, эластана и вискозы. Еще бывает стрейч-бархат и стрейч-велюр – приятная на ощупь материя с коротким ворсом, способная тянуться благодаря добавлению в ее состав эластичных волокон.

Фигурное катание: аксель в блеске Swarovski

Наталия Гладова,
дизайнер спортивно- театрального костюма:


Высокотехнологичные материалы открывают практически безграничный простор для творчества

– В фигурном катании оценивается не только спортивное мастерство, но и общее впечатление. А это в том числе красота исполнения, оригинальность программы. Костюм очень важен. Он должен помочь раскрыть идею, которую вложили в программу тренер и хореограф. И еще костюм должен отлично сочетаться с музыкой.

С прослушивания выбранной композиции и начинается моя работа. Обычно сразу возникают образы и цвета, нужно только успеть запечатлеть эскиз на бумаге. На одну программу дизайнер создает три-четыре эскиза, которые отправляются тренеру на согласование. Дизайнер сам не может принять решение – обязательно нужно узнать мнение тренера и спорт­сменов.

После того как эскиз выбран, подбираем ткани. За видимой легкостью и красотой фигурного катания скрывается огромный труд и серьезная физическая подготовка спорт­сменов. Это настоящие атлеты, костюмы для них должны быть не просто красивыми, но также удобными и прочными. Чаще всего используются высокоэластичные материалы (бифлекс, лайкра, микрофибра, стрейч-сетка, стрейч-бархат, кружевной гипюр), но может быть применен шелк или шифон. Я предпочитаю итальянские и английские ткани, но это, что говорится, вопрос вкуса.

Основной материал у нас, как и во многих других видах спорта, – это бифлекс, то есть плотная ткань, которая отлично тянется в обоих направлениях и хорошо держит форму. Благодаря этим качествам костюм не сдавливает фигуру спорт­смена, обеспечивает ему свободу движения, но в то же время хорошо сидит.

Одной из самых «горячих» тем Олимпиады-2018 в Пхенчхане неожиданно оказались наряды фигуристок. Поводом к изучению спортивной моды стала неприятная ситуация, в которую попала француженка Габриэла Пападакис. Прямо во время выступления ее красивый костюм расстегнулся и оголил грудь. «Это кошмар. Мне было очень тяжело. Я старалась не думать о платье, а просто молилась»,– заявила потом она. По итогам соревнований Габриэла Пападакис в паре с Гийомом Сизероном поднялась на вторую ступень пьедестала почета, а ведь могла бы стать и олимпийской чемпионкой.

Этот случай лишний раз показал, как важны в большом спорте все детали, в том числе и тщательно продуманный наряд. К счастью, выступления спорт­сменов из России обошлись без происшествий такого рода. Напротив, наряды чемпионки Алины Загитовой были признаны одними из самых красивых на Олимпиаде. Особенно запомнился образ, созданный для короткой программы «Лебединое озеро» – платье из бифлекса, декорированное двусторонними пайетками. Во время выступления пайетки поворачивались, и фигуристка представала на льду и черным, и белым лебедем.

Помимо того что костюм должен быть удобным, он должен быть выразительным. Это достигается при помощи отделки: росписи, градуирования тканей, аппликаций. Здесь каждый год появляются какие-то новые тенденции. В этом сезоне, например, популярны пайетки, которые при движении меняют цвет. Ну и, конечно, никогда не выйдут из моды в фигурном катании стразы Swarovski или окрашивание тканей в технике «деграде» (имеется в виду плавный переход цвета. – Прим. ред.).

Современные высокотехнологичные материалы открывают практически безграничный простор для творчества. Благодаря им и дизайнеры, и тренеры, и спорт­смены могут реализовывать самые смелые идеи. Свойства тканей, прежде всего высокая эластичность, позволяют не только создавать фантастически красивые наряды, но и выполнять наисложнейшие элементы, а значит, занимать призовые места на пьедестале!

Ольга Дмитриева


почитать еще
Все на  подиум

Все на подиум

Симбиоз человека и технологий в контексте современной моды стал темой прошедшего в Нью-Йорке ежегодного Бала Института костюма (Met Gala). Некоторые звезды восприняли все буквально и явились в Метрополитен-музей в футуристических нарядах а-ля «Звездные войны». Из фантазий киношников буквально на глазах рождается мода будущего.

читать полностью
Осень в нефтехимии

Осень в нефтехимии

На улице мокро и холодно – время осеннего гардероба, в котором с каждым годом все больше одежды, обуви и аксессуаров из полимеров. И если раньше резиновые сапоги и дождевики носили только грибники, то теперь их выбирают даже столичные модники.

читать полностью
Главное – устойчивость

Главное – устойчивость

Археолог Эрик Тринкаус из Университета Вашингтона в Сент-Луисе на основании анализа останков древних людей предположил, что первая обувь могла появиться около 30 тыс. лет назад. Были это простейшие сандалии – возможно, лишь кожаная подошва с ремешками. С тех пор, конечно, все сильно изменилось. Но подошва все еще одна из самых важных частей обуви, особенно зимой, когда под ногами снег и лед. «Нефтехимия РФ» разбиралась, как делают нескользкую подошву для теплых непромокающих сапог.

читать полностью