Быстрее, выше, дешевле

Быстрее, выше, дешевле

Есть что-то не совсем правильное, когда наш спортсмен ставит рекорды исключительно с клюшкой, ракеткой или шестом, отмеченными зарубежным брендом. Конечно, это не запрещено и каждый атлет волен сам делать выбор, но все же хотелось бы, чтобы интересным вариантом был российский производитель. Межвузовский инжиниринговый центр хочет добиться этого, начав проект по разработке материалов для спортивного инвентаря.

Об этой инициативе было объявлено в начале года. Основная идея – поиск новых решений в области композитных материалов, без которых невозможен современный спорт. Отправной точкой для старта стали следующие данные: сейчас не только профессионалы, но и любители «голосуют рублем» за иностранные бренды, а доля российских производителей на рынке составляет немногим более 2%. «Объясняется это просто – выпуск спортинвентаря у нас развит недостаточно», – говорит Владимир Нелюб, директор центра «Новые материалы, композиты и нанотехнологии» МВТУ им. Н.Э. Баумана (он принимает участие в проекте). Эту тенденцию, собственно, и предлагается ломать.

Вспомнить былое?

Сегодня для отечественного спорта это обычная история, хотя в бытность СССР все было иначе. Профессиональным спортсменам ради достижения результата не возбранялось использовать зарубежную экипировку (так, Федерация лыжных гонок уже 40 лет сотрудничает с Adidas), но были и собственные производители (например, ЭФСИ– эксклюзивный поставщик Олимпиады-1980).

Причем искать свои варианты пробовали даже тогда, когда какой-либо вид спорта только приживался в стране. «У нас бобслей начали развивать с 1980-х, поскольку нужны были медали, чтобы обогнать конкурентов в общем олимпийском зачете, а здесь можно было получить сразу две награды в копилку. Своих бобов, то есть саней для бобслея, не было. Пришлось думать, что делать», – рассказывает Дмитрий Труненков, олимпийский чемпион, неоднократный призер мировых и европейских первенств.

В бобслее многое зависит от экипажа, но и сам боб имеет значение. Он должен обеспечивать не только идеальные условия пилотирования, но и безопасность спортсменов. Поскольку в СССР бобслей начали развивать в Латвии, то работу над созданием саней доверили рижскому заводу ВЭФ. Сначала исследовался зарубежный опыт (был куплен и полностью разобран итальянский боб), но потом было решено идти своим путем.

Уже много лет спорт – это состязания не только атлетов, но и производителей спортивного инвентаря
«В 1984 году была представлена «Русская ракета». Для изготовления этой машины были использованы лучшие материалы, задействованы едва не космические технологии и последние достижения промышленности, в том числе химической. К тому же был принципиально изменен подход – боб был литым, ему придали форму ракеты. Так уменьшалось лобовое сопротивление, что привело к увеличению скорости. Старания не пропали даром – в 1984-м на Олимпиаде в Сараево Зинтис Экманис и Владимир Александров стали бронзовыми призерами, а в 1988 году экипаж Яниса Кипурса и Владимира Козлова победил в Калгари», – говорит Дмитрий Труненков.

С тех пор наши бобслеисты – мировая спортивная элита. У России два золота, завоеванные на последней Олимпиаде в Сочи. Однако сегодня даже на домашних Играх выступают атлеты на машинах импортного производства. «Почему так? Говорят, что покупать за границей дешевле, чем делать самим. А ведь хочется выступать на классных отечественных машинах», – отмечает Дмитрий Труненков.

Здесь и сейчас

Проблема в том, что со времен СССР почти что утрачена индустрия спортинвентаря. Причем это касается не только такого высокотехнологичного вида, как бобслей, но и более демократичных дисциплин.

Раньше в стране действовало около 700 производств, выпускавших более 400 видов товаров. «Сейчас есть несколько известных производителей инвентаря для хоккея, лыжного спорта и различных видов гребли, но и все», – говорит Владимир Нелюб.

При этом и здесь все непросто. Российская компания «Ментор» под брендом NOWING производит спортивные лодки для академической гребли, байдарки, каноэ и весла из стекло- и углепластика. «Они конкурентоспособны не только в России, но и за ее пределами», – уверен Георгий Суворков, руководитель компании. Он рассказывает, что, когда летом прошлого года было открыто представительство NOWING в Швейцарии, был большой интерес к продукции от зарубежных гребцов и тренеров. «Но, к сожалению, в нашем спорте укоренилось мнение, что достичь высокого результата возможно лишь на импортной лодке. Спортсмены уровня сборных команд России, которые не испытывают серьезных проблем с финансированием, используют исключительно иностранные лодки и весла», – говорит он.

