Мороз и солнце

Мороз и солнце

Томские химики создали особо прочный конструкционный материал, который подстраивается под экстремально низкие температуры и не стареет под воздействием солнечных лучей. Им уже интересуются как разработчики арктических проектов, так и военные.

Разработчики из Томского политехнического университета Алексей Ляпков и Юрий Донцов

– Вот наш материал с добавлением нанотрубок, а вот с армированной основой из углеткани, – показывает полимерные пластины аспирант Томского политехнического университета Юрий Донцов. – А этот образец без добавок недавно испытали в термокамере и выяснили, что при –30 °С прочность материала в среднем увеличивается в 1,5 раза.

Кого не знает Google

На столе перед ним полимер, который в общем-то еще никто в мире, кроме узкого круга специалистов, не держал в руках. Томские химики готовы предложить рынку новый материал, который не только прекрасно себя чувствует при экстремально низких температурах, но еще и «не стареет» от воздействия ультрафиолета и кислорода, а при введении наноструктурированных добавок и армировании обретает дополнительные свойства.

– Мы его называем «сшитый полидиметилэндикат», – говорит Юрий Донцов. Но если вбить это слово в Google или «Яндекс», то ничего не найдешь. – Это понятно, – не удивляется он. – По нему есть лишь несколько успешных диссертаций у наших политехников. Видимо, Google о них еще не знает. Работа над новым полимером велась на двух площадках: в НИОСТе (R&D-центр компании «СИБУР») и международной научно-образовательной лаборатории «Термореактивные полимеры». Ее создание – совместный проект СИБУРа и Томского политехнического университета. Лабораторию возглавляет ученый с мировым именем – доктор наук, профессор Гентского университета (Бельгия) Френсис Верпоорт.

Новый полимер может помочь снизить вес тары, что также важно для северных проектов

Новый полимер производится из базового мономера – дициклопентадиена, который, в свою очередь, извлекается из побочной продукции пиролиза нефтехимического сырья.

– Это квалифицированное использование отходов, – говорит куратор разработки кандидат химических наук Алексей Ляпков. – В нашем случае из жидких продуктов пиролиза выделяется индивидуальный мономер, на основе которого и создаются новые полимеры. В России этого практически никто не делает, побочные продукты используют преимущественно для производства нефтеполимерных смол, и вся линейка мономеров, которая там содержится, полимеризуется в общей массе. В итоге получают лакокрасочные материалы, а чаще – добавки к битумам. Но это, по сути, укрывание такого типа отходов в дорожное полотно, тогда как из них можно извлекать индивидуальные элементы и использовать для производства более сложных изделий.

Кувалдой его

Сфера применения – карьерные самосвалы и другие спецсредства, работающие в экстремальных условиях
Насколько сложных – можно понять из видеоролика, который Алексей Ляпков демонстрирует на своем компьютере. Ролик длится 12 минут – ровно столько заняли подготовка оборудования и производство капота для автомобиля из полидициклопентадиена (ПДЦПД), материала, близкого по свойствам «томскому» полимеру и послужившего отправной точкой при его создании.

Небольшая производственная установка европейского завода Telen. Под негромкую музыку рабочий выдает автомату задание. Пресс-форма смыкается, в нее подается густая темная масса – смесь мономера с катализатором. В течение нескольких минут идет полимеризация. Остается только вынуть изделие и убрать облой (излишки материала, остающиеся на детали). Получается капот. Вещь, если она изготовлена из традиционных для автопрома материалов, довольно уязвимая: может помяться от упавшей ветки или чьей-то хулиганской выходки.

Но то, что происходит в кадре дальше, разрушает шаблоны: человек берет в руки кувалду и роняет ее в ударе на блестящую поверхность капота. Кувалда отскакивает, не оставив следов. Улыбка в камеру. Изделия из ПДЦПД и композиции на его основе получаются не только ударопрочные, они еще не проводят электричество и активно применяются в автомобильной, трубной и строительной отраслях.

