В 2016 году впервые за почти полвека истории Всемирного экономического форума (ВЭФ) его полноправным участником стал робот. Андроид HUBO, созданный южнокорейским институтом KAIST для устранения последствий техногенных катастроф, был приглашен в Давос, поскольку отражал главную тему заседания, которой бессменный глава ВЭФ Клаус Шваб сделал четвертую индустриальную революцию. На форуме HUBO работал не по «специальности», а проводил презентации и развлекал гостей, изображая, что читает газету. «Пока я выполняю только то, что меня просят, некоторые простые задачи. Увидимся в 2020 году, люди!» – говорится в комментарии, «опубликованном» HUBO.
Две трети самоучек
Вначале драйвером изменений в промышленности были паровой двигатель и электричество, затем вычислительная техника, теперь плоды цифровой революции. Это роботы, машины высокой производительности, аддитивная печать, Интернет вещей и многое другое. ВЭФ подготовил доклад The Future of Jobs, посвященный тому, к каким переменам приведет для всех людей внедрение этих технологий.
Люди должны заниматься саморазвитием, чтобы не отставать от машин
Главный сюрприз: мир меняется настолько быстро, что около двух третей детей, которые сейчас отправляются в начальную школу, будут работать по специальностям, пока вовсе не существующим. При этом, помимо абсолютной IT-грамотности, базовыми навыками станут умение учиться, критическое мышление и самоконтроль. Особенно важны универсальные компетенции– soft skills (например, коммуникабельность, возможность работы в команде). Фактически речь идет о том, что подрастающему поколению придется заниматься непрерывным саморазвитием, чтобы не отставать от умных машин.

В декабре в МГУ им. М.В. Ломоносова прошел конгресс «Инновационная практика: наука плюс бизнес», где предметно обсуждалось то, как стремительно меняется мир.
Председатель правления СИБУРа Дмитрий Конов рассказал, что вследствие роста уровня автоматизации на предприятиях уже сегодня практически всем сотрудникам необходимы знания в области IT. При этом он отметил, что за последние 10 лет благодаря развитию soft skills производительность труда в компании выросла в 11 раз.
Член экспертного совета Агентства стратегических инициатив Павел Лукша считает, что «грядущих перемен не стоит бояться, они дают людям массу новых возможностей».
В индустриальном мире очень много «роботоподобных профессий»: продавцы в супермаркетах, работники на конвейере, бухгалтеры и т.д. Все это, в принципе, можно поручить машинам.Тем более что они могут делать рутинную работу лучше.
Новая среда
Могут исчезнуть многие «роботоподобные профессии»
В 2016-м в Москве впервые за последние три года прошла выездная сессия Давосского форума. Главная тема мероприятия – стратегия лидерства в эпоху 4.0. Наступила эра, когда IT «съедает на завтрак» одну новую отрасль каждую неделю, сказал глава Сбербанка Герман Греф. Клаус Шваб считает, что переход к новой цифровой реальности вынудит бизнес существенно пересмотреть свое отношение к тому, как он работает и какую ценность создает для клиентов. В такой ситуации компании могут либо выжидать, либо трансформироваться – сначала менять себя, а затем всю отрасль.

