Покемон  для Золушки

Покемон для Золушки

Можно ли заменить импортные пластики отечественными? Звучит неплохо, но нет. Хотя бы потому, что далеко не все мы научились делать сами. Нужна фея, которая поможет Золушке стать принцессой. Россия – хороший рынок сбыта для всего нового. Взять хотя бы игру Pokеmon Go, которая еще до официального релиза стала сенсацией. Вот только делиться технологиями с нами мало кто хочет, предпочитая прямые продажи или «отверточную» сборку.

Если спросить на улице, в чем главное богатство России, наверняка большинство людей скажут: «Нефть». Но так было не всегда, и, как часто случается, все могло бы повернуться иначе, если бы не случай. В 1870 году Петербургский механический завод шведских предпринимателей Людвига, Роберта и Альфреда Нобелей получил оружейный заказ. В Бакинской губернии, бывшей тогда частью Российской империи, братья хотели купить древесину ореха для прикладов. Но, побывав на месте, они решили вложиться в нефтяную промышленность. Нобели механизировали буровые, придумали свой способ производства керосина, построили первый нефтепровод и танкер, организовали железнодорожные перевозки нефтепродуктов и, наконец, открыли химические заводы. Словом, как ни обидно звучит, иностранцы во многом заложили основу развития отечественной нефтедобычи и переработки.

ЗАЧЕМ ИМ ЭТО НУЖНО

Многие виды сложной полимерной продукции в России не выпускаются, поэтому перенос в страну их производства выгоден
Сегодня российские добывающие компании входят в число лидеров глобального рынка. А вот с переработкой дела обстоят сложнее. Технологии по массовым продуктам доступны. Имея достаточное количество средств, обладая необходимыми инженерными возможностями, умея выполнять большие проекты и решив проблему с сырьем, можно построить завод, выпускающий условно полиэтилен. Но дальше нужно делать более сложные вещи – к примеру, многокомпонентные антикоррозийные покрытия или пластмассы с особыми свойствами для электроники. И здесь своих технологий начинает не хватать, а число желающих продать лицензию стремится к нулю. Причем это касается как конечных продуктов, так и их компонентов – к примеру, изоцианатов, необходимых для синтеза полиуретанов, которые, в свою очередь, требуются почти повсеместно – от изготовления спортивной обуви до строительной теплоизоляции.

Валютные колебания – это основной риск. Все остальные соответствуют мировой практике
В отечественной экономике кризис – новость, которую уже два года сложно назвать свежей. Плюс санкции, введенные против России. Казалось бы, не лучшее время для инвестиций. И тем не менее несколько крупных западных концернов думают о планах по развитию бизнеса в нашей стране. В теории именно они обладают теми самыми технологиями, в чем так остро ощущается дефицит.
 

Весной в Новосибирске побывал десант экспертов BASF – одного из лидеров глобального рынка, продающего на 70 млрд евро в год различных химикатов, пластмасс и других продуктов. Обсуждалась возможность размещения нового завода, выпускающего химические материалы для стройкомплекса. «На сегодняшний день построены предприятия в Московской области, под Санкт-Петербургом и в Казани. Следующим пунктом в нашем продвижении на восток мы видим Новосибирск: его географическое и транспортно-логистическое положение дает выход на рынки всего Сибирского региона», – отметил представитель концерна Стив Дайболл.



Примерно в это же время вояж по российским регионам совершила делегация американской DuPont, известной каждой домохозяйке благодаря таким продуктам, как тефлон или нейлон. Три года назад компания открыла офис в Екатеринбурге, всего в России уже работает шесть ее представительств. Директор по Восточной Европе Иржи Ланг не назвал конкретной цели поездки, но в интервью РБК он признал, что девальвация рубля заставляет зарубежные компании задуматься об открытии в России производственных площадок.

Это действительно важно, сырье и рабочая сила внутри страны за время кризиса в долларовом эквиваленте подешевели, тогда как импорт подорожал. Однако одновременно нестабильность отталкивает. «Я могу вспомнить случай, когда одна немецкая компания держала полученную прибыль на счете своего российского производственного филиала. Но после обвала рубля в конце 2014 года от этих денег осталось 60%. Пожалуй, валютные колебания – это основной риск. Все остальные в той или иной мере соответствуют мировой практике», – говорит глава Объединения переработчиков пластмасс Петр Базунов. Тем не менее отказываться от российского рынка зарубежным производителям не хочется – напротив, неплохо бы «застолбить» себе место. «По потреблению полимеров на душу населения мы заметно отстаем от развитых стран, следовательно, в ближайшее время неизбежен рост внутреннего спроса», – считает директор по науке и развитию НПП «Полипластик» Михаил Кацевман.

