Трещины на автомобильных фарах, плохо смываемый белый налет на лобовом стекле… Автовладельцы долгое время искали этому причины, пока не выяснилось, что виновницей может быть на первый взгляд безобидная незамерзающая жидкость для стеклоомывателя. Этот раствор за зимний сезон по многу раз покупают все без исключения водители. Но многие при этом руководствуются ошибочной информацией.
Миф №1.
Хорошая «незамерзайка» не пахнет
Парами стеклоомывающей жидкости приходится дышать, так как через систему вентиляции они проникают в салон автомобиля. А потому для большинства потребителей главной характеристикой «незамерзайки» является запах, а желательно – полное его отсутствие. Однако эксперты говорят, что такой подход неверен.
В состав любой омывающей
Александр Сергеев,
директор Союза производителей и потребителей автохимии:
«Больше 50% рынка занимает метанол, хотя он запрещен. Контролировать ситуацию должны госорганы, периодически проводятся рейды, но новое производство наладить не долго. Товар пользуется спросом, дело не только в цене. Есть люди, которые просто не выносят запаха изопропила. Единственный выход – провести дополнительные исследования концентрации паров метанола в салоне автомобиля и расставить точки над «i». Если ПДК превышены – запрет оставить, нет – снять. Если метанол так вреден, то нужно наконец заняться контролем и остановить продажу. Мы планируем поднимать этот вопрос».
жидкости входит четыре основные группы компонентов: очищенная вода, поверхностно-активные моющие вещества, ароматизаторы и спирт, понижающий температуру кристаллизации. В России для «незамерзайки» разрешено применять изопропиловый спирт. Но он имеет резкий запах, напоминающий ацетон, который производители и пытаются маскировать отдушками.
Ничем особенным не пахнет другой спирт – метанол. В промышленности он используется широко, например для производства синтетического каучука и органического стекла. Но в чистом виде для человека метанол опасен, а потому с 2007 года его использование для производства «незамерзайки» официально у нас запрещено.
Война с этим спиртом – один из ярких эпизодов в карьере бывшего главного санитарного врача России Григория Онищенко, который выражал твердую уверенность, что «незамерзайку» люди могут пить. Он руководствовался тем, что метанол – смертельный яд, действующий на нервную и сосудистую систему. Оппоненты, правда, указывают, что в Европе аналогичных запретов нет. Но запрет действует до сих пор.
Миф №2.
Хорошая «незамерзайка» не замерзнет
Допустим, на этикетке указано, что жидкость не кристаллизуется при температуре до -30 °C, а на практике и в -15 °С от нее мало толка. Потребитель, заметив это, начинает ругать производителя, подозревая того в несоблюдении технологии. Но на самом деле виновата может быть машина, а вернее, ее система стеклоомывателя. Здесь работает парадоксальное правило: чем лучше, тем хуже.
Опытные автолюбители давно заметили, что на советской технике особых проблем с «незамерзайками» нет. Дело в том, что в мороз вязкость изопропилового спирта повышается. И сложные системы стеклоомывателя, обеспечивающие в хорошую погоду идеальную чистоту за счет продвинутых разбрызгивателей с тонкими форсунками, становятся барьером. Тогда как у старых машин с толстым «каналом» для жидкости таких проблем нет по определению.
А вот с запрещенным в России метанолом сложностей нет независимо от диаметра форсунок. Чем проще устроена молекула спирта, тем меньше его вязкость при минусовых температурах.
Миф №3.
Водка тоже годится
Было время, когда для производства
Дальше – больше
Чтобы стеклоомывающая жидкость не замерзала, например, при -30 °C, требуются различные дозы спирта в ее составе. Для указанной температуры доля в растворе метанола должна быть не меньше 30%, этанола – 40%, а изопропанола – 70%.
стеклоомывающей жидкости использовался этанол, то есть тот же спирт, что содержится в водке и парфюме. Однако эту возможность закрыли еще в середине 1990-х, когда был принят закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». «Если бы можно было делать «незамерзайку» на этиловом спирте, это было бы просто великолепно. Раньше его использовали, это был самый прекрасный с точки зрения потребителя вариант. Но ввели акциз, появилось много сложностей, да и цена поднялась», – поясняет главный технолог московского НПО «Химсинтез».
Впрочем, это касается промышленного выпуска жидкости для стеклоомывателей. А использование в качестве «пожарного» средства на случай отсутствия «незамерзайки» обыкновенной русской водки до сих пор является распространенной, хотя и недешевой практикой. Цена 3,5-литровой канистры изопропиловой омывающей жидкости среднего качества составляет сейчас от 300 руб. А по решению Росалкогольрегулирования минимальная цена на водку в рознице – 220 руб. за 0,5 л. С февраля, правда, планка будет понижена до 185 руб., но сути дела это особо не меняет. Кроме того, наличие «алкогольных» паров от такой «незамерзайки» может вызвать вопросы у сотрудников ГИБДД, если они остановят машину.
Миф №4.
«Незамерзайка» не может стоить дорого
Курьезный случай произошел в ноябре в Ростове-на-Дону. Водитель не самого дешевого автомобиля Porsche Cayenne попытался похитить две канистры «незамерзайки», выставленные на продажу на обочине дороги. В последний момент злоумышленника схватили.
Во время кризиса многие стремятся экономить.
