Из стали и композитов

Из стали и композитов

Многие столетия основным материалом судостроения было дерево. Лишь в XIX веке в отрасли наступил «железный век», а сегодня наряду с металлами все чаще применяются полимеры и композиты. Из новых материалов делают множество различных элементов – от корпусных деталей до турбинных лопаток.

Как менялось судостроение

Доисторический период:
плоты и лодки

Древние люди пересекали водные просторы на плотах, каждый из которых был связан из стволов нескольких срубленных деревьев. Первые лодки делали из выдолбленных стволов.


Древний мир:
гребные суда

Развитое судостроение существовало в Древнем Египте, Финикии, Китае, а в дальнейшем – в Греции и Риме. В основном использовались гребные суда из деревянных досок и балок. Уже в то время появилось разделение кораблей на военный и торговый флот. Боевые суда были узкими и длинными, чтобы разместить множество гребцов.


Средневековье и эпоха Возрождения:
первые парусники

По мере развития мореходства гребные корабли оснащались парусами. Первые суда, использовавшие для передвижения исключительно энергию ветра, появились в Европе. Это были одномачтовые корабли с высокими бортами. Парусный флот стал залогом успехов европейцев в эпоху Великих географических открытий.


Промышленная революция:
сталь и паровой двигатель

Впервые паровой двигатель был установлен на речной колесный пароход 1807 году – он обладал мощностью в 21 л. с. Затем корабли начали делать из стали. Первым из них считается английский Aaron Manby, построенный в 1821 году. В середине XIX века движущие колеса пароходов начали заменять более эффективными гребными винтами.


ХХ век:
нефть и атомная энергия

Первым дизельным теплоходом стал российский корабль «Вандал» (1903 год). Существенные изменения в технологию постройки стальных судов внесло внедрение в первой половине XX века электросварки, заменившей собой клепку. С середины ХХ века стали появляться суда с атомными силовыми установками (первый такой гражданский корабль – ледокол «Ленин» – был  построен в СССР в 1959 году).


ХХI век:
новые материалы

Полимеры в судостроении впервые были опробованы еще в 1930-х годах. Однако настоящий бум начался во второй половине ХХ века и продолжается до сих пор. Современная судостроительная промышленность – один из крупнейших потребителей полимеров и полимерных композитов. Применение этих материалов позволяет снизить вес судна, а значит, улучшить его скорость и маневренность.


Александр Буланов


почитать еще
Покемон  для Золушки

Покемон для Золушки

Можно ли заменить импортные пластики отечественными? Звучит неплохо, но нет. Хотя бы потому, что далеко не все мы научились делать сами. Нужна фея, которая поможет Золушке стать принцессой. Россия – хороший рынок сбыта для всего нового. Взять хотя бы игру Pokеmon Go, которая еще до официального релиза стала сенсацией. Вот только делиться технологиями с нами мало кто хочет, предпочитая прямые продажи или «отверточную» сборку.

читать полностью
Суррогаты наступают

Суррогаты наступают

Риск встретить некачественный товар или поддельный бренд есть всегда – начиная от продуктового рынка и заканчивая выставкой перспективных вооружений. Не являются исключением и изделия из полимеров. В том, почему на прилавках может появиться суррогатный товар и как потребителю распознать его, разбиралась «Нефтехимия РФ».

читать полностью
Современная алхимия

Современная алхимия

В Средние века людей, желающих изменить сущность материалов, к примеру превратить свинец в золото, считали колдунами и без зазрения совести отправляли на костер. Сегодня же такими опытами занимаются тысячи исследовательских лабораторий – пытаются создать стекло прочное, как сталь, или резину, невосприимчивую к огню. И далеко не последнюю роль в таких изысканиях играют полимеры. О том, что получается в итоге, «Нефтехимия РФ» спросила представителей различных индустрий.

читать полностью