Об этой инициативе было объявлено в начале года. Основная идея – поиск новых решений в области композитных материалов, без которых невозможен современный спорт. Отправной точкой для старта стали следующие данные: сейчас не только профессионалы, но и любители «голосуют рублем» за иностранные бренды, а доля российских производителей на рынке составляет немногим более 2%. «Объясняется это просто – выпуск спортинвентаря у нас развит недостаточно», – говорит Владимир Нелюб, директор центра «Новые материалы, композиты и нанотехнологии» МВТУ им. Н.Э. Баумана (он принимает участие в проекте). Эту тенденцию, собственно, и предлагается ломать.
Вспомнить былое?

Сегодня для отечественного спорта это обычная история, хотя в бытность СССР все было иначе. Профессиональным спортсменам ради достижения результата не возбранялось использовать зарубежную экипировку (так, Федерация лыжных гонок уже 40 лет сотрудничает с Adidas), но были и собственные производители (например, ЭФСИ– эксклюзивный поставщик Олимпиады-1980).
Причем искать свои варианты пробовали даже тогда, когда какой-либо вид спорта только приживался в стране. «У нас бобслей начали развивать с 1980-х, поскольку нужны были медали, чтобы обогнать конкурентов в общем олимпийском зачете, а здесь можно было получить сразу две награды в копилку. Своих бобов, то есть саней для бобслея, не было. Пришлось думать, что делать», – рассказывает Дмитрий Труненков, олимпийский чемпион, неоднократный призер мировых и европейских первенств.
В бобслее многое зависит от экипажа, но и сам боб имеет значение. Он должен обеспечивать не только идеальные условия пилотирования, но и безопасность спортсменов. Поскольку в СССР бобслей начали развивать в Латвии, то работу над созданием саней доверили рижскому заводу ВЭФ. Сначала исследовался зарубежный опыт (был куплен и полностью разобран итальянский боб), но потом было решено идти своим путем.
Уже много лет спорт – это состязания не только атлетов, но и производителей спортивного инвентаря
«В 1984 году была представлена «Русская ракета». Для изготовления этой машины были использованы лучшие материалы, задействованы едва не космические технологии и последние достижения промышленности, в том числе химической. К тому же был принципиально изменен подход – боб был литым, ему придали форму ракеты. Так уменьшалось лобовое сопротивление, что привело к увеличению скорости. Старания не пропали даром – в 1984-м на Олимпиаде в Сараево Зинтис Экманис и Владимир Александров стали бронзовыми призерами, а в 1988 году экипаж Яниса Кипурса и Владимира Козлова победил в Калгари», – говорит Дмитрий Труненков.
С тех пор наши бобслеисты – мировая спортивная элита. У России два золота, завоеванные на последней Олимпиаде в Сочи. Однако сегодня даже на домашних Играх выступают атлеты на машинах импортного производства. «Почему так? Говорят, что покупать за границей дешевле, чем делать самим. А ведь хочется выступать на классных отечественных машинах», – отмечает Дмитрий Труненков.
Здесь и сейчас
Проблема в том, что со времен СССР почти что утрачена индустрия спортинвентаря. Причем это касается не только такого высокотехнологичного вида, как бобслей, но и более демократичных дисциплин.
Раньше в стране действовало около 700 производств, выпускавших более 400 видов товаров. «Сейчас есть несколько известных производителей инвентаря для хоккея, лыжного спорта и различных видов гребли, но и все», – говорит Владимир Нелюб.

При этом и здесь все непросто. Российская компания «Ментор» под брендом NOWING производит спортивные лодки для академической гребли, байдарки, каноэ и весла из стекло- и углепластика. «Они конкурентоспособны не только в России, но и за ее пределами», – уверен Георгий Суворков, руководитель компании. Он рассказывает, что, когда летом прошлого года было открыто представительство NOWING в Швейцарии, был большой интерес к продукции от зарубежных гребцов и тренеров. «Но, к сожалению, в нашем спорте укоренилось мнение, что достичь высокого результата возможно лишь на импортной лодке. Спортсмены уровня сборных команд России, которые не испытывают серьезных проблем с финансированием, используют исключительно иностранные лодки и весла», – говорит он.
