Гонки по бездорожью– вид спорта, будто специально придуманный для России. Дело не в том, что у нас совсем нет хороших дорог. Просто огромная территория страны, разнообразные ландшафты сами по себе наводят на мысль об интересных заездах. И не удивительно, что одна из самых титулованных команд мира ралли-рейдов – «КАМАЗ-мастер» – родом из России. Она не только воспитала несколько поколений выдающихся пилотов, но и сделала весомый вклад в совершенствование большегрузных машин.
30 лет побед

«В ралли побеждает не тот, кто быстрее мчит, а тот, кто меньше ломается», – говорит руководитель «КАМАЗ-мастер» Владимир Чагин. Сильные стороны команд-чемпионов – это не только выверенная стратегия, хорошие пилоты и механики, но и очень надежные машины.
В 2018 году «КАМАЗ-мастер» отметит юбилей. Дебют команды состоялся 30 лет назад в Польше, и уже на первых соревнованиях она завоевала серебро, что стало небольшой сенсацией.
Сегодня, впрочем, ее успех не удивляет. Только суперпрестижный марафон «Дакар» команда выигрывала 14 раз. На результативность не повлияла «миграция» гонки из Африки в Латинскую Америку. Официальная причина – соображения безопасности. Неофициальная – привлечение новых поклонников, поскольку маршрут стал зрелищнее, он включает в себя теперь и песчаные, и высокогорные участки.
«Дакар-2018» (тоже юбилейный – он проводится в 40-й раз) стартует 6 января. Начало двухнедельного марафона протяженностью 9 тыс. км запланировано в перуанской Лиме, финиш – в аргентинской Кордобе. «КАМАЗ-мастер» в классе грузовиков представят экипажи Айрата Мардеева, Дмитрия Сотникова, Антона Шибалова и Эдуарда Николаева – действующего чемпиона «Дакара». «С самого начала практически без разминки развернется серьезная борьба, причем сразу на тяжелых спецучастках, где будет и бездорожье, и движение ор-пист (по пересеченной местности. – Прим. ред.)», – прогнозирует он.
На «Дакаре» всегда серьезная конкуренция. В 2018 году, например, на титул будут претендовать признанные лидеры грузового зачета Iveco, Tatra, МАЗ, Renault, Scania, LIAZ. Но российские гонщики, конечно, нацелены на пьедестал. Это, кстати, уже третий золотой «призыв» пилотов «КАМАЗ-мастера». Представитель старшего поколения – семикратный триумфатор «Дакара» Владимир Чагин – сейчас директор команды.
Проверка боем
Традиционно базой для болидов «КАМАЗ-мастера» являются серийные грузовики автозавода «КАМАЗ». Так, первый гоночный автомобиль был сделан на основе хита 1980-х, модели 4310. Сейчас база – модель 4326, машина, проверенная в армии, строительстве, промышленности. Хотя «начинка» спортивного грузовика, понятно, сильно отличается.
При выборе материалов и комплектующих гоночных машин важны не только выносливость и мощь, но также надежность и простота. «В результате эволюции конструкции устраняется все лишнее, не нужное для нормального функционирования узла», – рассказывает Владимир Чагин. Наконец, нужна ремонтопригодность в полевых условиях. Найти баланс этих качеств – непростая задача.
«Дакар» не единственная важная гонка в спортивном календаре – есть и другие состязания, где проводят проверку боем найденных решений. В числе главных – марафон «Шелковый путь» длиной 9,6 тыс. км. Маршрут проходит по территории России, Казахстана и Китая. В 2017 году стартовали спортсмены в Москве, финишировали – в Сиане, колыбели древней китайской цивилизации. Команда «КАМАЗ-мастер» на этом соревновании представила бескапотный грузовик с новым 13-литровым двигателем – его пилот Дмитрий Сотников и привел к финишу первым. Теперь он опробует эту машину на «Дакаре».
Непрерывные инновации

