Больше снега!

Больше снега!

Сноукайтинг, фрирайдинг, ледолазание… В последние годы появилось много новых зимних видов спорта. Иногда кажется, что за всеми ними стоит лишь гонка за адреналином, в которой участвуют безбашенные люди. Но часто популяризаторы экстрима – это очень серьезные спортсмены, уделяющие внимание как результатам, так и безопасности. А помогает им в этом развитие нефтехимии.

Когда в одном месте собирается много хороших людей, получается отличная компания и драйв. Когда в одном месте сходится множество хороших идей, получается… современное снаряжение для экстремальных видов спорта.

Поймать ветер: сноукайтинг

Степень экстремальности: 4,5
Достижения и возможности: официально зарегистрированный рекорд скорости – более 112 км/ч.
Ключевые турниры: чемпионат мира WISSA, многодневная гонка VAKE (проходит за полярным кругом, на полуострове Варангер в Норвегии), Кубок мира IFKO, чемпионат России и Кубок России, Кубок Сибири.

Десятки разноцветных смайлов в небе, дарящих заряд позитива. Это кайты – воздушные змеи. Пока небо «улыбается», по заснеженной земле на лыжах или сноубордах катаются люди. Одних интересует скорость, других – трюки. А некоторым просто нравится ощущение полета, которое получает человек, ухватившийся за «хвост» змея.

В Россию сноукайтинг пришел лишь в 1990-х, но зато развивается он стремительно: климат подходящий. В 2017 году в Тольятти прошел чемпионат мира по зимним видам парусного спорта WISSA. Был установлен мировой рекорд по числу разом взмывших в воздух кайтов: старт одновременно произвели 250 спортсменов.

– Заинтересовался сноубордингом, но столкнулся с тем, что до приличных склонов нужно ехать довольно долго. Узнал о ребятах, занимающихся сноукайтингом. На то, чтобы уверенно кататься, ушел год, – рассказывает о своем увлечении Юрий Ратников из Коломны.

Он называет сноукайтинг романтичным видом спорта. Ведь, зная ландшафт, можно долго путешествовать по полям, перетекающим одно в другое. Но для того, чтобы устраивать такие заезды, требуется правильное снаряжение.


Стропы кайта делают из материала, известного под названием «дайнима». Это волокна из сверхвысокомолекулярного полиэтилена. Прочность таких нитей в 20 раз выше, чем у аналогов из стали соответствующего диаметра
Главная радость спорт­смена – высокая прочность кайта. Нужно также, чтобы он мало весил, держал форму, не пропускал воздух и хорошо управлялся. Тут на авансцену выходят производители синтетических материалов, без которых выполнить все требования невозможно. Для кайтов (а они существуют двух видов: похожие на парашюты парафойлы и надувные, где каркас задается баллонами с воздухом) преимущественно используются такие материалы, как рипстоп, дакрон и дайнима.

Название ripstop говорит само за себя – в переводе с английского это означает «прекращаем рваться». Хлопковое полотно армировано переплетенными крест-накрест нитями из полиэстера или нейлона. Благодаря этому даже в случае пореза дыра не может свободно разойтись. С использованием рипстопа делают спецодежду, туристское снаряжение, сумки и флаги. В случае с кайтом из этой ткани выполнено «тело» воздушного змея. Чтобы оно не пропускало воздух и не впитывало воду, его пропитывают силиконом или полиуретаном.

Дакрон (очень прочный, долговечный и водостойкий материал, созданный из полиэстеровой нити) обычно используют на реб­рах жесткости в надувных кайтах. А для изготовления самих баллонов применяется полиэтилен, поскольку он устойчив к морозам.

Стропы делают из материала под названием «дайнима». Это волокна из сверхвысокомолекулярного полиэтилена. Прочность таких нитей в 20 раз выше, чем у аналогов из стали соответствующего диаметра. И это при несопоставимом весе в пользу полимера. Причем свойства волокон не меняются даже при намокании.