– Мы с ПДЦПД начинали, – говорит Алексей Ляпков, – и сейчас делаем и изучаем композиты на его базе. Но есть у него слабое место: ПДЦПД довольно быстро окисляется. И без специальных добавок под воздействием кислорода и солнечных лучей вот эти связи (он наскоро рисует молекулярную схему на лабораторном столе) рушатся, изделие трескается и становится желтым. Мы его модифицировали, добавив в мономер кислородные звенья. Провели полимеризацию и выяснили, что от проблемы старения удалось уйти.

Работы по созданию полимера ведутся с «прицелом» на Арктические проекты
Алексей Ляпков говорит о работе своей лаборатории в течение последних пяти-шести лет. Если совсем коротко, томские химики применили в своих решениях реакцию метатезиса. Она, по мнению экспертов, отменяет границы в органической химии и позволяет так же легко обращаться с химическими связями, как если бы они были нарисованы на бумаге.

На определенном этапе томские разработчики пришли к еще одному решению: стали добавлять в видоизмененный мономер сшивающие агенты – вещества, которые помогают создать именно сетчатую, а не линейную молекулярную структуру материала в процессе полимеризации. Понятно, что любая ткань прочнее отдельных ниток, из которых она состоит. Вот такая «сшивка» отдельных молекулярных цепочек в пространственную сетку и происходит. И теперь речь идет именно о сшитом полидиметилэндикате, «о котором еще не знает Google». После серии успешных испытаний можно говорить, что в Томске получили конструкционный материал нового направления.

Готовь сани

Этот полимер еще никто в мире, кроме узкого круга специалистов, не держал в руках
– По своим свойствам он не уступает ПДЦПД и в то же время оптически более стойкий. Вот эти образцы у нас пролежали в камере светового старения 30 дней, а это сопоставимо с эксплуатацией в обычных условиях в течение нескольких лет. Свойства материала практически не изменились. А при испытании нового полимера при температуре –30 °С оказалось, что его прочность даже в 1,2–1,5 раза выше той, что материал проявляет при комнатной температуре. То же можно сказать, сравнивая прочность нового материала на морозе с ПДЦПД, – продолжает Алексей Ляпков.

Новый полимер технологичен и имеет почти неограниченный потенциал при производстве пластиковых изделий способом, аналогичным тому, что продемонстрировал в видеоролике улыбчивый европеец. Сделать можно все – от малогабаритных деталей до объемных корпусных элементов. Правда, на вопрос о массовом производстве Алексей иронично улыбается.

– Сложно переломить идеологию современных производителей бытовой техники, легковых автомобилей, – говорит он. – Представьте бампер, с которым ничего не происходит, даже если вы основательно задели его о бордюр. Его же менять не нужно! Возможно, я преувеличиваю, но мало какой производитель массовых авто пойдет на это. Наш полимер мы позиционируем для другого класса техники. Это карьерные самосвалы, другие спецсредства с потенциально большим сроком эксплуатации, которые работают в экстремальных условиях, когда заменить деталь, провести качественный ремонт проблематично.

К томским химикам этим летом обратились производители дорожных ограждений из Кемерова. Одна из их топовых позиций – пластиковые разграничители, которые устанавливают на дороге во время ее ремонта. Ожидания кемеровчан связаны с тем, что дорожные блоки, если их изготовить из нового полимера, отлично выдержат сибирские морозы и не потрескаются. Кстати, температура стеклования для нового материала, когда он становится хрупким, лежит в границе +140 °С, а мороз для него – нормальная среда, в которой полимер чувствует себя комфортно. Дополнительные возможности, связанные с применением сшитого полидиметилэндиката, увидели для себя и производители оборотной тары.

При –30 °С прочность материала в среднем увеличивается в 1,5 раза
– Мы ищем решение для снижения веса пластиковой тары без потери ее прочности, – говорит Вячеслав Сельсков, директор по маркетингу и продажам нижнекамской компании iPlast. – Обратились к томским разработчикам с запросом относительно применения нового материала. Если удастся снизить вес тары хотя бы на 10, то наши клиенты смогут дополнительно перево­зить полезного груза в фуре на 500–600 кг больше.

