Для умников и умниц

Для умников и умниц

Школьники тестируют космическое оборудование, разрабатывают дроны, исследуют наноматериалы и проводят многофакторный химический анализ питьевой воды. Звучит фантастически? Но именно это происходит в детских технопарках, сеть которых сейчас разворачивается в России.

На берегу реки Оби в сотне километров от Томска расположено село Кожевниково. Это не очень большой населенный пункт, где постоянно проживает всего 8 тыс. человек. Тем не менее здесь в январе впервые был опробован 3D-принтер для печати в невесомости, который отправится на Международную космическую станцию (МКС). Протестировали его школьники. Ребята загрузили созданную специалистами РКК «Энергия» модель в программу управления и затем из полимерной нити изготовили на принтере требуемый объект. Грузы на МКС с Земли доставляют редко, а с помощью такого устройства у космонавтов появится возможность на орбите печатать нужные детали, к примеру крепления.

Промышленные компании ставят детям реальные задачи
Этот необычный опыт – часть программы, призванной привить ребятам интерес к инженерным наукам. Почему Кожевниково? Просто это филиал томского «Кванториума», одного из сети детских технопарков, открытых от Хабаровска до Калининграда. К концу 2017 года таких образовательных центров станет более 40 по всей России.

Дворцы пионеров XXI века

Детские технопарки «Кванториум» – современный формат дополнительного образования. Раньше школьники бегали на кружки во Дворцы пионеров. Многие авиаконструкторы начинали свою карьеру с таких занятий по авиамоделированию. Но в век стремительного развития технологий только создания моделей уже мало. В детских технопарках практикуется проектный подход, развивается креативное, критическое и продуктовое мышление. Площадки создаются на основе государственно-частного партнерства, где крупные промышленные компании, такие как «Ростех», «Рос­атом», «Газпром», «Северсталь», «КамАЗ», ставят задачи перед молодыми инженерными командами.

В прошлом году к инициативе присоединился СИБУР: компания в качестве пилотного проекта поддержала создание мультимедийного пространства с 3D-кинотеатром и медиатекой в детском технопарке Томска. На этой площадке будут проходить интерактивные лекции, мастер-классы, воркшопы, транслироваться научно-популярные фильмы.

«Кванториум», по сути, школа мышления, что открывает новые возможности
«Наступление нового технологического уклада и запрос ведущих российских промышленных компаний определяют повышенные требования к качеству инженерных кадров. Мы понимаем, что возможности, которые школьники имеют сегодня, будут определять их профессиональную состоятельность завтра», – говорит Алексей Козлов, член правления СИБУРа.

Все серьезно. Иллюстрация этого – шорт-лист премии «Юный изобретатель», вручение которой как раз было приурочено к открытию технопарка. Например, обладательницей учрежденной СИБУРом награды в номинации «Экология» стала Анна Земцова из Тобольска. Ее проект посвящен химическому анализу подземных вод на предмет их пригодности для питья.

«Мы знаем, что именно дети в силу гибкости и незашоренности наиболее креативно решают инженерные задачи. На первом этапе наша цель в «Кванториуме» – заинтересовать ребенка, показать ему практический эксперимент, опыт. Далее мы вовлекаем его в исследование причин происходящего и подводим к логическим выводам и поиску идеального конечного результата. По сути, «Кванториум» – это школа мышления. Такой подход открывает новые возможности, – говорит Марина Ракова, руководитель федерального оператора сети детских технопарков «Кванториум». – Ввиду этого основными стейкхолдерами и заказчиками являются как органы госуправления, так и промышленные предприятия. Для них мы разрабатываем и развиваем инновационные образовательные треки в области нанотехнологий.Мы обучаем детей, например, как создавать продукты из полимеров, которые будут сохранять окружающую среду и атмосферу».

В числе тематических приоритетов также можно выделить нейро- и биотехнологии, робототехнику, аддитивное производство, программирование, космонавтику, лазерные технологии, промышленный дизайн. Основа обучения – практические занятия, в которых все умения и навыки приобретаются через опыт, хорошие кейсы и побуждают детей на практике доказывать, изобретать, воплощать и действовать.