Во время кризиса более 60% водителей собираются экономить
Агентство «Автостат» и «AVITO Авто» провели опрос, в котором приняли участие 8,5 тыс. автолюбителей. 61% из них заявили, что стали покупать более доступные по цене расходные материалы или оттягивать время до их плановой замены. В числе названных «жертв», конечно, оказалась «незамерзайка».
Помимо неприятного запаха главный недостаток изопропилового спирта – его высокая цена, в среднем примерно в три раза дороже метанола. Это, естественно, прямо влияет на стоимость конечного продукта. А кроме того, для хорошей «незамерзайки» нужна очищенная вода – в противном случае возможно выпадение осадка, засорение форсунок стеклоомывателя и даже дефекты лакокрасочного покрытия. Также в состав входят дорогие ароматизаторы и отдушки, призванные перебить запах спирта.
В отсутствие дешевого аналога
Покрытие фар из поликарбоната может испортить «незамерзайка»
изопропила российский рынок раскололся на два полюса. На одном – дорогие «разрешенные» омывающие жидкости стоимостью до 700 руб. за канистру. На другом – дешевые «незамерзайки» на метаноле, продающиеся вдоль трасс по 150 руб. Теоретически средний сегмент существует. Но для снижения затрат производители используют более дешевые поверхностно-активные вещества и ароматизаторы или же льют все тот же метиловый спирт. Роспотребнадзор регулярно рапортует о том, что в ходе выездных проверок выявляются такие случаи.
Миф №5.
Даже плохая «незамерзайка» ничем серьезно не навредит
Почему на лобовом стекле машины появляется белый налет, который не так легко отмыть? Сначала автовладельцы всю вину перекладывали на уличные реагенты. Но, как оказалось, это работа «незамерзайки».
Белый налет появляется из-за этиленгликоля, который добавляют в некоторые жидкости для дополнительного понижения температуры кристаллизации. Это бесцветная вязкая субстанция, в чистом виде почти не имеющая запаха. Раствор, состоящий из 67% этиленгликоля и 33% воды, замерзает только при -75 °С! Но благодаря высокой вязкости в мороз он начинает «размазываться» по стеклу.
Кроме того, в большинстве современных
Сергей Воробьев,
технический директор компании «Техноформ»:
«Серьезные производители используют изопропиловый спирт. Он, конечно, дороже, чем метанол. Но в последнем случае «на выходе» речь о запрещенном продукте, что, впрочем, мало кому из кустарей мешает продавать его вдоль дорог. Есть мнение, что этиловый спирт лучше всего подходит в качестве основы «незамерзайки». С точки зрения потребительских свойств его запах приятнее, чем у изопропанола. Но по закону, если в «незамерзайке» более 9% этанола, она становится алкогольным сырьем со всеми вытекающими последствиями в виде акцизов. То есть, по сути, вместо омывающей жидкости получается водка со вкусом омывающей жидкости».
легковушек используются фары с защитным элементом из поликарбоната. Несколько лет назад в автосалоны пошел вал гарантийных машин с претензиями на трещины в фарах. Когда выяснилось, что подобные проблемы возникли только у автомобилей с системой очищения фар, естественным образом подозрения пали на «незамерзайки». Оказалось, что некоторые производители для лучшего моющего эффекта добавляют в состав жидкости не только поверхностно-активные вещества, но и органические растворители. Именно они, воздействуя на разогретый от работы ламп поликарбонат, приводят к появлению трещин. «Такая ситуация возможна, но, справедливости ради, это еще зависит от автомобиля, насколько у него качественные детали. Наносится лаковый слой на фару. Если он целый, то опасности быть не должно», – отмечает эксперт из компании «Автохимпроект».
В ряде европейских стран на проблему обратили внимание: например, в Германии тесты «на поликарбонаты» являются обязательными и проводятся по специальной методике, предложенной Немецким союзом автомобильного надзора DEKRA. В России такой практики еще нет, хотя крупные производители на добровольной основе проводят испытания «незамерзайки», на что стоит обращать внимание. И опять же, слишком дешевый продукт должен сигнализировать о нарушении технологии.
Бизнес на спирту
Высокая цена изопропилового спирта сама по себе стимулирует появление контрафакта, который не удается искоренить, несмотря на все запреты. Метанол стоит 20–25 тыс. руб. за тонну. Этого хватит почти на 700 пятилитровых баклажек с «незамерзайкой». То есть себестоимость канистры с жидкостью (с учетом бутылки для упаковки и включенного в состав моющего средства) составит 35–40 руб. Вдоль дорог ее продают намного дороже, притом что делают буквально за углом без какого-либо контроля и уплаты налогов государству. «Канистра с 5 л жидкости на основе метанола стоит примерно 150 руб. А изопропиловый спирт дороже, и поэтому легальная продукция будет стоить от 300 руб.», – пояснили в компании «Автохимпроект».
«Покупая «незамерзайку» на дороге, люди реально рискуют. Они просто не понимают, что им продают. Тут дело не только в метаноле. Покупателям не пробивают чек, не раскрывают химический состав продукта. Это просто какая-то жидкость, которую кто-то разлил в тару. А сертифицирована она или нет – никто не задумывается», – отмечает Илья Каторгин, инженер-эколог отдела независимой экологической экспертизы группы «Экостандарт». Он говорит, что сталкивался со случаями, когда люди обращались для исследования «незамерзайки». «Были отравления, после которых люди чувствовали себя плохо. Иногда появлялось состояние, как при алкогольном опьянении. Это все довольно опасно, говорит эксперт.
Мария Богородская