Игра в реальность

Игра в реальность

Косплей долго был увлечением поклонников фантастики, сторонников этого движения считали чуть ли не фриками. Но сегодня косплееров можно встретить на киноплощадках, фешн-мероприятиях, корпоративах и городских праздниках. Источником вдохновения для создания нового образа при этом может стать все что угодно. Например, в феврале внешний вид нового терминала аэропорта Симферополь вдохновил любителей косплея на создание костюмов, отражающих сложную архитектуру здания, образ моря и воздуха. «Нефтехимия РФ» попробовала разобраться в том, что такое косплей, из чего сделаны самые интересные и сложные костюмы.

Считается, что слово «косплей» изобрели японцы. И именно эта страна сегодня один из лидеров косплейного движения, если смотреть на степень популярности такого увлечения в народе. Однако сама по себе идея далеко не нова: взять хотя бы средневековые европейские карнавалы. Да и воплотили в жизнь концепцию косплея в современном ее понимании первыми не японцы, а американцы – в 1939 году писатель и издатель Форрест Аккерман и его подруга Миртл Джонсон решили переодеться в героев космооперы и прийти в таком виде на первый всемирный конвент научной фантастики Worldcon. Их затею другие участники мероприятия приняли восторженно, а год спустя на фестивале уже проводился конкурс на лучший костюм.

Путешествие вокруг света

Слово «косплей» (от англ. costume play, то есть «костюмированная игра») означает перенос образа персонажа из вымышленного мира (комикс, книга, фильм или мультфильм) в реальность

Вначале такие перевоплощения были лишь обыкновенной забавой и во время Второй мировой войны интерес к косплею естественным образом угас. Однако в 1960-х начался бум движения косплееров, причем среди космических персонажей стали появляться супергерои комиксов и персонажи различных фэнтези. В середине 1970-х костюмированное «безумие» начало судить строгое жюри, так как желающих изображать любимых героев стало слишком много. На конкурсах был введен даже особый способ презентации. Нужно было уже не просто сделать интересный костюм, но и ярко представить своего героя: петь, танцевать, выполнять акробатические номера.

В 1984 году 42-й фестиваль Worldcon посетил японский писатель Нобуюки Такахаси. По возвращении домой, впечатленный увиденным, он написал статью, в которой впервые и употребил слово «косплей».

Сейчас в движении косплееров даже выделилось несколько самостоятельных направлений. И, например, почитатели кинофильмов сильно отличаются от ценителей компьютерных игр. «Когда костюм делается по киновселенной, то понятно хотя бы, как все детали должны двигаться. В игре все показано достаточно однобоко. Но всегда ценятся сложно выполнимые костюмы, с большим количеством лампочек, фурнитуры и составных частей», – рассказывает руководитель фестиваля фантастики, кино и науки «Старкон» Игорь Пылаев.

Особенности национального косплея


Герои сверхпопулярного сериала «Теория большого взрыва» – известные ученые. Но это не мешает им быть страстными поклонниками косплея

В наши дни занятия косплеем уже не просто способ себя показать и других посмотреть, как было раньше. Теперь нередко на фестивалях за любителями сложных костюмов охотятся с предложениями о покупке «брони» для кинопроизводства или приглашения на увеселительные мероприятия. Так, на недавнем корпоративе одной крупной российской промышленной компании всех приглашенных встречали «штурмовики» из «Звездных войн». Сумма выхода в таком костюме колеблется от 5 до 7 тыс. руб. за час. «Еще недавно людей, увлекающихся косплеем, особо не воспринимали всерьез, считали этакими костюмированными фриками. Сейчас успешные косплееры имеют фанатов. И у них есть возможность заработать на изготовлении или продаже костюмов», – говорит Игорь Пылаев.

Попасть на серьезный фестиваль косплееров с улицы не так уж и просто. Для начала нужна аккредитация. Для этого следует заполнить заявку с фотографией и детальным рассказом о своем образе, в том числе нужно объяснить, как был сделан костюм. Далее происходит конкурсный отбор. Победители посещают мероприятие бесплатно, а бонусом к билету для них становится гримерка. Все остальные участвуют в мероприятии на общих началах. К созданию своих образов косплееры подходят серьезно: так, на фестиваль «Старкон» в 2015 году с Украины был привезен костюм, который стоил порядка 200 тыс. руб., а создавался мастером в течение полутора лет.

