Лабораторные халаты, беджи с именами профессоров, обсуждение экспериментов, общение с коллегами... Симпозиум? Отнюдь. Просто класс для малышей в возрасте до четырех лет. Какой? Научный, конечно же.
Придумано мамами
В конце прошлого года команда семейных центров CitYkids впервые в России открыла курс, рассчитанный на столь юный возраст. Наталья Алехина, управляющий директор CitYkids, и Анна Зограф, класс-лидер программы, прошли обучение в Великобритании у авторов методики Mini Professors – Эмили Вайт и Софи Олант. Это молодые женщины, ученые и (что немаловажно) просто мамы. У каждой из них по трое детей, а потому при создании курса они руководствовались не только своими знаниями, но и житейским опытом.
Детям нравится чувствовать себя участниками серьезного научного процесса
«Когда я впервые услышала о Mini Professors, то очень удивилась, – вспоминает Анна Зограф. – Наталья Алехина буквально взахлеб говорила об этом, сопровождая рассказ фото и видео. Выглядело заманчиво: ребятня запускала ракеты из воздушных шаров, устраивала «извержение» вулканов, что-то рассматривала в микроскопы. И самое интересное – «студентами» были дети в возрасте от двух лет! Возможно ли, думала я, чтобы такие крохи были вовлечены в науки, о которых не все взрослые имеют представление? Сегодня я точно могу сказать – еще как!».

Важная деталь: Mini Professors – это не разовое занятие, а именно обучающая программа. «Дети приходят в возрасте двух лет и два следующих года (с перерывом на летние каникулы) каждую неделю посещают занятия. Мы идем от простого к сложному, постепенно погружая малышей в мир науки. То есть это не такое шоу, где все переливается огнями, пышет паром и эффектно взрывается», – отмечает Наталья Алехина. Цель – не воспитать вундеркинда, как может показаться на первый взгляд, а скорее просто «на долгие годы привить детям любовь к знаниям».
«Наука окружает нас. Это ключ к нашему будущему», – уверены Эмили Вайт и Софи Олант. В конце 1990-х они закончили учебу, получив ученые степени. Эмили – в прикладной биологии, Софи – в биоинформатике. Познакомились, когда работали на фармацевтической фабрике в Ливерпуле, сдружились. Позже каждая обзавелась семьей, родились дети. «Мы посещали множество различных занятий. Они были полезны не только для наших детей, но и помогали нам не сойти с ума в те заполошные ранние годы, – рассказывает Софи Олант. – Но на этом рынке услуг было явное упущение: отсутствие каких-либо научных классов для маленьких детей. Мы ухватились за это, достаточно долго – почти четыре года – вынашивали идею. И в 2013-м открыли классы в Винчестере».
Профессор Стеша
Дети приходят в возрасте двух лет и следующие два года каждую неделю посещают занятия
Основа программы – любопытство, свойственное каждому ребенку. Подбрасывая «угли» в этот «костер» в виде поисков ответов на бесконечные малышковые вопросы (почему вода мокрая, откуда взялись бабочки, зачем человеку череп, что такое пластмасса, что ест на завтрак носорог и т.д.), авторы курса добиваются впечатляющих результатов. «Когда мы с Наташей впервые попали на занятие, которое вели Софи и Эмили, то были почти шокированы, – рассказывает Анна Зограф. – Дети внимательно слушали своих наставниц, строили гипотезы, спорили… При этом средний возраст в группе был 2,5 года, а тема урока – плотность».
Все дело в подаче материала. Каждое занятие состоит из вводной теоретической части, а далее следуют практические эксперименты, просмотр видео по теме, чтение книг. Урок длится 40 минут, но он насыщен событиями, и внимание детей не ослабевает. «Многие родители, бабушки и дедушки умиляются, что мы серьезно обращаемся к их детям – профессор Стеша, профессор Саша… Но это существенный момент, – говорит Наталья Алехина. – Малыши чувствуют себя увереннее, понимают, что они ключевые участники процесса. Конечно, для кого-то слово «профессор» звучит громко. Однако для детей все серьезно. Бросить сырое яйцо в ведро с водой, чтобы узнать разобьется ли оно, – это большой научный эксперимент. Выяснить, что сок краснокочанной капусты может менять цвет мыльной воды, – это целая исследовательская работа о щелочах». Маленькие профессора на занятиях заинтересованы и открыты для всего нового. А уж потом поделиться своими знаниями с окружающими – вообще не проблема. «Почти все пытаются повторить дома опыты, в которых поучаствовали на уроке, проводят эксперименты для своих маленьких друзей», – рассказывает она.
Научить ученого
Надо ли самому преподавателю быть ученым? По мнению авторов программы, вовсе не обязательно (хотя сами они имеют ученые степени). Однако важно, говорит Эмили Вайт, быть заинтересованным человеком, следить за новостями науки. Только тогда можно будет не бояться отвечать на многочисленные вопросы детей. Впрочем, в помощь тем, кто открывает курс Mini Professоrs, предназначен пакет всего необходимого – от подробных планов уроков до списка литературы для чтения.