Это общепринятая практика. Двукратная олимпийская чемпионка по прыжкам с шестом Елена Исинбаева пользуется инвентарем марки UCS Spirit (США), пятикратная победительница турниров Большого шлема Мария Шарапова – ракеткой Head (Австрия), Александр Легков вырвался на первое место в марафоне Олимпиады-2014 на лыжах Rossignol (Франция). Список можно продолжить.
В прежние годы была целая система. Разрабатывали новые образцы экспериментальные предприятия Главспортпрома Спорткомитета СССР и Всесоюзный проектно-технологический и экспериментально-конструкторский институт по спортивно-туристским изделиям. Спорттовары зачастую сначала предлагали профессионалам – тренировки спортсмена были одновременно тест-драйвом при экстремальных нагрузках. Если результаты были хорошие, то начинался массовый выпуск с автоматизацией процессов, а значит, удешевлением конечной стоимости. Примерно по такой логике, к примеру, в дворовых хоккейных «коробках» вместо деревянных клюшек появились вполне современные для своего времени клюшки «Стеклопластик».
Наши чемпионы помогают продвигать технологии зарубежным производителям
Сегодня получается, что если и помогают кому продвигать перспективные технологии наши чемпионы, так это зарубежным производителям. Есть и удивительные истории. Например, беговые лыжи для любителей под маркой Rossignol производит... российская компания «Центр спортивных технологий». У нее есть собственные марки (STC и Sable), но пока их продвижение – это не основная цель.
По экспертным оценкам, «от идеи до практики» в индустрии в среднем проходит порядка двух лет. Получается, что если не ориентироваться на спорт больших достижений, то есть на перспективные идеи, всегда придется быть на позиции отстающих – минимум на эти самые два года. ет рекламы.
Вопросы без ответа

Развитие индустрии само по себе должно стимулировать спрос. «Чем больше будет в России конкурентоспособной экипировки, тем легче будет вход для будущих спортсменов. Можно привести пример горных лыж, где нужно потратить несколько десятков тысяч рублей, чтобы выйти на склон. Поэтому доступный и качественный инвентарь – это прямой путь к увеличению числа занимающихся спортом», – уверен Алексей Степанов, исполнительный директор Ассоциации предприятий спортивной индустрии.
Но как минимум на начальном этапе производителям нужна поддержка. «Реальные объемы выпуска продукции ограничены наличием платежеспособного спроса со стороны спортивных школ и клубов, которые целиком и полностью зависят от бюджетного финансирования. В условиях отсутствия понятного плана заказов нам сложно строить далеко идущие планы развития производства, которые могут быть основаны только на привлечении инвестиций, что, в свою очередь, предполагает необходимость понятных правил игры для потенциальных инвесторов», – отмечает Георгий Суворков.
Кроме того, проблемы, связанные с развитием индустрии спортивных товаров, далеко не всегда лежат исключительно в русле отраслевой проблематики. «Главный вопрос на данный момент – продукцию приходится выпускать из материалов и комплектующих импортного производства. Все варианты замены финских или немецких материалов на отечественные аналоги быстро приходят в негодность, – рассказывает Виталий Корнилов, начальник отдела продаж и развития компании «Альбатрос». – Словом, чтобы поддержать отечественную индустрию спортивного инвентаря, нужны прежде всего огромные бюджеты и большие сроки: наладить производство сырья должного качества за небольшие деньги за пару месяцев невозможно».
Около 61% россиян занимаются спортом
Поэтому новая структура и хочет начать с «низов» – материалов. Инициаторами проекта Межвузовского инжинирингового центра по разработке и производству спортивного инвентаря из полимерных композиционных материалов стали столичные МГУ им. М.В. Ломоносова и МГТУ им. Н.Э. Баумана, а также казанский КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева. Партнером выступило одно из ведущих российских предприятий в области композиционных материалов – ОНПП «Технология», входящее в Ростех.