Пена из полимера

Мороз для этого полимера – нормальная среда, в которой он чувствует себя комфортно
Материал может найти применение и в Арктическом проекте, над которым также работает команда ученых Томского политеха. В Международном арктическом научном сибирском центре, созданном на его базе, занимаются проблемами разработки шельфа. В лабораториях университета проектируют глубоководные аппараты, часть конструкций химики предлагают делать из нового полимера.

А сочетание таких его свойств, как прозрачность, светостойкость и прочность, заинтересовало производителей комплектующих для военной техники. Новый полимер они видят в качестве материала для колб светодиодных ламп на панелях управления.

Навигационный буй в Арктике из вспененного полимера? Пока сложно себе представить такое решение в силу его ненадежности в экстремальных условиях. Но если его сделать из материала, который стоек к ультрафиолету и отлично переносит низкие температуры, то можно говорить о новом тренде в области вспененных материалов.

Над тем, как «вспенить» полидиметилэндикат, один из участников проекта Петр Хахулин поработает в ближайшее время совместно с австрийскими учеными в Венском университете. Дополнительные возможности для своего материала томские ученые видят в совмещении интересов производственных компаний и наукоемкой поддержки новых индустриальных решений.

– Мы в этой истории предлагаем базовую технологию, которую производственники могут взять на вооружение для решения своих уникальных задач, не говоря уже о том, что данная разработка позволяет формировать образовательную научную среду для индустрии конструкционных материалов в России, – добавляет Алексей Ляпков.

Есть важный нюанс технологии, которую применили в Томске при полимеризации хорошо известного миру полидициклопентадиена, а также нового полимера – сшитого полидиметилэндиката. В обоих случаях томские химики используют в работе рутениевый катализатор. По сравнению с другими вариантами он менее чувствителен ко всяким добавкам, позволяет проводить полимеризацию в воде и открывает новые возможности по управлению как самой реакцией, так и свойствами производимых полимеров.

– К сожалению, в России синтезом такого катализатора практически никто не занимается, это вопрос будущего. Сейчас на кафедре мы развиваем компетенции по новым каталитическим системам, идет совместная работа с экспертом международного уровня Френсисом Верпоортом. Уже есть группа молодых ученых, которые занимаются синтезом универсальных катализаторов органического синтеза. По сути, это современный тренд в органической технологии, – говорит доктор химических наук, заведующий кафедрой технологии органических веществ и полимерных материалов Томского политехнического университета Мехман Юсубов.

Екатерина Козлова


почитать еще
Кисель из полимера

Кисель из полимера

Яблони, жимолость, черемуха и множество роз… Похоже на описание южного сада? На самом деле это экспериментальная площадка в Салехарде – единственном в мире городе, находящемся непосредственно на полярном круге. Прижиться нетипичным для местного климата растениям помогает криогель, созданный томскими учеными из Института химии нефти Сибирского отделения РАН.

читать полностью
«Чулок» на трубу

«Чулок» на трубу

Полимерная мастика хабаровчанина Георгия Гершмана вошла в список наиболее перспективных изобретений, который опубликовал на своем сайте Роспатент. Речь о гидроизоляционном покрытии, которое может применяться для защиты металлических, гипсоволокнистых и деревянных поверхностей от разрушающего воздействия окружающей среды.

читать полностью
Поморский гигант

Поморский гигант

Из 45 тыс. пластиковых бутылок можно сделать 6,5 тыс. новых футболок. Но это при условии, что использованная тара попадет в переработку. По своей сути пластик – один из самых экологичных материалов на планете, ведь его можно использовать почти до бесконечности. Но в России идея экологически ответственного поведения пока не очень популярна. Чтобы пропагандировать ее, в Архангельске собрали из пластиковых бутылок 12-метрового слона – скульптуру, аналогов которой в мире еще не было.

читать полностью