Это общепринятая практика. Двукратная олимпийская чемпионка по прыжкам с шестом Елена Исинбаева пользуется инвентарем марки UCS Spirit (США), пятикратная победительница турниров Большого шлема Мария Шарапова – ракеткой Head (Австрия), Александр Легков вырвался на первое место в марафоне Олимпиады-2014 на лыжах Rossignol (Франция). Список можно продолжить.

В прежние годы была целая система. Разрабатывали новые образцы экспериментальные предприятия Главспортпрома Спорткомитета СССР и Всесоюзный проектно-технологический и экспериментально-конструкторский институт по спортивно-туристским изделиям. Спорттовары зачастую сначала предлагали профессионалам – тренировки спортсмена были одновременно тест-драйвом при экстремальных нагрузках. Если результаты были хорошие, то начинался массовый выпуск с автоматизацией процессов, а значит, удешевлением конечной стоимости. Примерно по такой логике, к примеру, в дворовых хоккейных «коробках» вместо деревянных клюшек появились вполне современные для своего времени клюшки «Стеклопластик».

Наши чемпионы помогают продвигать технологии зарубежным производителям
Сегодня получается, что если и помогают кому продвигать перспективные технологии наши чемпионы, так это зарубежным производителям. Есть и удивительные истории. Например, беговые лыжи для любителей под маркой Rossignol производит... российская компания «Центр спортивных технологий». У нее есть собственные марки (STC и Sable), но пока их продвижение – это не основная цель.

По экспертным оценкам, «от идеи до практики» в индустрии в среднем проходит порядка двух лет. Получается, что если не ориентироваться на спорт больших достижений, то есть на перспективные идеи, всегда придется быть на позиции отстающих – минимум на эти самые два года. ет рекламы.

Вопросы без ответа

Развитие индустрии само по себе должно стимулировать спрос. «Чем больше будет в России конкурентоспособной экипировки, тем легче будет вход для будущих спортсменов. Можно привести пример горных лыж, где нужно потратить несколько десятков тысяч рублей, чтобы выйти на склон. Поэтому доступный и качественный инвентарь – это прямой путь к увеличению числа занимающихся спортом», – уверен Алексей Степанов, исполнительный директор Ассоциации предприятий спортивной индустрии.

Но как минимум на начальном этапе производителям нужна поддержка. «Реальные объемы выпуска продукции ограничены наличием платежеспособного спроса со стороны спортивных школ и клубов, которые целиком и полностью зависят от бюджетного финансирования. В условиях отсутствия понятного плана заказов нам сложно строить далеко идущие планы развития производства, которые могут быть основаны только на привлечении инвестиций, что, в свою очередь, предполагает необходимость понятных правил игры для потенциальных инвесторов», – отмечает Георгий Суворков.

Кроме того, проблемы, связанные с развитием индустрии спортивных товаров, далеко не всегда лежат исключительно в русле отраслевой проблематики. «Главный вопрос на данный момент – продукцию приходится выпускать из материалов и комплектующих импортного производства. Все варианты замены финских или немецких материалов на отечественные аналоги быстро приходят в негодность, – рассказывает Виталий Корнилов, начальник отдела продаж и развития компании «Альбатрос». – Словом, чтобы поддержать отечественную индустрию спортивного инвентаря, нужны прежде всего огромные бюджеты и большие сроки: наладить производство сырья должного качества за небольшие деньги за пару месяцев невозможно».

Около 61% россиян занимаются спортом
Поэтому новая структура и хочет начать с «низов» – материалов. Инициаторами проекта Межвузовского инжинирингового центра по разработке и производству спортивного инвентаря из полимерных композиционных материалов стали столичные МГУ им. М.В. Ломоносова и МГТУ им. Н.Э. Баумана, а также казанский КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева. Партнером выступило одно из ведущих российских предприятий в области композиционных материалов – ОНПП «Технология», входящее в Ростех.
Получается ли у этого квартета преодолеть все проблемы, пока вопрос открытый. Но побороться есть за что. Даже если ориентироваться только на внутренний рынок, речь идет о продажах на уровне 250 млрд руб. в год (оценки Infoline-Аналитика). При этом спрос устойчив. Как свидетельствуют результаты недавнего опроса ВЦИОМ, около 61% россиян с той или иной периодичностью занимаются спортом, 16% – регулярно. 


