«Валентина»
Юрий Нерода, 1964
Пластмасса, оргстекло, алюминий
Рельеф «Валентина» – уникальное произведение и для «Пластической массы», и для отечественного искусства. В нем отразились 60-е – годы экспериментов и переосмысления в искусстве, в нем воплощен образ первой женщины-космонавта Валентины Терешковой, а еще это один из самых первых и успешных опытов с пластмассой, которые предпринимали советские скульпторы.
Синтетические материалы довольно долго не имели популярности у художников, работать с ними было сложно, и применялись они очень узко. Поэтому смелая, эмоциональная и лаконичная «Валентина» опередила свое время.
«Просветитель»
Арт-группа Recycle, 2014
Пластик, лайт-бокс
Recycle – это творческая группа, которую создали в 2008 году Андрей Блохин и Георгий Кузнецов. В 2017-м они вошли в первую десятку топ-100 молодых художников России и сейчас весьма популярны на Западе. Название – это не просто дань экологическому тренду: скульпторы используют материалы, доступные для вторичной переработки, а также новые технические ходы.
В своих работах Recycle создают артефакты современности, осознают «третье измерение», новую реальность – виртуальную, в которой человек живет и меняется, а потом обретает бессмертие. Художники считают, что «конец света уже наступил, просто его не заметили».
«Метро»
Сергей Шеховцов, 2007
Поролон, акрил
Московский скульптор Сергей Шеховцов долгое время носил прозвище Поролон благодаря материалу, с которым он работал с начала 2000-х. В этом полимере художника привлекли мягкость, гибкость, «несбалансированная» пластика и непредсказуемость результата. Выбор оказался верным, а поролоновые скульптуры снискали популярность не только в России – с ними художник участвовал в Венецианской и Латиноамериканской биеннале.
«Из него можно создать целый мир, использовать и так и этак. И своя философия у него есть. Но наступил момент, когда это стало не так важно, я начал скрывать материал – он может казаться гипсом или пластиком, любые обманки можно делать... С поролоном можно много чего еще придумать», – рассказывает автор в одном из интервью.
«Название не имеет значения»
Дмитрий Каварга, 2015
Полимеры, металл
«Мне кажется, что искусство – это область, в которой возможно заняться тем, чего еще вообще нет», – признается Дмитрий Каварга.
Этот художник называет себя с иронией «биоморфным радикалом», много экспериментирует, занимается проблемами since art, вкладывает в произведения из самых разных полимеров биологические формы. Он сотрудничает с технической лабораторией, где ему помогают с воплощением замыслов, и часто делает так, чтобы его произведение «общалось» со зрителем – многие его работы интерактивны.
«Название не имеет значения» – авторское видение техногенной катастрофы. Со стороны в произведении трудно разглядеть что-то, кроме уродливого застывшего всплеска, но вблизи становятся видны маленькие человечки и частички разрушенных механизмов – все, что осталось от цивилизации.
«Жир»
Константин Новиков, 2012
Пластикрит
Петербургский художник Константин Новиков многим запомнился благодаря каучуковому колоколу, беззвучный набат которого, по задумке автора, ощущает всем своим телом только звонящий.
Серия новиковских «Жиров» из пластикрита (один лежит, «растекаясь» по поверхности, другой подтягивается на турнике, третий сидит в скованной позе, и все размечены хирургическим пунктиром) – ироничное наблюдение над отношением современного человека к своему телу, своеобразная квинтэссенция жира.
Цвет и форма скульптуры заставляет поверить, что «Жир» всколыхнется от прикосновения. Помимо такой реалистичности пластикрит, который еще называют акриловым гипсом или акриловой смолой, намного легче гипса и является огнестойким материалом.
Global 3000
Вадим Григорьев-Башун, 2018
Дерево, акрил, оргстекло, подсветка
Петербургский живописец, график, скульптор и фотограф Вадим Григорьев-Башун в своих работах рассуждает о человеке и драматизме современного мира, нашей связи с природой и космосом.
Его произведения технологичны и интерактивны – реагируют на зрителя, а также тревожны и драматичны: Global 3000, или «Раскол глобализации», – не что иное, как взрывающаяся голова.
«Ловец»
Crocodile POWER, 2015
Фиберглас, дерево, металл, мох
«Ловец» – только одна из «лесных» работ творческого дуэта Оксаны Симатовой и Петра Голощапова. Как объясняют сами художники, лес в данном случае – это «внутренний мир человека, с которым он пришел в мир цифровой», необходимость встретиться с самим с собой, страх и разочарование от этой встречи, неизвестность, которая ждет в будущем.
Человек, который пытается «поймать» Сеть, уже преображен и деформирован виртуальной средой и теперь должен как-то выжить в цифровом мире. Фиберглас, или стеклопластик, который часто используется в изготовлении современных окон, в этой скульптуре дополнен природными материалами: ветвями, мхом. Жутковато и символично. Напоминает о том, как наши жизни успели срастись с виртуальным миром.
«Упаковка»
Антонина Фатхуллина, 2014
Рельеф, пластикрит
Скульптор Антонина Фатхуллина – неоднократный участник симпозиумов по городской скульптуре в Санкт-Петербурге, а в 2013 году ее работа «Поцелуй» стала победителем. Голубя, сваренного из металла и как бы пьющего из лужи, установили тогда неподалеку от Финляндского вокзала.
Но металл не единственный материал, с которым работает эта художница. Например, у нее есть целая серия «Упаковок» из пластикрита. В ее руках «акриловый гипс» стал похож на картонную упаковку, мрачный кокон, из которого до поры до времени не выбраться двум человеческим фигурам, будто созревающим в инкубаторе.
Magnetron
Саша Фролова, 2016
Латекс
«Современное искусство чаще всего намеренно отталкивающее, агрессивное, сознательно уродливое... Искусство теряет свою функцию красоты», – говорит Саша Фролова в одном из интервью.
Она прославилась по всему миру как художник-перформансист, альтернативная мисс мира, создатель уникальных надувных скульптур и объектов, а также собственного авангардного шоу – яркого и футуристичного. Саша признается, что в искусстве ее интересует синтез, мечтает запустить надувную скульптуру в космос, а еще хочет дать своему зрителю надежду на лучшую реальность. На выставке «Пластическая масса» представлено несколько работ Фроловой, и они завершают путешествие посетителя по искусству полимеров в позитивном ключе.