«Чулок» на трубу
Полимерная мастика хабаровчанина Георгия Гершмана вошла в список наиболее перспективных изобретений, который опубликовал на своем сайте Роспатент. Речь о гидроизоляционном покрытии, которое может применяться для защиты металлических, гипсоволокнистых и деревянных поверхностей от разрушающего воздействия окружающей среды.
Заказчики стали очень требовательны к качеству гидроизоляционных материалов, говорит Георгий Гершман. Тем более есть приборы, позволяющие даже под землей проверить состояние антикоррозийных покрытий. Это понятно: просчеты, допущенные при устройстве гидроизоляции, могут привести к снижению жизнеспособности объекта, а устранение дефектов влечет издержки. «За шесть – восемь лет глубина коррозии бетона достигает 8–10 см, за 25–30 лет может составить 1,5 м. Хорошая гидроизоляция снимает остроту проблемы», – уверен он.

Защита с использованием полимерных материалов давно известна, она дает множество преимуществ.
«Возьмем кровлю. Раньше при капремонте ее буквально срывали до бетонного основания. С применением современных материалов можно снять один-два слоя, обновить кровельное покрытие и нанести сверху полимерную гидроизоляцию», – отмечает Георгий Гершман. Образуется своеобразный «чулок», легкий, но прочный, с высокими влагоотталкивающими свойствами.
На рынке представлено много вариантов подобных решений. У каждого из них есть свои плюсы и минусы. Известна изоляционная битумно-полимерная мастика для противокоррозийных защитных покрытий, включающая в свой состав в качестве пластификатора индустриальное масло.
У нее много достоинств, но есть ряд недостатков: к примеру, неважное сцепление с металлом. Также бывает мастика с резиновой крошкой и отходами полиэтилена. Она показывает высокую надежность, но состав довольно сложен.
Новое покрытие можно применять даже в судостроении
По консистенции продукт, который предлагает Гершман, – это что-то близкое к пасте. По составу – микс из битумно-полимерного компонента, пластификатора (используется диоктилфталат), растворителя (ксилол) и минерального наполнителя. В зависимости от объема в смеси того или иного компонента получаются мастики разного назначения. Так, для ремонта крыш нужно больше пластификатора, поскольку идет «сцепление» защитного покрытия с битумной составляющей самой кровли.
Проведены тесты продукта, в частности в испытательном центре «Дальстройиспытания». Воздействие воды, дизельного топлива, хлороводорода и едкой щелочи покрытие выдержало. Равно как температурные колебания в диапазоне от -27 °С до +60 °С.
Наносится покрытие просто. В контакте с воздухом вязкая смесь быстро отвердевает. В комфортных условиях при температуре воздуха +18 °С это процесс завершается через два часа, а при критических – «заморозке» до -40 °С – через четыре.

«Мы применяли этот материал при окраске фасадов. В ряде случаев работы велись при минусовых температурах. Он легко наносится, имеет хорошую прочность сцепления с поверхностью», – подтверждает это глава компании «Дальпроекттехнострой» Евгений Попов. Кроме того, говорит директор «Строительно-монтажной фирмы «Спецгазстрой» Михаил Прилуцкий, наносится мастика в холодном состоянии, без применения открытого огня – в отличие от большинства изоляционных материалов.
Покрытие используется для защиты кровель, фасадов, бетонных поверхностей, металлических трубопроводов. Однако потенциально область применения более широкая, вплоть до судостроения. «Назначение этого продукта – защита любых конструкций, даже со сложной или нестандартной конфигурацией», – говорит Георгий Гершман.
Полимерно-битумный компонент он берет готовый – это продукция израильской компании HALIK, материал под названием HL. «Прочное гидрофобное покрытие. Легко наносится и не требует специального оборудования. Устойчиво к влаге, температурным колебаниям, воздействию ультрафиолета и многого другого» – так его рекламирует сам поставщик.
Свой продукт Георгий Гершман назвал HL-1, демонстрируя, по всей видимости, преемственность. Хотя ориентация на зарубежный компонент – это все же главный недостаток разработки. Ведь курсовые колебания сильно бьют по конкурентоспособности импортной продукции, а для потребителя цена – один из ключевых критериев, тем более в кризис.
Павел Усов