В СССР спорт и физкультура предназначались для всех. Достаточно вспомнить работавшую с 1930-х программу «Готов к труду и обороне» (ГТО), охватывающую все население в возрасте от 10 до 60 лет. К середине 1970-х в Союзе было свыше 220 млн значкистов ГТО всех ступеней, то есть людей, которые выполнили определенные спортивные нормативы. Всем им для занятий нужны были инфраструктура и инвентарь. Соответственно, вместе с пропагандой физкультуры требовалось развивать индустрию спорттоваров. Рижский Dzintars выпускал спортивные лодки, общество «Динамо» и ЭФСИ производили вообще все подряд, на «Мосрезине» делали резиновые спортивные изделия. Кировский совнархоз обладал лыжным производством, которое ежегодно выпускало до 1 млн пар лыж – оно на тот момент было крупнейшим как в Союзе, так и в мире.
 
 
1.Стеклопластики 
Cамый известный вариант (применяется еще с середины прошлого века). Термопластичные полимеры или синтетические смолы армируют волокнами из расплавленного неорганического стекла. Получаемый материал обладает высокой прочностью и низкой теплопроводностью. Используется для создания хоккейной и лыжной экипировки, некоторых легкоатлетических снарядов (например, шестов для прыжков в высоту) и др.

2.Углепластики
Cамый прочный вариант. Наполнителем в этих полимерных композитах служат углеродные волокна на основе целлюлозы, сополимеров акрилонитрила, нефтяных и каменноугольных пеков и др. Используется для создания велосипедов, профессиональных теннисных и бадминтонных ракеток и др.

3.Органопластики 
Cамый легкий вариант. Это композиты, в которых наполнителями служат органические волокна в виде жгутов или тканей. Обладают низкой плотностью, благодаря чему существенно легче всех иных материалов. При этом показывают высокую прочность при растяжении, хорошее сопротивление удару и динамическим нагрузкам, хотя и низкую прочность при изгибе. Используются, например, для создания спортивных лодок и каноэ.


Владимир Нелюб,
директор Межотраслевого инжинирингового центра «Новые материалы, композиты и нанотехнологии»:

«Для производства современного спортивного инвентаря нужны такие материалы, как стекловолокно, углеродное волокно, базальтовое волокно, титан и соответствующие связующие. Самая сложная ситуация сейчас с углеродным волокном. Общее производство составляет порядка 300 т в год, притом большая часть продукции идет в аэрокосмическую отрасль. В прошлом году на территории России запустили производство углеволокна с планируемой мощностью 1,5 тыс. т в год. Это должно перекрыть все существующие потребности и даже создать определенный профицит. Однако пока хорошо налажен только выпуск волокна, аналогичного по свойствам марке Т300 японского производителя Toray Industries, при существующей потребности современной индустрии спорттоваров в марке Т700. Данный вид сырья совместно с разрабатываемой инжиниринговым центром линейкой полимерных связующих будет основой для различных образцов продукции.

Для начала главная задача, как мне кажется, связана с тем, что нужно дать спортсменам выбор, сделать российский инвентарь доступным. После первых успехов и дополнительных исследований, несомненно, станет возможным внедрить новые модели с дополнительными преимуществами. А выигрыш в цене для потребителя, по нашим оценкам, может в итоге составить до 50%».
 
Валентина Петрова,
Роман Вишнев,
Егор Гронский


почитать еще
Кисель из полимера

Кисель из полимера

Яблони, жимолость, черемуха и множество роз… Похоже на описание южного сада? На самом деле это экспериментальная площадка в Салехарде – единственном в мире городе, находящемся непосредственно на полярном круге. Прижиться нетипичным для местного климата растениям помогает криогель, созданный томскими учеными из Института химии нефти Сибирского отделения РАН.

читать полностью
«Чулок» на трубу

«Чулок» на трубу

Полимерная мастика хабаровчанина Георгия Гершмана вошла в список наиболее перспективных изобретений, который опубликовал на своем сайте Роспатент. Речь о гидроизоляционном покрытии, которое может применяться для защиты металлических, гипсоволокнистых и деревянных поверхностей от разрушающего воздействия окружающей среды.

читать полностью
Поморский гигант

Поморский гигант

Из 45 тыс. пластиковых бутылок можно сделать 6,5 тыс. новых футболок. Но это при условии, что использованная тара попадет в переработку. По своей сути пластик – один из самых экологичных материалов на планете, ведь его можно использовать почти до бесконечности. Но в России идея экологически ответственного поведения пока не очень популярна. Чтобы пропагандировать ее, в Архангельске собрали из пластиковых бутылок 12-метрового слона – скульптуру, аналогов которой в мире еще не было.

читать полностью