На Красной площади возле собора Василия Блаженного, аккурат за памятником Минину и Пожарскому, приземлилась огромная божья коровка. А неподалеку расположились белоснежные изваяния, выглядящие в точности как артефакты древних цивилизаций.
С ними охотно фотографируются и москвичи, и туристы, удивляясь, впрочем, новым достопримечательностям. Все это экспонаты выставки «Москва согревающая», состоявшейся при поддержке компании «СИБУР».

Она разместилась сразу на нескольких площадках – в Историческом музее и его филиалах, одним из которых как раз является Покровский собор, Музее Москвы, филиалах Театрального музея Бахрушина, Доме-музее А.М. Горького (особняке Рябушинского) и др. Множество интересных работ – скульптуры зверей, выполненные в стиле древнерусского зодчества, игрушка-юла, удивляющая исполинскими размерами, «сахарные» руины древнего города, лампа – портал в другое измерение… Выставке предшествовал конкурс. Задача, которую поставили его организаторы перед художниками, звучала так: найти метафору, связывающую единым творческим решением тему мероприятия и поделочный материал – пенополистирол. «Нужно было объединить тему тепла и хранящего это тепло материала с нашим отношением к городу», – уточняет куратор проекта Наталья Риздвенко.
История «Москвы согревающей» началась в 2014 году, когда выставка под открытым небом прошла на двух улицах – Кузнецком мосту и Рождественке, а также около центра современного искусства «Винзавод». Мероприятие тогда было официально поддержано столичным департаментом культуры и включено в фестиваль «Лучший город зимы». Победил «Обнимишка» художницы Елены Рыбаковой – скульптура медведя, в объятьях которого с удовольствием грелись как дети, так и взрослые.
Есть несколько запросов от музеев, которые хотят оставить скульптуры в экспозиции
В этот раз изменилось не только время проведения конкурса, но и его тема. Если раньше проект был посвящен городской среде в целом, то теперь в фокусе внимания оказалось культурно-историческое наследие. Помимо художников в конкурсе приняли участие обыкновенные москвичи, для которых был придуман арт-квест. Его игроки должны были посетить места размещения объектов, сфотографироваться с ними, написать отзывы о выставке, а затем опубликовать свои впечатления в Instagram. Самые интересные арт-селфи были отмечены призами – билетами в театры и на концерты, дизайнерскими вещами от партнеров проекта.
«

В 2014 году скульптуры из пенополистирола органично дополнили антураж московских улиц, а в 2016-м благодаря тесному сотрудничеству со специалистами музеев – партнеров выставки они стали частью их экспозиций. Художники, которые откликнулись на наш призыв и решили принять участие в проекте, в большинстве своем являются профессионалами, которые либо окончили творческие вузы и факультеты, либо являются их студентами», – говорит Наталья Риздвенко.
Всего на участие в выставке было принято 150 заявок, на треть больше, чем было в 2014 году. «При этом все конкурсанты, которые заняли призовые места на прошлой «Москве согревающей», остались с нами и в этом сезоне, подготовив для него новые проекты», – отмечает она.
Оценивались работы специально приглашенным жюри по трем основным критериям. Первый из них – это концептуальность и раскрытие темы номинации. Всего их было три: «Тепло московских музеев», «Гений места» и «Теплые воспоминания о старой Москве». Вторым критерием была связь идеи с материалом, из которого изготавливались работы. «Он сам по себе символизирует уют», – говорит Наталья Риздвенко. В качестве третьего критерия оценки была обозначена технологичность, влияющая на простоту реализации задумки художника.
«Хотя судьба паблик-арта непредсказуема, мы надеемся, что многие из наших экспонатов сохранятся. Так, уже есть несколько запросов от музеев, которые хотят надолго оставить выставленные скульптуры в своей экспозиции. Кроме того, к нам обратились два учебных заведения, желающих разместить несколько экспонатов на своей территории. Наконец, некоторые скульптуры после выставки заберут сами ее участники. Поэтому у «Москвы согревающей» будет и свое наследие – благо спрос на арт-объекты этому способствует», – считает Наталья Риздвенко.
ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА

Победитель первого сезона «Москвы согревающей» Елена Рыбакова, которая создала для выставки ставшего уже знаменитым Обнимишку, решила продолжить свое сотрудничество с проектом. Мы спросили ее о том, чем может стать пенополистирол в руках мастера.
В чем особенность проекта «Москва согревающая»?
Паблик-арт в принципе интересен тем, что он позволяет искусству выйти на улицу, тогда как все остальные выставки проходят, как правило, в помещении. Сейчас в Москве организуется все больше подобных мероприятий. Это означает, что город старается активнее взаимодействовать с людьми. Такие выставки, как «Москва согревающая», способны привлечь к искусству дополнительную аудиторию, чему мы, безусловно, очень рады.
Расскажите о ваших работах, которые выставлялись в текущем и прошедшем сезонах проекта.
В первом сезоне «Москвы согревающей» моим экспонатом был мишка, который обнимал людей. К нему постоянно подходили посетители, происходило взаимодействие человека и скульптуры. Кстати, этот медведь был устроен таким образом, что внутрь него можно было залезть и погреться, что сделало его особенно популярным.
Для текущего сезона я подготовила скульптуру под названием «Цветок для Голубкиной», которая была выставлена во дворе музея-мастерской знаменитого скульптора Анны Голубкиной (в настоящее время это филиал Третьяковской галереи. – Прим. ред.). Моя скульптура представляет собой красный цветок, который одновременно является огнем и сердцем. Свой цветок я преподнесла в знак уважения замечательному скульптору, а символизирует он огонь творчества, горевший в ее сердце.
Этот цветок, как и ранее мишка, сделан из необычного, как думают многие, для скульптора материала– пенополистирола. Понравилось ли вам работать с ним?
Пенополистирол на 98 состоит из воздуха. Как материал для творчества он приятен своей легкостью – и речь тут не только о весе, но и о простоте обработки. Это не такая сложная основа для скульптуры, как те материалы, с которыми работала, например, в свое время Анна Голубкина: глина, дерево и мрамор. Пенополистирол намного более приспособляемый материал. Его даже можно резать обычным кухонным ножом, что я, в общем-то, и делала при создании обеих своих работ. Так что, конечно, понравилось.
КТО ПОБЕДИЛ?
ТАТЬЯНА МЕТЕЛИК
С ПРОЕКТОМ «ЛИЦА» ДЛЯ ХРАМА ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО:
«Когда-то весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью. Большие желтые буквы на темно-голубом фоне изразцов сообщали об истории создания храма и его поновлении во второй половине XVII в. Спустя столетие надпись была уничтожена во время очередного ремонта. В каждом образе – сплав архитектурных элементов барабанов башен собора, а также букв кириллицы и глаголицы – первых славянских азбук. Все объекты имеют черты анималистичности и воспринимаются как лик. Каждый их них уникален».
АННА ГУСЕВА И ИРИНА СТРЕЛКИНА
С ПРОЕКТОМ «ИСТИНА В ГЛАЗАХ СМОТРЯЩЕГО» ДЛЯ МУЗЕЯ МОСКВЫ:
«Мы представляем три колонны дорического, ионического и коринфского ордеров, которые являются символами классической городской архитектуры. Используются повсеместно и издавна всем знакомы. Никто их уже не замечает и не придает им значения. В попытке привлечь к ним внимание можно их «изуродовать», нанося рисунки, шрифты и объявления с отрывными листками, а можно превратить в объекты современного публичного искусства. Все зависит от взгляда смотрящего».
RED TATE
С ПРОЕКТОМ «ПУГОВИЦА» ДЛЯ ДОМА-МУЗЕЯ М.С. ЩЕПКИНА:
«Пуговицы, потерянные в разное время обитателями дома, – символ их присутствия, уюта и обжитости. Пронзительность данной метафоре придается тот факт, что дом не принадлежал Щепкину (собственный дом был прославленному актеру не по средствам). Гиперболизированные размеры, разнообразные цвета пуговиц – аллегория театральности, костюмированного действа, игры, многообразия ролей и яркости образов, созданных Щепкиным».
Александр Буланов