Искусство удивлять

Искусство удивлять

Этой осенью Москва согрела своих жителей и гостей самым необычным способом. Оригинальные скульптуры и инсталляции, сделанные из воздушного утеплителя пенополистирола, органично вписались в контекст лучших музеев города.

На Красной площади возле собора Василия Блаженного, аккурат за памятником Минину и Пожарскому, приземлилась огромная божья коровка. А неподалеку расположились белоснежные изваяния, выглядящие в точности как артефакты древних цивилизаций.

С ними охотно фотографируются и москвичи, и туристы, удивляясь, впрочем, новым достопримечательностям. Все это экспонаты выставки «Москва согревающая», состоявшейся при поддержке компании «СИБУР».

Она разместилась сразу на нескольких площадках – в Историческом музее и его филиалах, одним из которых как раз является Покровский собор, Музее Москвы, филиалах Театрального музея Бахрушина, Доме-музее А.М. Горького (особняке Рябушинского) и др. Множество интересных работ – скульптуры зверей, выполненные в стиле древнерусского зодчества, игрушка-юла, удивляющая исполинскими размерами, «сахарные» руины древнего города, лампа – портал в другое измерение… Выставке предшествовал конкурс. Задача, которую поставили его организаторы перед художниками, звучала так: найти метафору, связывающую единым творческим решением тему мероприятия и поделочный материал – пенополистирол. «Нужно было объединить тему тепла и хранящего это тепло материала с нашим отношением к городу», – уточняет куратор проекта Наталья Риздвенко.

История «Москвы согревающей» началась в 2014 году, когда выставка под открытым небом прошла на двух улицах – Кузнецком мосту и Рождественке, а также около центра современного искусства «Винзавод». Мероприятие тогда было официально поддержано столичным департаментом культуры и включено в фестиваль «Лучший город зимы». Победил «Обнимишка» художницы Елены Рыбаковой – ­скульптура медведя, в объятьях которого с удовольствием грелись как дети, так и взрослые.

Есть несколько запросов от музеев, которые хотят оставить скульптуры в экспозиции
В этот раз изменилось не только время проведения конкурса, но и его тема. Если раньше проект был посвящен городской среде в целом, то теперь в фокусе внимания оказалось культурно-историческое наследие. Помимо художников в конкурсе приняли участие обыкновенные москвичи, для которых был придуман арт-квест. Его игроки должны были посетить места размещения объектов, сфотографироваться с ними, написать отзывы о выставке, а затем опубликовать свои впечатления в Instagram. Самые интересные арт-селфи были отмечены призами – билетами в театры и на концерты, дизайнерскими вещами от партнеров проекта.

«В 2014 году скульптуры из пенополистирола органично дополнили антураж московских улиц, а в ­2016-м благодаря тесному сотрудничеству со специалистами музеев – партнеров выставки они стали частью их экспозиций. Художники, которые откликнулись на наш призыв и решили принять участие в проекте, в большинстве своем являются профессионалами, которые либо окончили творческие вузы и факультеты, либо являются их студентами», – говорит Наталья Риздвенко.

Всего на участие в выставке было принято 150 заявок, на треть больше, чем было в 2014 году. «При этом все конкурсанты, которые заняли призовые места на прошлой «Москве согревающей», остались с нами и в этом сезоне, подготовив для него новые проекты», – отмечает она.

Оценивались работы специально приглашенным жюри по трем основным критериям. Первый из них – это концептуальность и раскрытие темы номинации. Всего их было три: «Тепло московских музеев», «Гений места» и «Теплые воспоминания о старой Москве». Вторым критерием была связь идеи с материалом, из которого изготавливались работы. «Он сам по себе символизирует уют», – говорит Наталья Риздвенко. В качестве третьего критерия оценки была обозначена технологичность, влияющая на простоту реализации задумки художника.

«Хотя судьба паблик-арта непредсказуема, мы надеемся, что многие из наших экспонатов сохранятся. Так, уже есть несколько запросов от музеев, которые хотят надолго оставить выставленные скульптуры в своей экспозиции. Кроме того, к нам обратились два учебных заведения, желающих разместить несколько экспонатов на своей территории. Наконец, некоторые скульптуры после выставки заберут сами ее участники. Поэтому у «Москвы согревающей» будет и свое наследие – благо спрос на арт-объекты этому способствует», – считает Наталья Риздвенко.

ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА

Победитель первого сезона «Москвы согревающей» Елена Рыбакова, которая создала для выставки ставшего уже знаменитым Обнимишку, решила продолжить свое сотрудничество с проектом. Мы спросили ее о том, чем может стать пенополистирол в руках мастера.

В чем особенность проекта «Москва согревающая»?