Главное – попробовать

Обучение действием опирается на кейс-технологии. Преподаватели готовят модули на ситуациях из реальной жизни, они направлены на развитие soft skills или hard skills. В переводе soft skills означает «гибкие навыки», позволяющие быть успешными независимо от специфики деятельности. Их относят к числу социальных навыков: умение убеждать, находить подход к людям, работать в команде, рефлексировать, мыслить творчески. Hard skills, или «твердые навыки», – технический фундамент, знания, записанные на подкорку. Например, метод слепой печати, управление транспортными средствами, программирование и т.п.

Работа с кейсами может идти как в группах, так и индивидуально в установленное время, по истечении которого преподавателю представляются варианты решений предложенных задач. «Основными воспитанниками «Кванториума» становятся дети, заинтересованные в созидании и желании делать своими руками проекты», – рассказывает Борис Близнюков, советник генерального директора федерального оператора сети детских технопарков «Кванториум».

Задачи, которые решают современные школьники

1. Оцениваем варианты

Цель  кейса: Познакомиться с несколькими альтернативными способами получения энергии и сравнить их между собой.

Задание: Изучить то, какими способами можно получить энергию, применяемую в автомобилях, и сравнить их между собой. Так, в Лондоне курсирует автобус, работающий на водороде. В Бразилии активно используются автомобили, которые работают на спирте, получаемом из сахарного тростника. В России набирают популярность гибридные машины. Кроме того, есть традиционные бензиновые и дизельные двигатели, а также установки, работающие на пропан-бутановых смесях и метаноле.

2. Теоретизируем

Цель  кейса: Заложить основы теоретического мышления, научить наблюдать, выдвигать гипотезы и проверять их на практике. Полученные компетенции закрепляются затем на другом биологическом объекте (рыба, птица, медуза, дождевой червь, гусеница и т.д.)

Задание: Непосредственное наблюдение за передвижением брюхоногих моллюсков, зарисовка результатов и обсуждение основ.

3. Строим модели

Цель  кейса: Получение знаний о передаче нервного сигнала от рецептора к эффектору и механизме сокращения мышечной ткани. Работа на понимание текста, обучение схематизации.

Задание: Пользуясь учебными материалами восстановить динамическую схему сокращения мышечной клетки и в заключение представить свое понимание процесса.

4. Экспериментируем

Цель  кейса: Погружение учащихся в ситуацию экспериментальной деятельности.

Задание: Вначале учащиеся восстанавливают анатомию ротовой полости, пользуясь бытовыми представлениями, знаниями анатомии. Ищутся ответы на простые вопросы: «Каковы функции слюны?» и «Почему корочка черного хлеба при тщательном пережевывании становится сладковатой?». Проведение экспериментов: «Действие йода на крахмал» и «Действие слюны на крахмал». Выдвижение гипотез.

5. Создаем

Цель  кейса: В качестве нерешенной критической задачи взята Глобальная экологическая проблематика. Ученикам важно выявить верное биологическое и экономическое обоснование модели работы аквариумной системы с разной водой.

Задание: Создание действующей модели аквариумной системы. Проведение экспериментов по определению состояния биоты в зависимости от технологии водоочистки и режимов работы инженерной системы модели аквариума. Мониторинг качества воды в аквариумной системе (биологический и химический) для оценки применимости систем водоочистки для  обеспечения сохранения коллекции гидробионтов Москвариума.

Варвара Фуфаева





почитать еще
Скотч для Марсианина

Скотч для Марсианина

32 школьные команды встретились в Москве, чтобы подумать о топливе для космического дирижабля, изобрести шины для лунохода и разобраться с прической королевы Амидалы из «Звездных войн». Все это задачи II Межрегионального химического турнира, который прошел на площадке МГУ им. М.В. Ломоносова при поддержке СИБУРа.

читать полностью
Рано не бывает

Рано не бывает

Ученые доказали, что дети в возрасте двух лет могут изучать такие сложные науки, как, например, химия или биология. Было бы желание у их родителей.

читать полностью
С чистыми намерениями

С чистыми намерениями

Выкидывая мусор, мало кто задумывается, что из него могли бы еще получиться интересные и даже красивые вещи. Ну, мусор и мусор, что с него взять? Участники конкурса «Чистое искусство», прошедшего при поддержке СИБУРа, смогли по-новому взглянуть на вопрос. Интересно, что творцами в данном случае стали не профессиональные художники, а обычные дети.

читать полностью