ЗАЧЕМ НАМ ЭТО НУЖНО

Учитывая то, что многие виды сложной полимерной продукции в России не выпускаются, локализация, то есть перенос в страну их производства, выгодна, поскольку помогает насытить рынок товаром. «Кроме того, развитие производства зарубежными компаниями связано с ростом конкуренции, что должно подстегнуть отечественные комплексы к модернизации», – уверен Олег Гиязов, директор RRT Global в России. Также, добавляет ведущий эксперт УК «ФИНАМ Менеджмент» Дмитрий Баранов, открытие иностранцами заводов в России позволит задуматься о выходе на рынки соседних стран, что означает дополнительную выручку от высокотехнологичного экспорта и помощь в привлечении новых клиентов.


Получается чуть ли не идиллия. Но, говоря о локализации, первый пример, который приходит на ум, – автопром. Правительство долго пыталось защищать отечественного производителя, вводя высокие пошлины на импортные машины, а потом решилось на другой путь. В итоге появилась Стратегия развития автопрома, сделавшая ставку на локализацию, а иностранные концерны получили возможность завозить в страну компоненты для сборки на льготных условиях. Вроде результат положительный – в прошлом году ѕ проданных машин было произведено в стране. Это в 1,5 раза больше, чем было пять лет назад. Но при ближайшем рассмотрении видны изъяны. Даже у АвтоВАЗа много зарубежных компонентов: в новой модели XRay, например, – 50%. При этом у Минпромторга теперь появились сомнения в том, что принятая в отрасли формула локализации вообще позволяет оценить ее уровень. «Формальные отчеты скрывают эту картину», – заявил недавно замглавы ведомства Александр Морозов.


В нефтехимии и такого пока нет. Более того, единой госполитики по данному вопросу не существует
вовсе.
В сегменте малых добавок, стабилизаторов, красителей отечественные компании неконкурентоспособны
«По опыту развивающихся стран... эффективным механизмом технологического развития химического комплекса является локализация иностранных производств и создание совместных предприятий с целью трансфера технологий. Планируется значительное увеличение числа компаний, локализованных на территории РФ», – вот почти и все, что сказано по этому поводу в отраслевой стратегии. В итоге даже при благоприятном варианте вполне может получиться на выходе пресловутая «отверточная» сборка: иностранцы откроют производства, но продолжат импорт сложных компонентов, которые у нас делать никто не умеет.

При этом, по оценкам Михаила Кацевмана, многие российские полимеры имеют в структуре своей себестоимости 5% (а чаще – 20%) импортного сырья. «В сегменте малых добавок, стабилизаторов, красителей для полимеров отечественные компании абсолютно неконкурентоспособны. Собственные разработки устарели, а развитие новых технологий тормозится высокими инвестиционными рисками», – говорит он.

По потреблению полимеров на душу населения мы заметно отстаем от развитых стран, следовательно, рост внутреннего спроса неизбежен
«Сейчас активно развивается рынок теплоизоляции. Наибольший потенциал для его расширения имеют государства Европы, что связано с ужесточением законодательства в области охраны окружающей среды», – говорит Дмитрий Титарев, партнер RMC. В России сегодня регулярно открываются новые мощности по производству современной теплоизоляции с применением различных полимеров, но часто, например в случае с полиуретанами, компоненты и технологии импортируются. Открытие полностью локализованных производств – затея капиталоемкая, возможностей отечественного рынка, тем более при недостаточно требовательном экологическом законодательстве, недостаточно.

БЕГ ПО КРУГУ

В том же автопроме правительство сейчас работает над новой стратегией. Уже понятно, что опять акцент будет на локализации. Из ожидаемых новаций – планы по наращиванию экспорта. Однако завоевать покупателя за рубежом непросто. А это означает в том числе необходимость вкладываться в НИОКР. Производителей надо стимулировать инвестировать «в науку». У иностранных концернов есть исследовательские центры в России, но пока их деятельность ограничивается главным образом адаптацией моделей к местным условиям.

Исследовательские центры в России в основном адаптируют уже существующие продукты
В нефтехимии похожая картина. Более того, свои R&D-центры имеют только крупные компании, а их работа сталкивается с естественными ограничениями. Отечественный рынок потребления химической продукции – всего 2% от мирового. Доля сложных продуктов высоких переделов в разы меньше. То есть на протяжении длительного периода (в среднем на изыскания уходит 5–7 лет) можно вкладывать деньги в поиск какого-то решения, а потом не найти для него покупателя. Нужен выход на глобальный уровень, а такая возможность есть только у глобальных игроков. «Российские разработки в отдельных областях имеют конкурентные преимущества, главный вопрос в том, чтобы выстроить взаимоотношения с зарубежными партнерами и интегрироваться в международные процессы. Отечественные исследовательские группы только в самом начале пути», – говорит Олег Гиязов.

Основная сфера деятельности R&D-центров – адаптация уже существующих продуктов к отечественным реалиям
Ведущие зарубежные производители открывают исследовательские центры в России. Но основная сфера их деятельности – адаптация уже существующих продуктов к отечественным реалиям. У DuPont сейчас 12 инновационных центров по всему миру. В «сытом» 2012 году было открыто такое подразделение в России. «Мы выделили для себя следующие приоритетные направления: сельское хозяйство и продукты питания, строительная отрасль, автомобильный и железнодорожный транспорт, нефтегазовый сектор», – говорит Геннадий Артамонов, руководитель инновационного центра. В основном компания помогает партнерам в применении своей продукции. В качестве примера он приводит создание полимерных труб для систем отопления, армированных высокопрочным кевларом от DuPont.