«Мы постоянно говорим, что нужно поддерживать в детях любопытство. Но это нужно и нам, взрослым, – считает Анна Зограф. – Для того чтобы быть преподавателем Mini Professors, надо много читать, быть в курсе последних научных трендов. Да, мы не рассказываем детям о бозоне Хиггса, но хотя бы элементарное представление об устройстве мира иметь необходимо. И не стоит исключать, что завтра нас могут все же спросить о чем-то подобном».
Подготовка к занятиям занимает немало времени. И это не только погружение в тему и штудирование планов. «Приходится делать странные, даже с точки зрения наших близких, вещи. Например, собирать куриные кости, вываривать и отбеливать их специальным образом. Это нужно для урока, посвященного устройству скелета динозавра, – говорит Наталья Алехина. – А еще мы замачиваем в уксусе сырые яйца, варим краснокочанную капусту, сок которой является отличным индикатором для щелочей и кислот, выращиваем в холодильнике кристаллы».
Многие необходимые для уроков предметы в России найти оказалось совсем не легко. «Чего проще – разборный пластиковый стол в виде многоугольника на регулируемых металлических ножках, оборудованный носиком-сливом. В Англии их даже садоводы используют – рассаду на них выращивают. А у нас похожих нет, хотя для экспериментов они самые удобные, – рассказывает она. – Или еще проще – пластиковые мензурки для опытов (стекло нам не подходит, так как у нас занимаются дети). Ближайший поставщик обнаружился в Брянске».
Цель занятий – не вырастить гениев, а сделать так, чтобы дети интересовались миром и не боялись искать ответы на свои вопросы
Были и вовсе курьезные случаи – из-за скачка курса пропали из продажи импортные мини-весы с полулитровым объемом чаши, а российских аналогов не бывает. Весы в итоге нашлись – появились в количестве трех штук на одном из ресурсов школьного оборудования и ушли буквально за неделю при цене почти 3 тыс. руб. за штуку.
Чего боятся сапоги
Зачем же все-таки нужны все эти приспособления и как объяснить малышам, что такое, например, полимеры? Занятие по этой теме есть в курсе. Оно ориентировано на учеников в возрасте от трех до четырех лет.
«Девизом наших курсов является китайская пословица: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я пойму!». Вовлеченность как раз делает сложные вещи понятными. Для начала мы говорим, что полимеры окружают нас каждый день, они всюду. И показываем малышам резиновые сапожки, плащи от дождя, мячики, игровые кубики и т.д. Мы рассказываем, какими качествами могут обладать полимеры. Вот резинка для волос – она тянется. Или вот сапожки – они гидрофобные, значит, не боятся воды. А вот игрушка – она пластиковая, значит, легкая», – рассказывает о построении теоретической части урока Анна Зограф. Она подчеркивает, что, несмотря на игровой подход и обилие житейских примеров, никакие специальные термины для детей никто не упрощает, а то же слово «полимер» все малыши прекрасно понимают и выговаривают. «Таким образом, их словарный запас развивается естественным путем», – добавляет она.

Потом педагог строит «полимерные цепочки» из соединяющихся кубиков, чтобы маленькие профессора представили себе, как выглядят вещества изнутри. Или же дети рассматривают фотографии каучуковых деревьев, которые дают «резиновый» сок. «А в ходе эксперимента мы, например, используем так называемый водный гель – полиакрилат натрия. Он способен поглощать объем воды, в сотни раз превышающий его собственный. Учитель насыпает немного порошка в мерный стаканчик, а дети сами добавляют подкрашенную воду. Когда происходит чудо, вода пропадает, малыши буквально пищат от восторга. Игра? Да. Но очень ценная», – полагает Анна Зограф. В подтверждение своих слов она приводит высказывание профессора Гриши четырех лет от роду, который завершил занятие серьезным заявлением, что «всю жизнь хотел узнать, тоже же такое по-ли-мерррр!».
Нет ничего невозможного. «Дети с готовностью учат то, что напрямую связано с их слухом, зрением, тактильным и кинестетическим восприятием, – отмечают Наташа и Анна. – Во время занятий их моторные навыки также неуклонно развиваются. В какую бы «научную» активность вы ни вовлекли детей, будь то переливание жидкостей или измерение веществ, вы даете им уверенность в собственных силах, в том, что они делают по-настоящему важное дело. И это здорово, не так ли?».
Стоит ли детей приобщать к науке или же это пустая трата времени?
Есть несколько весомых аргументов «за».