– Индустрия постоянно идет по пути уменьшения веса и устранения слабых мест, – говорит Артем Гаращенко, двукратный чемпион мира по сноукайтингу. – Новые решения позволяют повысить управляемость кайтом и, соответственно, безопасность спортсмена. Инновационный подход сегодня – это двойная пропитка. Помимо нанесения полиуретана на все полотно, обрабатывается каждая нить. Это дополнительный уровень защиты. Что касается снарядов для скольжения, то здесь важна не только прочность, но и эластичность.

– Доска должна уметь реагировать на удары, неизбежные при столкновении с ледяными камнями. Если бы борд был твердым, он бы развалился, – говорит Константин Белицкий, победитель региональных соревнований, участник чемпионатов России и мира. Для придания гибкости применяется кевлар (пара­арамидное волокно), нередко в сочетании с карбоном (углепластиком). Такой союз позволяет добиться прочности, гибкости и стабильности при небольшом весе снаряда. А «скользяк» делают из полиэтилена, как и верхнее покрытие.

– Соревнования по сноукайтингу – это как сочетание шахмат и пауэрлифтинга. Нужна не только хорошая физическая форма, но и правильная тактика. Но при этом гонки в сноукайтинге – это еще и соревнование технологий, – полагает Константин Белицкий.

В трех измерениях: ледолазание

Степень экстремальности: 4,5
Достижения и возможности: мировой рекорд прохождения ледовой стенки высотой 15 м – 6,82 секунды. Его установил кировчанин Антон Сухаренко на чемпионате России по ледолазанию в 2017 году.
Ключевые турниры: чемпионат мира и Кубок мира, чемпионат России и Кубок России.

Впрочем, то же самое можно сказать про ледолазание. Это самостоятельная дисциплина в альпинизме, где спортсмены должны уметь преодолевать ледовые склоны как искусственного, так и естественного происхождения (замерзшие водопады, ледники и т.д.)

Соревнуются преимущественно по двум программам: трудность и скорость. В первом случае нужно пройти рельефный склон с нависающими карнизами, расщелинами, ледовыми ступенями. На практике это означает движение в трех измерениях. В программе «скорость» спортсмены совершают спринтерский «забег» практически по вертикальной поверхности на высоту от 15 до 25 м. Со стороны ледолазы, технично взбирающиеся на блестящую стену, выглядят как люди с супервозможностями.

– Каждая тренировка, каждый выход на склон – загадка из новых движений. Нам никогда не скучно, – говорит Дарья Минина, победитель Кубка России по ледолазанию. – Любая деталь, прочность и вес снаряжения, вложенные производителем «фишки», – для нас важно все.

Главные «орудия» ледолаза – ледовые молотки или ледорубы, а также специальные крюки. На профессиональном сленге их называют айс-фифи. Клюв у них гладкий и острый, что позволяет быстро, буквально с одного удара, «врубаться» в лед. «Фифы» – святая святых в программе «скорость», поэтому к их выбору относятся щепетильно. Вначале, конечно, крюки делали только из металла. Сегодня карбоновые инструменты пришли на смену металлическим.

– Материал легкий, прочный, не замораживает руки. Карбоновые молотки шикарны, – констатирует Дарья Минина.

А еще важны рукоятки «фиф». С недавнего времени производители стали применять здесь стеклопластик – композит, состоящий из стекловолокнистого наполнителя и связующего вещества, в роли которого выступают термореактивные и термопластичные полимеры. Стеклопластик обладает теплопроводностью дерева, а по удельной прочности превосходит сталь, хотя и легче ее в 3,5 раза. Еще одно из новых решений – заполнение рукояток айс-фифи пенистыми самоотверждающимися пластмассами для гашения вибраций.