В этом году американская компания 3М отмечает 25 лет своей работы на российском рынке. Строго говоря, ее продукция поставлялась в страну и раньше – от рентгеновских пленок до всем известной клейкой ленты Scotch. Однако в 1991-м, сразу после краха СССР, было принято решение открыть офис в России. Сначала это было торгпредство (свою работу оно начало с продаж световозвращающих пленок для дорожных знаков), в 2008-м появилось производственное подразделение – был открыт завод в подмосковном Волоколамске. Сегодня здесь делают антикоррозионные материалы для защиты трубопроводов, респираторы, губки для мытья посуды и все те же покрытия для дорожных знаков.



В 2012 году, одновременно с DuPont, 3М открыла R&D-лабораторию в Волоколамске. Она специализируется на разработке средств охраны труда и индивидуальной защиты, антикоррозионных покрытий и материалов для авторемонта. «Лаборатория призвана адаптировать существующие или создавать новые продукты, чтобы в максимальной степени соответствовать требованиям российских клиентов и отвечать специфике рынка. Лаборатория вносит свой вклад в локализацию сырьевых компонентов для той продукции, которую 3М производит в нашей стране», – рассказывает Сергей Дмитрук, R&D-директор российского подразделения 3М. Компания имеет развитую научно-техническую базу, включая 35 лабораторий по всему миру, в которых работают около 10 тыс. ученых. Ежегодно они изобретают более 500 наименований новых видов продукции. В том числе, как говорит Сергей Дмитрук, это найденные в российской лаборатории решения. «Именно здесь, например, было создано антикоррозионное покрытие для нефтяных и газовых магистральных трубопроводов, благодаря повышенной адгезии к стали удалось исключить вредную и затратную стадию хроматирования труб», – рассказал он. В целом российская лаборатория 3М зарегистрировала 11 патентов. Это немало, но теряется на фоне глобальных результатов.

Понятно, что зарубежный производитель не добрая фея, прибывшая для решения наших проблем. «Такие крупные игроки, как DuPont, вкладывают в Россию не как венчурные капиталисты, а как промышленные инвесторы», – говорит Петр Базунов. Для того чтобы повысить их интерес к трансферу технологий, нужна соответствующая мотивация, которой пока нет. Нужны льготные режимы налогообложения, стимулы для создание дочерних и совместных компаний, открытие для них специальных рыночных ниш, зайти в которые можно лишь при глубокой локализации.

«От глобализации в экономике не уйти, от специализации, как следствие, тоже. Поэтому нам необходимо в среднесрочной перспективе пытаться локализовать максимум промышленного производства, – резюмирует эксперт. – Далее экономика все отрегулирует сама: станет ясно, что проще и эффективнее производить в России, а какую продукцию закупать за рубежом. Ничего страшного в импорте товара нет, когда внутренние возможности для экономически обоснованного его производства в России исчерпаны. Если речь не идет о продукции для ВПК».

Но, конечно, хотелось бы большего.

Андрей Пугачев, Валентина Петрова, Наталья Шпынова


 
 
 
почитать еще
Суррогаты наступают

Суррогаты наступают

Риск встретить некачественный товар или поддельный бренд есть всегда – начиная от продуктового рынка и заканчивая выставкой перспективных вооружений. Не являются исключением и изделия из полимеров. В том, почему на прилавках может появиться суррогатный товар и как потребителю распознать его, разбиралась «Нефтехимия РФ».

читать полностью
Современная алхимия

Современная алхимия

В Средние века людей, желающих изменить сущность материалов, к примеру превратить свинец в золото, считали колдунами и без зазрения совести отправляли на костер. Сегодня же такими опытами занимаются тысячи исследовательских лабораторий – пытаются создать стекло прочное, как сталь, или резину, невосприимчивую к огню. И далеко не последнюю роль в таких изысканиях играют полимеры. О том, что получается в итоге, «Нефтехимия РФ» спросила представителей различных индустрий.

читать полностью
Теория защиты

Теория защиты

Чтобы основать колонию на Марсе, нужно доставить туда не только космонавтов, но и все то, что потребуется им для жизни. Перелет с таким «багажом» – дело во всех смыслах тяжелое. Помочь может использование легких материалов – композитов и пластиков. Но они должны быть еще и устойчивыми к угрозам, которые таит космос. Радиация, вакуум, солнечный жар… Это же касается спутников, летающих в околоземном пространстве. Чего следует ждать и как защититься от воздействия космической среды, рассказал «Нефтехимии РФ» Лев Новиков, руководитель лаборатории космического материаловедения НИИ ядерной физики имени Д.В. Скобельцына.

читать полностью