
«Выбросить нельзя выставить» – таков лозунг конкурса. Поставить запятую, меняющую смысл, зрителям и участникам предлагается самостоятельно. «Прежде чем выбрасывать пластиковую посуду, картонную упаковку, старые диски или пакеты, подумайте, как можно их превратить в произведение искусства», – призывают организаторы конкурса.
Сама идея не нова, из мусора создают шедевры многие известные художники современности. Их общая цель – обратить внимание на проблему утилизации отходов. К примеру, в «мусорном» жанре творит бразильский художник Вик Муниз, обладатель «Хрустального приза» Давосского форума за вклад в улучшение мира. Он провел год на крупнейшем в Южной Америке полигоне бытовых отходов Jardim Gramacho, создавая и фотографируя портреты-инсталляции из мусора. Их героями стали работники свалки, они же потом получили деньги, вырученные от продажи работ.
Однако впервые главной целевой аудиторией масштабного экопроекта стали школьники в возрасте от 6 до 17 лет. Организатор конкурса «Чистое искусство» Ольга Бери из агентства Chaika Events считает, что в людях надо с детства воспитывать принципы рационального потребления. «Надеемся, что конкурс поможет понять, зачем нужна вторичная переработка бытовых отходов. Он привлекает внимание к таким важным проблемам современного мира, как чрезмерное потребление и появление гигантских объемов мусора», – говорит она. С этим согласен управляющий директор СИБУРа Алексей Козлов.
Из пустых бутылок могут получиться свитер, ковер и, как выяснилось, произведение искусства
«Мы приняли решение поддержать проект, потому что он затрагивает очень важный вопрос вторичной переработки. Не все дети знают, что, например, пластик можно полностью переработать несколько раз. Из пустых бутылок из-под колы могут получиться свитер, ковер и, как выяснилось, произведение искусства», – сказал он.
Кураторами конкурса стали два известных мастера – английский художник и скульптор Птолемей Элрингтон (его визитной карточкой являются уникальные арт-объекты из вторичных материалов) и россиянин Николай Селиванов (худрук Мастерских художественного проектирования Культурного центра ЗИЛ, автор «виртуальных конструкторов» – нового формата творческих обучающих систем). Свои работы на конкурс представили более 100 детей из 36 городов России. В жюри, которое определило победителей, помимо кураторов, представителей СИБУРа и Chaika Events вошли известный эколог-просветитель Елена Книжникова, руководитель образовательной программы Школы дизайна НИУ ВШЭ Александра Кузнецова, актеры Александр Якин и Дмитрий Белоцерковский, дизайнер Сергей Марухин, поэт Дмитрий Макаров. Работы лауреатов и участников конкурса были выставлены в Культурном центре ЗИЛ.
Люди должны задуматься, что ресурсы планеты не безграничны
Пока конкурс «Чистое искусство» проводится только в России – за рубежом если и есть его аналоги, то они не носят столь масштабный характер. Однако, по словам Ольги Бери, география проекта может измениться. Например, к нему проявили интерес во Франции, и организаторы надеются на поддержку руководителя образовательного отдела Музея Лувр Манон Потвен. «Нам кажется, детям было бы интересно поработать с представителем столь крупного музея. Сейчас пока сложно говорить о будущем, но мы очень надеемся на продолжение проекта», – говорит Ольга Бери.
ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ИЗ МУСОРА?
Лучшая работа в возрастной группе до 10 лет – скульптура «Воробушек» из ржавых гвоздей, гаек и шурупов, которую представили Дарья Мина, Марина Мельникова и Кристина Гапонова из Новохоперска.
Одна из школьниц рассказала, что идея появилась у нее, когда она пришла в гараж к отцу и увидела свои будущие «стройматериалы»: «Я спросила у папы, зачем они здесь лежат. Он мне сказал, что все собирается их выбросить, да руки не доходят. А мне стало жалко эти железячки. Ведь чтобы их сделать, много заводов и фабрик работало».
Лучшая работа в возрастной группе 11–14 лет – скульптуры «Пришельцы», которые представил московский школьник Артем Зеленцов. Это целая серия работ, исходным материалом для которых послужили пластиковая тара, части старых игрушек, куски гофрированного шланга.
«После покраски «Пришельцы» стали очень реалистичными, они так и просятся в сюжет фантастической истории. Над ней я сейчас и работаю», – рассказал Артем.
Лучшая работа в группе старше 14 лет – картина «Девушка с жемчужной сережкой», которую выполнили Аида Ильясова, Анастасия Комарькова, Валерия Хасанова, Анастасия Иванова из Тобольска.
Это копия «северной Моны Лизы» – одной из наиболее известных картин нидерландского мастера Яна Вермеера. Для создания новой версии знаменитого полотна были использованы старые игрушки, пуговицы, бижутерия, которые для юных художниц собирали буквально всей школой.
