Требования задает потребитель

Требования задает потребитель

Зачастую мы обращаем внимание на товар только благодаря упаковке. Яркая, удобная, практичная, демонстрирующая все достоинства продукта – это лишь небольшая часть требований, которые сегодня производители предъявляют к разработчикам упаковочных пленок. Ведь упаковка (packaging) – это пятая «Р» успеха продаж, вместе с товаром (product), местом (place), ценой (price) и продвижением (promotion).

Почему российская упаковка выигрывает у западных конкурентов, за счет каких свойств получилось добиться увеличения срока хранения товаров, а также какой потенциал существует у цифровых технологий, «Нефтехимии РФ» рассказал Марат Фаляхов, исполнительный директор компании «БИАКСПЛЕН».

Каковы основные тенденции в индустрии упаковки?


Марат Фаляхов,
исполнительный директор компании «БИАКСПЛЕН»:

«Главный запрос рынка – значительное увеличение за счет упаковки срока годности продуктов».

Российский рынок полимерных пленок в 2018 году продолжил рост. Положительная динамика – следствие программы импортозамещения продовольственных товаров, а также общего снижения импорта по причине ослабления рубля. Все просто: меньше товаров завозят – больше производят внутри страны – больше упаковывают.

В условиях изменчивости курса валют российская БОПП-пленка – наиболее стабильное и привлекательное предложение для производителей гибкой упаковки, не уступающее по качеству зарубежным аналогам. Мировые бренды, имеющие производственные мощности в России, подтверждают этот тренд и переходят к использованию российской БОПП в структурах своей упаковки. Кроме того, благодаря короткой и простой цепочке логистики мы ближе к внутреннему потребителю и можем чутко реагировать на его запросы, предлагать решения.

Какие решения, например?

Здесь уже мы переходим к требованиям, которые задает потребитель. Главный из них – значительное увеличение за счет упаковки срока годности пищевых продуктов. Особенно этот запрос рынка становится актуальным с ростом экспорта продуктов питания из России, когда доставка продукции связана с длительными перевозками или жарким климатом (яркий пример – экспорт российских кондитерских изделий и мороженого в Китай). Второй тренд – все потребители стремятся к экономии, требуя оптимизации цены упаковки путем снижения толщины или плотности пленок без потери качественных характеристик. Третий – повышенный интерес к упаковочным решениям с возможностью вторичной переработки.

Какие интересные и полезные для потребителя качества есть у современной упаковки, чего не было еще 15–20 лет назад?

Список функциональных свойств гибкой упаковки постоянно растет вслед за предпочтениями потребителей и характеристиками товаров. К примеру, для свежей зелени и салатов разработана пленка с эффектом незапотевания (антифог), для шоколада или ароматных продуктов – с возможностью многоразового открытия. Для удобства нанесения и печати – самоклеящиеся этикетки, пленки с расширенным диапазоном уплотнения, с низким содержанием коэффициента трения для высокоскоростных машин. Растут потребности в металлизированных, матовых и барьерных пленках.

Цифровизация влияет на индустрию упаковки?


Производство БОПП-пленок.

Цифровизация – это новые возможности для общения и повышения эффективности процессов. Все становится быстрее и проще: заказы – мгновенно через личный кабинет. Статус исполнения или даже движение машины с товаром – на экране в несколько кликов. Документооборот – теперь это тоже просто!

Потенциал цифровых технологий в областях, связанных с производством упаковки, безграничен: онлайн-мониторинг технологических параметров линий БОПП и их влияние на себестоимость продукции, предиктивная аналитика производственных узлов оборудования, роботизация складских процессов, интеллектуальное видеонаблюдение за производством, аэромониторинг с помощью дронов и другие цифровые инициативы.

Эффект от цифровизации вполне ощутимый. К примеру, в прошлом году на основе систем больших данных была построена аналитическая модель зависимости обрывов пленок от режима производства полипропилена. Выявлены пять параметров, оказывающих наибольшее влияние, разработаны рекомендации по технологическому режиму. Результат – обрывность уменьшилась на 50% без снижения скорости линии.

По каким направлениям идут сейчас в основном исследования?

В холдинге «СИБУР» большие возможности для того, чтобы чутко реагировать на пожелания наших клиентов: научный центр по химическим технологиям НИОСТ в Томске, группа по разработке продуктов на основе R&D. В скором времени ожидаем открытие Технического центра развития переработки полимеров (ТЦРПП) в «Сколково», в котором, в частности, клиенты «БИАКС­ПЛЕНа» могут участвовать в разработке и тестировании новых марок пленок. Центр будет оборудован пилотной печатной машиной и ламинатором.