В 1980-х вес грузовиков приближался к 12 т. Современные машины почти на 2 т легче
«Гонка длится не те две недели, когда мы видим машины на трассе. Гонка длится круглый год – это работа с конструкторами, инженерами, механиками… Все внимательно следят за инновациями, пытаются внедрить их и придумать что-то свое, новые нестандартные решения», – говорит технический директор «КАМАЗ-мастер» Владимир Губа.
Когда команда дебютировала, вес ее грузовиков приближался к 12 т. Современные машины почти на 2 т легче, что никак не повлияло на требования надежности и ремонтопригодности, зато помогло улучшить динамику и управляемость.
Во многом это стало следствием создания легких деталей и узлов на основе полимеров и композитов. «Такие материалы всегда широко используются в конструкции наших автомобилей: в виде стекло- и углепластиковых панелей, деталей из полиуретана, наполненного полиамида, других типов полимерных материалов. Они применяются даже в деталях подвески и ходовой части», – рассказывает Владимир Губа. Плюсов, по его словам, много: лучший удельный вес, отсутствие коррозии. Детали, созданные с применением композитов, незаменимы в узлах трения, работающих в агрессивных условиях, при недостатке или полном отсутствии смазки. Шины из синтетического каучука обеспечивают хорошее сцепление с землей.
Современные материалы используются и в системах, обеспечивающих безопасность экипажа. Например, в гоночных грузовиках по-особому сконструированы кресла – они должны удерживать тело пилота при резких поворотах. На профессиональном сленге такой тип сидений называют «ковш». Их часто делают из карбона – композита из углеродного волокна в матрице полимерных смол. Шлемы пилотов тоже изготовлены из этого материала, а перчатки и комбинезоны – из номекса (арамидной ткани, применяемой для создания скафандров космонавтов и костюмов пожарных). А еще в отделке кабины используется пенополистирол – благодаря ячеистой структуре он поглощает вибрацию и удары.
«Производство современных автомобилей, в том числе гоночных, немыслимо без широкого применения полимерных материалов. Такие конструкторские решения позволяют повысить надежность и безопасность, улучшить комфортабельность, создать возможности для новых дизайнерских решений», – говорит управляющий директор СИБУРа Алексей Козлов. В 2017 году компания стала техническим партнером по инновационным материалам ралли «Шелковый путь» и учредила специальную номинацию «За надежность автомобиля и мастерство в экстремальной ситуации».
Разные, но одинаковые

Для создателей гоночных грузовиков мелочей нет. Например, в системе охлаждения используется пластиковый вентилятор весом около 10 кг. Соответствующая металлическая конструкция была бы в пять раз тяжелее. Разница налицо, особенно если учесть, что нужны еще детали про запас.
Мир автоспорта, конечно, далек от простой жизни. Спортивный «КАМАЗ» встречает на одном этапе гонки больше испытаний, чем его рядовой собрат на протяжении месяца интенсивной работы. Некоторые решения, найденные создателями спортивного автомобиля, невозможно внедрить в серию, они уникальны. Но все же чаще – наоборот. «Автоспорт всегда был и остается катализатором прогресса в автопроме», – считает Владимир Чагин.
По мнению декана транспортного факультета Московского политеха Пабло Итурралде, общий для обеих сфер тренд – внедрение новых материалов. «Пластики активно используются даже в конструкциях двигателя, чтобы способствовать энергетическим процессам, сократить расход топлива. На детали коробки передач наносится особый вид синтетического покрытия, который повышает износостойкость детали»,– приводит примеры он. При этом именно в случае с грузовиками эффект от «спортивных» решений может быть наиболее заметен. Такие машины выпускаются меньшими тиражами по сравнению с легковушками. Соответственно, возврат средств, вложенных в инновационную разработку, здесь может быть более тяжелым. Когда есть такой боевой инновационный отряд, как спортивная команда, действовать проще.
По оценкам экспертов, мировой спрос на конструкционный пластик и композиты для автопрома будет увеличиваться. В случае с Россией этот процесс должен сопровождаться импортозамещением, считает директор по науке и развитию НПП «Полипластик» Михаил Кацевман. «Расти непрерывно только вверх невозможно», – говорит он.
Подать здесь пример могут опять же представители автоспорта. «Наша задача – это не только достижение высоких результатов, но и демонстрация технического и технологического уровня как автомобилей марки «КАМАЗ», так и вообще российских производителей. Естественно, мы стремимся использовать отечественные материалы и продукты», – говорит Владимир Губа.
Юрий Сушинов
Фото: kamazmaster.ru