Паблик-арт в принципе интересен тем, что он позволяет искусству выйти на улицу, тогда как все остальные выставки проходят, как правило, в помещении. Сейчас в Москве организуется все больше подобных мероприятий. Это означает, что город старается активнее взаимодействовать с людьми. Такие выставки, как «Москва согревающая», способны привлечь к искусству дополнительную аудиторию, чему мы, безусловно, очень рады.

Расскажите о ваших работах, которые выставлялись в текущем и прошедшем сезонах проекта.

В первом сезоне «Москвы согревающей» моим экспонатом был мишка, который обнимал людей. К нему постоянно подходили посетители, происходило взаимодействие человека и скульптуры. Кстати, этот медведь был устроен таким образом, что внутрь него можно было залезть и погреться, что сделало его особенно популярным.

Для текущего сезона я подготовила скульптуру под названием «Цветок для Голубкиной», которая была выставлена во дворе музея-мастерской знаменитого скульптора Анны Голубкиной (в настоящее время это филиал Третьяковской галереи. – Прим. ред.). Моя скульптура представляет собой красный цветок, который одновременно является огнем и сердцем. Свой цветок я преподнесла в знак уважения замечательному скульптору, а символизирует он огонь творчества, горевший в ее сердце.

Этот цветок, как и ранее мишка, сделан из ­необычного, как думают многие, для скульптора материала– пенополистирола. Понравилось ли вам работать с ним?

Пенополистирол на 98 состоит из воздуха. Как материал для творчества он приятен своей легкостью – и речь тут не только о весе, но и о простоте обработки. Это не такая сложная основа для скульптуры, как те материалы, с которыми работала, например, в свое время Анна Голубкина: глина, дерево и мрамор. Пенополистирол намного более приспособляемый материал. Его даже можно резать обычным кухонным ножом, что я, в общем-то, и делала при создании ­обеих своих работ. Так что, конечно, понравилось.

КТО ПОБЕДИЛ?

ТАТЬЯНА МЕТЕЛИК
С ПРОЕКТОМ «ЛИЦА» ДЛЯ ХРАМА ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО:
«Когда-то весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью. Большие желтые буквы на темно-голубом фоне изразцов сообщали об истории создания храма и его поновлении во второй половине XVII в. Спустя столетие надпись была уничтожена во время очередного ремонта. В каждом образе – сплав архитектурных элементов барабанов башен собора, а также букв кириллицы и глаголицы – первых славянских азбук. Все объекты имеют черты анималистичности и воспринимаются как лик. Каждый их них уникален».

АННА ГУСЕВА И ИРИНА СТРЕЛКИНА
С ПРОЕКТОМ «ИСТИНА В ГЛАЗАХ СМОТРЯЩЕГО» ДЛЯ МУЗЕЯ МОСКВЫ:
«Мы представляем три колонны дорического, ионического и коринфского ордеров, которые являются символами классической городской архитектуры. Используются повсеместно и издавна всем знакомы. Никто их уже не замечает и не придает им значения. В попытке привлечь к ним внимание можно их «изуродовать», нанося рисунки, шрифты и объявления с отрывными листками, а можно превратить в объекты современного публичного искусства. Все зависит от взгляда смотрящего».

RED TATE
С ПРОЕКТОМ «ПУГОВИЦА» ДЛЯ ДОМА-МУЗЕЯ М.С. ЩЕПКИНА:
«Пуговицы, потерянные в разное время обитателями дома, – символ их присутствия, уюта и обжитости. Пронзительность данной метафоре придается тот факт, что дом не принадлежал Щепкину (собственный дом был прославленному актеру не по средствам). Гиперболизированные размеры, разнообразные цвета пуговиц – аллегория театральности, костюмированного действа, игры, многообразия ролей и яркости образов, созданных Щепкиным».
 
Александр Буланов


почитать еще
Скотч для Марсианина

Скотч для Марсианина

32 школьные команды встретились в Москве, чтобы подумать о топливе для космического дирижабля, изобрести шины для лунохода и разобраться с прической королевы Амидалы из «Звездных войн». Все это задачи II Межрегионального химического турнира, который прошел на площадке МГУ им. М.В. Ломоносова при поддержке СИБУРа.

читать полностью
Рано не бывает

Рано не бывает

Ученые доказали, что дети в возрасте двух лет могут изучать такие сложные науки, как, например, химия или биология. Было бы желание у их родителей.

читать полностью
С чистыми намерениями

С чистыми намерениями

Выкидывая мусор, мало кто задумывается, что из него могли бы еще получиться интересные и даже красивые вещи. Ну, мусор и мусор, что с него взять? Участники конкурса «Чистое искусство», прошедшего при поддержке СИБУРа, смогли по-новому взглянуть на вопрос. Интересно, что творцами в данном случае стали не профессиональные художники, а обычные дети.

читать полностью