И в воде не тонет
Петрозаводский инженер Алексей Соловьев создал вездеход-амфибию из обычной малолитражки. Улучшить проходимость машины ему помогли пенополистирол и полиэтиленовые водопроводные трубы. Изобретатель говорит, что его творение может быть полезно туристам, путешествующим по Карелии.
Машину высокой проходимости петрозаводский умелец назвал PTZavr. Параметры вездехода совсем небольшие: его длина немногим больше трех метров, ширина – меньше полутора метров. Зато PTZavr можно загнать в грузовой фургон для перевозки, да и в лесу ему проще маневрировать.
«Мы очень активные туристы и до конструирования PTZavr’а катались на джипах. Однако в лесах и на болотах машины нередко ломались. Так родилась идея строительства вездехода-амфибии», – рассказывает Алексей Соловьев. Прототипом стал популярный канадский вездеход Argo – его с 1960-х годов производит компания Ontario Drive & Gear.
Под капотом PTZavr’а 52-сильный мотор от Daewoo Matiz объемом 0,8 л. Масса машины составляет всего 1,1 т. В кабине могут разместиться три взрослых человека. На ровной дороге вездеход может разогнаться только до 35 км/ч. Но зато он без проблем передвигается по сложному рельефу, преодолевая даже болота.
Для этого PTZavr оборудован шестью колесами от квадроцикла и самодельными гусеницами из пустотелых водопроводных труб весом 32 кг. На твердой дороге такое «обмундирование» не нужно, поэтому трубы крепятся на крыше. Но в случае необходимости «переобуть» вездеход можно всего за 15 минут.
Трубы сделаны из пластика. «Этот материал легче металла, но при этом он стоек к повреждениям. Сначала трубы были полипропиленовые, затем мы перешли на полиэтилен низкого давления, так как он лучше выдерживает низкие температуры», – поясняет Алексей Соловьев. В воде PTZavr может развивать скорость до 7 км/ч за счет подъемной колонки с винтом. Расправляемые понтоны из пенополистирола в виде крыльев делают кузов шире, а значит, устойчивее на воде. Благодаря надувным понтонам на бортах пневмобаллоны можно не использовать в случае, если в кабине находятся всего два человека. В обычное время сложенные «крылья», обитые снизу алюминием, а сверху микропористым пластиком, защищают кабину вездехода от механических повреждений при движении через густые леса.
PTZavr бороздит карельскую местность уже несколько лет, и за это время он прошел только один серьезный ремонт. Причем из 96 гусеничных треков подлежали замене лишь 14. Необходимые детали можно изготовить менее чем за один день. Алексей Соловьев нарезает гусеничные треки из водопроводных труб, а затем придает им нужную форму под нагревом. Вся конструкция нанизывается на веревку и закрепляется несколькими гайками у основания.
Теперь изобретатель строит новую модель вездехода – он хочет дополнительно снизить вес машины. Для этого металлические детали верхней части кузова заменят пластиковые щитки на железном основании, а вместо боковых стекол будет использован монолитный поликарбонат. «В плане «начинки» первый вездеход безопасен и проверен со всех сторон часами катаний по карельским болотам. Но в новой модели мы хотим усовершенствовать дизайн», – добавляет Алексей Соловьев.
Варвара Фуфаева