Получается ли у этого квартета преодолеть все проблемы, пока вопрос открытый. Но побороться есть за что. Даже если ориентироваться только на внутренний рынок, речь идет о продажах на уровне 250 млрд руб. в год (оценки Infoline-Аналитика). При этом спрос устойчив. Как свидетельствуют результаты недавнего опроса ВЦИОМ, около 61% россиян с той или иной периодичностью занимаются спортом, 16% – регулярно.
В СССР спорт и физкультура предназначались для всех. Достаточно вспомнить работавшую с 1930-х программу «Готов к труду и обороне» (ГТО), охватывающую все население в возрасте от 10 до 60 лет. К середине 1970-х в Союзе было свыше 220 млн значкистов ГТО всех ступеней, то есть людей, которые выполнили определенные спортивные нормативы. Всем им для занятий нужны были инфраструктура и инвентарь. Соответственно, вместе с пропагандой физкультуры требовалось развивать индустрию спорттоваров. Рижский Dzintars выпускал спортивные лодки, общество «Динамо» и ЭФСИ производили вообще все подряд, на «Мосрезине» делали резиновые спортивные изделия. Кировский совнархоз обладал лыжным производством, которое ежегодно выпускало до 1 млн пар лыж – оно на тот момент было крупнейшим как в Союзе, так и в мире.
1.Стеклопластики
Cамый известный вариант (применяется еще с середины прошлого века). Термопластичные полимеры или синтетические смолы армируют волокнами из расплавленного неорганического стекла. Получаемый материал обладает высокой прочностью и низкой теплопроводностью. Используется для создания хоккейной и лыжной экипировки, некоторых легкоатлетических снарядов (например, шестов для прыжков в высоту) и др.

2.Углепластики
Cамый прочный вариант. Наполнителем в этих полимерных композитах служат углеродные волокна на основе целлюлозы, сополимеров акрилонитрила, нефтяных и каменноугольных пеков и др. Используется для создания велосипедов, профессиональных теннисных и бадминтонных ракеток и др.
3.Органопластики
Cамый легкий вариант. Это композиты, в которых наполнителями служат органические волокна в виде жгутов или тканей. Обладают низкой плотностью, благодаря чему существенно легче всех иных материалов. При этом показывают высокую прочность при растяжении, хорошее сопротивление удару и динамическим нагрузкам, хотя и низкую прочность при изгибе. Используются, например, для создания спортивных лодок и каноэ.
Владимир Нелюб,
директор Межотраслевого инжинирингового центра «Новые материалы, композиты и нанотехнологии»:
«Для производства современного спортивного инвентаря нужны такие материалы, как стекловолокно, углеродное волокно, базальтовое волокно, титан и соответствующие связующие. Самая сложная ситуация сейчас с углеродным волокном. Общее производство составляет порядка 300 т в год, притом большая часть продукции идет в аэрокосмическую отрасль. В прошлом году на территории России запустили производство углеволокна с планируемой мощностью 1,5 тыс. т в год. Это должно перекрыть все существующие потребности и даже создать определенный профицит. Однако пока хорошо налажен только выпуск волокна, аналогичного по свойствам марке Т300 японского производителя Toray Industries, при существующей потребности современной индустрии спорттоваров в марке Т700. Данный вид сырья совместно с разрабатываемой инжиниринговым центром линейкой полимерных связующих будет основой для различных образцов продукции.
Для начала главная задача, как мне кажется, связана с тем, что нужно дать спортсменам выбор, сделать российский инвентарь доступным. После первых успехов и дополнительных исследований, несомненно, станет возможным внедрить новые модели с дополнительными преимуществами. А выигрыш в цене для потребителя, по нашим оценкам, может в итоге составить до 50%».
Валентина Петрова,
Роман Вишнев,
Егор Гронский