Приз в номинации «Экологически значимый проект» от СИБУРа – панно «Молекула хлорофилла» московской школьницы Аси Юсуповой. «Моя поделка – намек на то, что мы должны использовать мусор во благо, а не во вред», – говорит она.
Хлорофилл – пигмент, окрашивающий листья растений в зеленый цвет. Для создания экопанно использовались пластиковые бутылки, крышечки, деревянные палочки и картон.
Приз в номинации «Выбор партнера» от компании Harman – скульптура «Корова», которую сделали воспитанники Филимонковского детского дома-интерната (Москва). Свой шедевр ребята выполнили из обрезок досок.
В таком же стиле работает венгерский мастер Габор Миклош Секе – его скульптура «Сила Командора» установлена в столичном Парке Горького. А «Корова» после выставки вернулась в Филимонковский дом-интернат, она теперь украшает его двор.
Птолемей Элрингтон – один из самых известных художников мира, создающих арт-объекты из бытовых отходов. Его визитная карточка – скульптуры животных, выполненные из, казалось бы, наименее подходящих для этого материалов – автомобильных покрышек, деталей техники, металлолома. Работы Птолемея Элрингтона выставляются по всему миру, он неоднократно был инициатором крупных арт-проектов, в том числе для Всемирного фонда дикой природы. О своем творчестве и участии в конкурсе «Чистое искусство» художник рассказал в интервью «Нефтехимии РФ».
Почему вы занялись созданием арт-объектов из бытовых отходов?
Идея пришла ко мне в 1997 году. Я жил в Индии, видел множество бедных людей. Там бытовые отходы используют даже при строительстве домов. Посмотрев на это, я заинтересовался проблемой вторичного использования сырья и задумался о создании таких арт-объектов. Начиналось все это как хобби, потом переросло в нечто более серьезное. Я хочу, чтобы люди задумались, что ресурсы нашей планеты не безграничны. Нам совершенно необходимо искать, как продлить жизненный цикл вещей, чтобы дать им новое применение.
Получив ученую степень по искусству и дизайну в середине 1980-х, Птолемей Элрингтон стал много путешествовать, работать над разнообразными проектами, постепенно создавая свой стиль
Каков был ваш первый арт-объект из мусора?
Это была скульптура рыбы. Она была сделана из автомобильных покрышек и старых шлангов от пылесосов. Арт-объект «Рыба» представлялся на нескольких выставках и был продан в частную коллекцию. Я очень часто создаю скульптуры животных, так более четко прослеживается связь моего искусства с проблемами окружающей среды.
А когда была первая серьезная выставка?
Первую выставку я организовал в кафе в Брайтоне (в этом английском городе живет Птолемей Элрингтон – Прим. ред.). Она состоялась в 1998 году вскоре после возвращения из Индии. Вообще, в Брайтоне в кафе часто можно встретить работы разных художников, можно сказать, что это очень креативный город.
Насколько сейчас это популярное направление в искусстве?
Чаще всего Птолемей Элрингтон делает скульптуры зверей – так лучше прослеживается связь искусства с проблемами окружающей среды
Это больше популярно у народа, чем у модных галерей. Мои работы часто выставляются просто на улице, в кафе и ресторанах. Кстати, сейчас многие рестораны озабочены экологическими проблемами, связанными с пищевыми отходами. Они заказывают арт-объекты из мусора для декорирования своих залов. Кроме того, ко мне часто обращаются автопроизводители. Однако если их цель – промоушен своей продукции, я отказываюсь. Я прежде всего хочу, чтобы мои работы ассоциировались с вторичным использованием различных материалов, поэтому тут наши интересы расходятся. С удовольствием буду сотрудничать с российскими компаниями, которые заинтересованы в утилизации и переработке отходов.
Почему вы решили стать куратором проекта «Чистое искусство»?
Я согласился курировать этот проект, так как вообще с удовольствием провожу мастер-классы и читаю лекции. Считаю, что это важно – напомнить о теме бережного отношения к окружающей среде. И кроме того, я давно мечтал побывать в России. Вот поэтому я принял участие в конкурсе «Чистое искусство», который был проведен при поддержке СИБУРа. У нас одна миссия, одна цель.
Есть ли подобные конкурсы в Европе?
Такого масштаба конкурсы там не проводятся. Но, с другой стороны, в Европе дети уже достаточно хорошо информированы о проблемах, связанных с бытовыми отходами. Также существуют различные мастерские, где школьники мастерят какие-то объекты. Это такое хобби, как в Великобритании, так и в некоторых других европейских странах. И я считаю, что это хорошо.
Мария Богородская