В прошлом году только в России прошло более 100 различных мероприятий для косплееров. И на всех крупных фестивалях главным событием была конкурсная программа. «Жюри оценивает усилия и старания автора, а публика часто реагирует на «первопроходцев». Однако существенны различия в менталитете. В России люди не такие толерантные, как на Западе. И у нас могут запросто подойди и сказать участнику, например, что-то такое: «Ты не можешь скосплеить Бело­снежку, потому что фигура у тебя крупнее». За рубежом это редкость. Плюс там не рекомендуется участникам изменять естественный цвет кожи, даже если того требует образ», – рассказывает косплеер Наталья Narga Кочеткова.

С разницей в подходах согласен и Игорь Пылаев: «За рубежом другой посыл: ты можешь вложить в обмундирование 5 тыс. долл., а можешь сделать костюм из коробок и пенок, но на тебя будут реагировать одинаково положительно. Если же у нас на фестивале появляется «простой» костюм или в Сеть выкладывается такая фотосессия, люди возмущаются».

Из чего же, из чего же, из чего же?

Начать заниматься косплеем может любой человек: на просторах Интернета есть много информации о том, как создать костюм. Описание процесса называется «туториал». Опытные косплееры сразу размещают такие «справки» на своих страницах, чтобы избежать лишних вопросов от фанатов. «Свой первый серьезный костюм – Алекстразы из World of Warcraft – я сделала из линолеума в 2013 году. И сразу у меня стали спрашивать как, из чего. Мне лень было отвечать на одни и те же вопросы, поэтому я решила описывать создание костюмов», – рассказывает Наталья Narga Кочеткова.


Косплеер: Кирилл Cenobite Кириллов
Фото: Dzeta & Aiger

В принципе, при наличии хорошей творческой идеи в ход может пойти все что угодно – главное, «чтобы костюмчик сидел». Но учитывая, что часто речь идет о сказочных и фантазийных образах, которых в реальном мире вовсе не существует, приходится экспериментировать. Например, «бронелифчик» – самая сложная часть костюма Алекстразы – был создан Натальей Narga Кочетковой из подручных материалов: основа – из туристического коврика, оформление – из раскрашенных газет. Ну а скрепили всю эту красоту в одну композицию акриловый герметик, медицинский бинт и клей ПВА.

«Самыми сложными своими костюмами я могу назвать два: Ординатора и Поднявшегося Спящего из игры TES III: Morrowind. Ординатор был моим первым серьезным костюмом и, помимо этого, полным доспехом.

Ни с какими сложными материалами я на тот момент знаком не был, поэтому делал доспехи из папье-маше, покрывал их шпатлевкой на основе ПВА, чтобы добиться полной гладкости»,– рассказывает косплеер Сергей Isugi Волошин.   

По его словам, доспехи вышли неплохими, но недолговечными и сложными в производстве из-за папье-маше. А вот Поднявшийся Спящий был работой из латекса:
3 л материала ушло на изготовление головы и еще 5 л – на огромные, почти до пола, щупальца. Чтобы изменить фигуру костюма и свою, соответственно, тоже, Сергей Волошин использовал 10-сантиметровый поролон. Правда, летом в костюме было жарковато.

Сложности кухни

Выбор материала для будущего костюма – особая ответственность. Вариантов масса. Помимо обыкновенных тканей, косплееры пользуются ассортиментом строительных, туристических, радиотехнических, художественных магазинов.

Самые простые костюмы шьются на машинке за одну ночь, сложные оформляются в мастерских по несколько лет. Долговечность зависит от сложности задумки и материала, позволившего воплотить ее в жизнь. Доспехи из EVA-пенки или пластика вполне долговечны, в то время как папье-маше может расползтись от влаги, а оружие с пенопластом в основе – переломиться. Впрочем, редко кто носит один и тот же костюм больше одного-двух сезонов. «Любой, даже самый яркий и интересный образ в какой-то момент приедается и зрителю, и самому автору», – говорит Сергей Isugi Волошин.