Наши активности по разработке новых продуктов сконцентрированы на двух основных направлениях. Мы будем расширять бизнес, создавая принципиально новые пленки для нашего рынка: высокобарьерные, для вплавляемой этикетки, для упаковки новых табачных продуктов – это первое направление. Второе – мы обязательно продолжим точечно дорабатывать наш текущий портфель под требования клиентов.

Какие у вашей компании есть пленки с новыми интересными свойствами? Что из них можно делать?

За последний год мы значительно продвинулись в упаковочных решениях для кондитерских изделий, предложив клиентам ассортимент пленок для упаковки с использованием холодного клея: как релиз-пленки (матовую и прозрачную), так и базовую жемчужную для упаковки шоколада с возможностью многоразового открывания. Релиз-пленка дает возможность при упаковке отказаться от сварки материала, использовать холодный клей на гибкой части упаковки. Вспененная микроструктура пропилена жемчужной пленки отражает свет, это также важно для сохранения качества продуктов. Чтобы свежая зелень и салат сохраняли свежесть, мы разработали пленку с эффектом незапотевания (антифог). Для удобства нанесения и печати развили сегмент самоклеящихся этикеток, предложили пленку-подложку в качестве комплексного решения для производителей самоклейки, а также ассортимент базовых пленок для этикетки: прозрачные, белые, металлизированные. Предложить клиентам решение – это наша работа.

На что в упаковке больше внимания обращают конечные потребители, а на что – промышленные заказчики? Как учесть пожелания и тех и других?

Давайте вспомним, как мы выбираем товар в магазине: привлек внимание на полке, удобно открыть, он точно будет свежий и сохранит вкус, доступная цена. У производителя упаковки ровно тот же опыт, и он транслирует эти пожелания нам. Мы предлагаем большой выбор пленок: барьерные, металлизированные, непрозрачные белые, перламутровые, матовые, антифог, табачные, с улучшенными барьерными свойствами и уменьшенным диапазоном герметизации. Кроме того, мы активно дорабатываем наши материалы под требования клиента. Все это позволяет заказчикам получать значительно большее конкурентное преимущество, чем при использовании стандартных товарных пленок.

Каковы ваши планы? Какие новые продукты могут появиться в вашей линейке в перспективе? Какими свойствами они будут обладать?

Как лидер рынка БОПП-пленки в России и один из лидеров рынка Европы, мы поддержим мировой тренд и будем активно работать над упаковочными решениями, пригодными для вторичной переработки, для тех сегментов, где этих решений пока нет. Кроме того, мы продолжим отслеживать тенденции на рынке, чтобы наш портфель оставался актуальным, и прислушиваться к голосам наших клиентов, чтобы оставаться партнером, предлагающим решения.

Юрий Сушинов


почитать еще
Покемон  для Золушки

Покемон для Золушки

Можно ли заменить импортные пластики отечественными? Звучит неплохо, но нет. Хотя бы потому, что далеко не все мы научились делать сами. Нужна фея, которая поможет Золушке стать принцессой. Россия – хороший рынок сбыта для всего нового. Взять хотя бы игру Pokеmon Go, которая еще до официального релиза стала сенсацией. Вот только делиться технологиями с нами мало кто хочет, предпочитая прямые продажи или «отверточную» сборку.

читать полностью
Суррогаты наступают

Суррогаты наступают

Риск встретить некачественный товар или поддельный бренд есть всегда – начиная от продуктового рынка и заканчивая выставкой перспективных вооружений. Не являются исключением и изделия из полимеров. В том, почему на прилавках может появиться суррогатный товар и как потребителю распознать его, разбиралась «Нефтехимия РФ».

читать полностью
Современная алхимия

Современная алхимия

В Средние века людей, желающих изменить сущность материалов, к примеру превратить свинец в золото, считали колдунами и без зазрения совести отправляли на костер. Сегодня же такими опытами занимаются тысячи исследовательских лабораторий – пытаются создать стекло прочное, как сталь, или резину, невосприимчивую к огню. И далеко не последнюю роль в таких изысканиях играют полимеры. О том, что получается в итоге, «Нефтехимия РФ» спросила представителей различных индустрий.

читать полностью