Важная часть страховочной системы ледолаза – стропы. Среди лидеров  – стропы из полиамидных волокон и из высокомолекулярного полиэтилена. Полимеры уже давно доказали свои преимущества по сравнению с традиционными материалами, а теперь соревнуются в нюансах друг с другом. Достоинства у всех общие: прочность, износостойкость, морозостойкость. Но разные варианты подходят под разные условия использования. Так, полиамидный канат сохраняет свои свойства при –30 °С, из модифицированного полиэтилена – при –70 °С.

Синтетические материалы способны сопротивляться кратковременным ударным воздействиям, а именно «страховать». И они очень легкие. А снижение общего веса снаряжения, которое переносит спортсмен, означает, что можно двигаться быстрее. Для повышения гидроскопичности таких строп применяются специальные химические пропитки.

Страховочные системы так и вовсе презентуют все возможные достижения нефтехимии. Среди материалов – нейлон, полиэстер, EVA (вспененный полимерный композит), полиуретан, сверхвысокомолекулярный полиэтилен.

– Чаще всего новые технологии разрабатываются не только с прицелом на комфорт, но и на защиту жизни и здоровья. Так что новые материалы – это еще и безопасность, – поясняет Дарья Минина. – В страховочных системах раньше имелась только одна силовая стропа на поясе, а сейчас производители ее «разволокнили», равномерно разведя по поясу. Теперь страховочные системы лучше распределяют нагрузку на спину. На замену касок из жесткого пластика с подвесной системой из строп приходят пенные материалы. Благодаря этому шея устает меньше.

Важна для ледозала и правильная одежда. Она должна быть легкой, теплой и дышать, то есть хорошо отводить влагу. Правильное решение – многослойность. Полипропилен, полиэстер, полиамид используются в термобелье. Малый удельный вес, хорошие дышащие свойства, эластичность флиса (полотна из поли­эстера) делают его незаменимым в качестве основного слоя спортивной одежды. Синтетический утеплитель из полиэстера выступает альтернативой натуральному пуху. И, наконец, для курток часто используют мембранную ткань. Особенность этого материала состоит в том, что он покрыт тонкой полимерной пленкой, пористая структура которой не дает проникать влаге снаружи, но позволяет свободно выходить водяным парам. И вперед! Если уж пренебрегать законами, то пусть это будут законы притяжения.

Наслаждение процессом: фрирайд

Степень экстремальности: 5
Достижения и возможности: 254,958 км/ч – рекордная скорость передвижения на горных лыжах. Ее достиг итальянец Иван Орегон на альпийском склоне во Франции в 2016 году.
Ключевые турниры: серия соревнований Freeride World Qualifier, проходит более чем в 60 странах мира в течение года, международные соревнования Freeride World Tour, Кубок России по фрирайду.

Что касается современных снарядов скольжения, то для начала возникает драматичный выбор: «в лыжники или сноубордисты». Хотя ни тот ни другой вариант не уступают по технологичности
В мире лыжного спорта одной из самых желанных дисциплин является фрирайд (от английского free, то есть «свобода») – катание по нетронутому снегу. Даже «чайники», освоившие безобидные «зеленые» трассы, втайне мечтают об этом. Однако фрирайд находится на грани традиционных зимних развлечений и нагрузок, выдержать которые неподготовленному человеку просто невозможно. Зато, по признанию самих спортсменов, во фрирайде их привлекают момент открытия нового, свободное взаимодействие с рельефом и отсутствие формальных критериев – времени заезда и отмеренных километров.

– Катание по нетронутому снегу дарит невероятные ощущения. Можно плыть по поверхности, а можно погружаться в снег и выныривать из него. В горах можно достигать необычных мест, видеть вокруг мегатонны красоты и переживать яркие эмоции, – рассказывает призер чемпионата мира по фрирайду Иван Малахов.

«Фрирайд – это не только хороший снег, часто приходится кататься в сложных условиях», – добавляет он. А свобода не должна затмевать ответственность, в том числе перед самим собой.