У опытных косплееров с собой всегда есть «аптечка», в которой обычно содержится клей, фен и зажигалка для экстренного ремонта на форс-мажорный случай. «Жизнь костюма меньше, чем у повседневной одежды, а при посещении фестивалей костюм должен выдержать перевозку в чемодане. Многим нравится термопластик: он удобен тем, что можно починить отломанные детали», – добавляет Наталья Narga Кочеткова.


Косплеер: Isugi
Фото: Евгений Накрышский

Косплееры уверяют, что особых секретов в их деле нет, но есть много тонкостей, которые постигаются только со временем. Помогает обмен опытом с единомышленниками. «Следим за успехами коллег, дружим мастерскими. За новинками в материалах следим, общаясь с представителями производителей напрямую – это тоже очень помогает, – говорит косплеер Кирилл Cenobite Кириллов. – Но в России, к сожалению, пока мало магазинов грима, да и вообще нет индустрии косплея. Поэтому все знания передаются из рук в руки».

Зато в соцсетях сегодня много групп, помогающих новичкам. Втягиваются в «игры с переодеванием» все – от мала до велика. На фестивалях можно встретить как 15-летних подростков, так и солидных людей «за 40». Главное – блеск в глазах. «Люди и раньше участвовали в балах и маскарадах. Но это были особенные события. А кос­плей – способ привнести карнавал в жизнь. Причем ты сам выбираешь, в какой эпохе окажешься: будущее, прошлое или параллельный мир. Никаких ограничений!» – говорит Наталья Narga Кочеткова.

Первым делом при выборе персонажа опытные косплееры рекомендуют прочувствовать его. «Главное – движение души. Нужно, чтобы нравился персонаж. Косплей – это перевоплощение. Когда ты примеряешь образ любимого персонажа, это лучший вид отдыха», – говорит Кирилл Cenobite Кириллов.


Арсенал косплеера

Вспененный ПВХ. Легкий и достаточно прочный листовой материал, устойчивый к воздействию внешней среды, погодных условий. Ранее использовался для создания брони.

Натуральный латекс. Долговечный и легкий материал, используемый для элементов пластического грима. Иногда из него изготавливают также костюмы и бутафорию.  

Силикон. Мягкий и прозрачный материал, он отлично служит для пластического грима, поскольку позволяет передавать мимику модели. Если замешать пигмент в смесь и подкорректировать полученный элемент спиртовым гримом, то можно получить даже имитацию человеческой кожи. Более твердые и непрозрачные виды силикона, например, для отливки деталей костюмов из двухкомпонентного пластика.  

Двухкомпонентный пластик. Прочный материал, легкий в работе. Используется для создания элементов костюмов с большим количеством мелких деталей.  

EVA-пенка (EVA foam). Материал, напоминающий туристический коврик, но при этом поддающийся термоформовке. Доступный, легкий, режется канцелярским ножом. Прочность обеспечивается гибкостью материала – при ударе он согнется, а потом вернется к прежней форме.  

Worbla и BubbleStar – новые материалы на рынке, более дорогие, чем ЕVA-пенка. Это листовой термопластик, имеющий сравнительно низкую рабочую температуру – с ним удобно работать голыми руками. Прочный и гибкий, превосходно лепится сам к себе и позволяет создавать сложные «скульптурные» элементы.

Варвара Фуфаева


почитать еще
Скотч для Марсианина

Скотч для Марсианина

32 школьные команды встретились в Москве, чтобы подумать о топливе для космического дирижабля, изобрести шины для лунохода и разобраться с прической королевы Амидалы из «Звездных войн». Все это задачи II Межрегионального химического турнира, который прошел на площадке МГУ им. М.В. Ломоносова при поддержке СИБУРа.

читать полностью
Рано не бывает

Рано не бывает

Ученые доказали, что дети в возрасте двух лет могут изучать такие сложные науки, как, например, химия или биология. Было бы желание у их родителей.

читать полностью
С чистыми намерениями

С чистыми намерениями

Выкидывая мусор, мало кто задумывается, что из него могли бы еще получиться интересные и даже красивые вещи. Ну, мусор и мусор, что с него взять? Участники конкурса «Чистое искусство», прошедшего при поддержке СИБУРа, смогли по-новому взглянуть на вопрос. Интересно, что творцами в данном случае стали не профессиональные художники, а обычные дети.

читать полностью