Бенджамин Франклин был не только известным политическим деятелем, но и выдающимся изобретателем. Он интересовался наукой с раннего детства и в 12 лет сделал свое первое изобретение – придумал ласты для плавания. Позднее он прославился опытами с электричеством и стал одним из отцов-основателей США.

История всемирно известного машиностроительного концерна Bombardier началась, когда 15-летний Жозеф-Арман Бомбардье получил в подарок от отца старенький Ford. Из его деталей он соорудил первый в мире снегоход. Bombardier и сегодня выпускает не только самолеты и железнодорожную технику, но также снегоходы и вездеходы.

Фило Фарнсуорта можно назвать одним из отцов телевидения. В 15 лет он представил своему учителю химии проект электронной передачи изображений на большие расстояния, а позднее получил патент на свое изобретение. Его имя известно многим, ведь он стал прототипом профессора Хьюберта Фарнсуорта, героя анимационного сериала «Футурама».

Фрэнку Эпперсону было 11 лет, когда он забыл в морозный вечер на крыльце дома стаканчик с содовой, в котором осталась палочка для размешивания. Надо ли говорить, что именно благодаря этому мир узнал, что такое мороженое на палочке. Став взрослым, Эпперсон запатентовал свое изобретение и всю жизнь получал за него отчисления.

Устройство Good Vibrations, позволяющее глухим людям слушать музыку, придумал 14-летний Джон Кон. Идея пришла ему в голову, когда он приложился зубами к гитаре. В итоге появилось устройство, преобразовывающее звуковые волны в тактильные ощущения. С его помощью можно почувствовать музыку. В 2012 году мальчик стал победителем конкурса Google Science Fair.
Опыт №1: «Дружит – не дружит»
Возраст: два-три года
Что нужно?
Прозрачная полулитровая пластиковая бутылка с крышкой
Кувшин с водой
Ложка
Стаканчик
Воронка
Синий пищевой краситель
Масло растительное
Жидкое мыло
Как сделать?
В стаканчике в небольшом количестве воды разведите синий краситель. Предложите ребенку вылить эту жидкость в кувшин и перемешать ее ложкой. Обратите внимание профессора, как хорошо подкрашенная вода растворяется в обычной. После поместите воронку в горлышко бутылки и пусть ребенок сам (или с вашей помощью) перельет из кувшина воду. Затем через эту же воронку налейте в бутылку растительное масло и понаблюдайте, как оно поднимается и «зависает» над водой. Объясните ребенку, почему так происходит: масло имеет меньшую плотность, оно легче. Теперь закройте бутылку крышкой, и пусть малыш хорошенько потрясет ее. Все перемешалось, но через какое-то время масло вновь отделяется. Но мы можем сделать кое-что, чтобы они подружились! Открываем крышку, и через воронку наливаем в бутылку немного жидкого мыла.
Зачем?
Этот опыт проводится на уроке «Смешивание». Задача – показать ребенку, как разные жидкости взаимодействуют между собой. Развиваем наблюдательность, тренируем моторику, учим аккуратности (малышу непросто даже через воронку налить жидкость в бутылку).
Опыт №2: «Удержаться на ногах»
Возраст ребенка: два-три года
Что нужно?
Сделанная из малярной ленты прямая линия на полу
Как сделать?
Для начала обратите внимание малыша, как надежно мы стоим на земле. Теперь попробуйте встать на одну ногу и объясните, что если расставить руки в стороны, то можно проще держать баланс. После этого попросите малыша пройти по линии из малярной ленты. Пусть вернется обратно и покружится на месте, а потом снова попробует пройти по прямой. Это сложнее сделать!
Зачем?
Опыт проводится на занятии «Равновесие». Дети узнают, что для поддержания тела в равновесии мы используем наши органы чувств – глаза, уши, в эту работу включен мозг, трудятся мышцы и суставы. И если нас лишить, например, зрения, то двигаться и даже стоять на месте становится не так-то легко.
Опыт №3: «Цветной черный»
Возраст: три-четыре года
Что нужно?
Белый кофейный фильтр или фильтровальная бумага
Пустой стакан
Вода
Фломастеры
Как сделать?
Пусть профессор возьмет один из фломастеров (эффектно опыт проводить с черным цветом) и нарисует на фильтре круг. Затем попросите его налить в стакан воды примерно на 1 см. Теперь скручиваем бумагу конусом, опускаем в воду и наблюдаем. Постепенно впитываясь, вода «тянет» за собой по бумаге краску фломастера, заставляя ее распадаться на составляющие.
Зачем?
Опыт проводится на уроке «Хроматография». Этот метод используется для анализа состава смесей. В ходе эксперимента удалось узнать, что чернила во фломастере «неоднородны» – это смесь разных цветов.
Мария Яковлева