– Естественно, спорт­смен, находясь в диких горах, подвергается большему риску, чем турист, катающийся по маркированным трассам, – продолжает Иван Малахов. – Фрирайду нужно учиться. Собственно, изначально фрирайдером может стать только опытный горнолыжник, владеющий техникой катания по сложным трассам и всеми базовыми навыками. Дальше нужно учиться технике катания по целине, изучать лавинную безопасность и т.п.

При соблюдении всех предосторожностей это довольно безопасный вид спорта, уверяет он. Оборудования для фрирайда тоже в первую очередь про здравый смысл. Как ни странно звучит, опытные «наездники» настаивают, что начинать сборы нужно с выбора рюкзака. Чтобы было куда положить лавинные щуп, лопату, аптечку, рацию и запасные вещи.

Рюкзак – это один из самых заметных примеров эволюции: за считаные десятилетия пройден путь от мешков-колобков до ортопедических рюкзаков с минимальным весом и выдерживающей различные невзгоды тканью. Здесь и вспененные материалы (чаще всего пенополи­этилен, но иногда микс из нескольких слоев), «гасящие» удары, и нейлон с рипстопом, гарантирующие износостойкость, и мембраны для защиты от влаги, и многое другое вплоть до композитной фурнитуры.

– Прогресс в снаряжении гигантский, – говорит Иван Малахов. – Возьмем, к примеру, мои лыжи Head Kore. 60 лет назад Говард Хед стал первым использовать металл в конструкции деревянных лыж. Сейчас же в основе моих лыж – сотовый полимерный усилитель коройд, карбоновые волокна, еще один усилитель из графена и, наконец, дерево. Плюс пластиковая скользящая поверхность. Все это дает уникальное соотношение веса и качеств.

Фрирайд – это не только индивидуальное мастерство, а еще и история про умение действовать в команде. Одиночек тут нет в силу сложности не всегда очевидных со стороны рисков. Разработка современных материалов для снаряжения тоже работа в команде, и думается, что очередной шаг здесь будет снова за прорывными решениями в области нефтехимии.


Из чего сделаны лыжи экстремала

1. Верхний ламинат
2. Усиленное стекловолокно
3. Графен
4. Смесь карбона и стекловолокна
5. Коройд
6. Деревянный сердечник
7. Боковая стенка/сайдвол
8. Амортизатор
9. Стальной кант
10. Карбон
11. База

Источник: head.ru

Екатерина Козлова


почитать еще
Покемон  для Золушки

Покемон для Золушки

Можно ли заменить импортные пластики отечественными? Звучит неплохо, но нет. Хотя бы потому, что далеко не все мы научились делать сами. Нужна фея, которая поможет Золушке стать принцессой. Россия – хороший рынок сбыта для всего нового. Взять хотя бы игру Pokеmon Go, которая еще до официального релиза стала сенсацией. Вот только делиться технологиями с нами мало кто хочет, предпочитая прямые продажи или «отверточную» сборку.

читать полностью
Суррогаты наступают

Суррогаты наступают

Риск встретить некачественный товар или поддельный бренд есть всегда – начиная от продуктового рынка и заканчивая выставкой перспективных вооружений. Не являются исключением и изделия из полимеров. В том, почему на прилавках может появиться суррогатный товар и как потребителю распознать его, разбиралась «Нефтехимия РФ».

читать полностью
Современная алхимия

Современная алхимия

В Средние века людей, желающих изменить сущность материалов, к примеру превратить свинец в золото, считали колдунами и без зазрения совести отправляли на костер. Сегодня же такими опытами занимаются тысячи исследовательских лабораторий – пытаются создать стекло прочное, как сталь, или резину, невосприимчивую к огню. И далеко не последнюю роль в таких изысканиях играют полимеры. О том, что получается в итоге, «Нефтехимия РФ» спросила представителей различных индустрий.

читать полностью