Консалтинговая фирма PwC провела опрос, в котором приняли участие свыше 2 тыс. бизнесменов из 26 стран мира. Выяснилось, что предприниматели составляют крайне амбициозные планы относительно внедрения инструментария 4.0, поскольку цифровизация способствует резкому повышению производительности. «Компаниям, успешно реализовавшим концепцию «Индустрия 4.0», больше не приходится выбирать между повышением валовой выручки и повышением прибыли – они могут улучшать оба показателя одновременно», – говорится в отчете. В целом в течение ближайшей «пятилетки» годовая выгода от оптимизации затрат благодаря новым технологиям была оценена в 421 млрд долл., а объем инвестиций в их внедрение вдвое выше – в 907 млрд. «Даже если оправдается половина этих ожиданий, концепция приведет к формированию новой конкурентной среды и коренным изменениям в традиционных отраслях», – полагают в PwC.
Импульс развитию платформы 4.0 задают данные. Качественная аналитика – обязательное условие успешного внедрения цифровых технологий. «Пора завершить этап, на котором предприятия занимались поиском данных и разбирались, какие данные имеются и в чем их ценность, и переходить на этап аналитики и действий. «Первопроходцы» уже совершили этот сдвиг», – отмечают эксперты PwС.
В мае 2016-го, выступая перед выпускниками бизнес-школы «Сколково», Герман Греф поделился своими впечатлениями о посещении офиса Netflix в Силиконовой долине – поставщика фильмов и сериалов на основе потокового мультимедиа, научившегося благодаря грамотной работе с информацией предвидеть желания каждого своего клиента. По тому, когда пользователь выходит на сайт, сколько времени там проводит, как быстро делает выбор, сколько смотрит тот или иной фильм, делаются выводы, чтобы кастомизировать продукты. «Лучше бы мы туда не приезжали, потому что в этой компании я себя почувствовал мамонтом. Если данные– это новая нефть, то Netflix – это нефтяная компания с глубиной переработки близкой к 100 %», – сказал Герман Греф и заявил о намерении Сбербанка активизировать свою внутреннюю перестройку в стиле 4.0.
Цена информации
Финансовый сектор называют в числе главных выгодополучателей от внедрения цифрового инструментария, равно как медиа, туризм, сферу услуг в целом. С промышленностью дело обстоит сложнее. Ведь большинство «тяжелых» индустрий, таких как нефтехимия, традиционно консервативны, поскольку вынуждены семь раз отмерить, прежде чем внедрять новое решение.

Все большие проекты сопряжены с крупными капиталовложениями. В базовых химических процессах путь от идеи до реализации через разработку, пилотирование и строительство производственной установки в лучшем случае занимает 8–10 лет. «Даже если появится принципиально новый процесс получения молекул, представьте, какие нужны инвестиции, чтобы, например, полностью заместить работающие по всему миру пиролизы. Это сотни миллиардов, а то и триллионов долларов», – отметил на прошедшем в ноябре в инженерном центре ОЭЗ «Томск» форуме «Нефтехимия будущего» директор Блока развития СИБУРа Сергей Галибеев.
Однако, не приводя к подрыву устоев, новый инструментарий находит свое применение и здесь. Вот случай из практики. Химическая компания INEOS – один из лидеров европейского рынка, производящий огромную линейку продуктов от антиобледенительных составов для самолетов до простых пленок,– совместно с Техническим университетом Дортмунда разработала квазирыночный механизм управления производственным процессом. На площадке компании в Кельне (Германия) расположены 16 производств с единой сетью снабжения электричеством, газом и паром. Функции управления ими распределены по различным подразделениям, каждое из которых решает свою задачу. В компании пришли к выводу, что из-за отсутствия координации вся площадка в целом не работает с максимальной эффективностью. Для нее самой это значит лишние затраты, для потребителя – продукция по более высокой цене, чем это могло бы быть.
В декабре в МГУ прошла конференция, где лидеры российского бизнеса обсуждали, как меняют мир технологии 4.0. На фото глава СИБУРа Дмитрий Конов (слева) и президент РЖД Олег Белозеров
Для сокращения совокупных расходов производственной площадки было решено задействовать инструментарий 4.0, а именно – построить сложную киберфизическую систему. Сотрудники Технического университета Дортмунда создали что-то очень похожее на аукцион, где разные заводы без вмешательства извне формируют адекватную цену на ресурсы друг для друга. Программный комплекс обрабатывает огромный массив данных, которые к тому же постоянно обновляются. Результирующую цену утверждает координатор и дает «команду» на производство того или иного продукта в нужных объемах и, соответственно, расход того или иного сырья.
Решение позволило не вводить дополнительный уровень управления, не менять сложившуюся практику работы бизнес-единиц, избежать расширения доступа к коммерческой тайне, ускорить реакцию на изменение внешних условий (спрос, отпускные цены). В дальнейшем INEOS рассчитывает получить дополнительную экономию за счет оптимизации энергетического баланса и повышения качества планирования мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту.
По мнению множества экспертов, каких-либо значительных прорывов в области стандартной нефтехимической продукции как в России, так и в мире в обозримом будущем не предвидится. Понятно, что работа над расширением продуктовой линейки всеми ключевыми игроками продолжится, но это все же вряд ли приведет к формированию какой-то принципиально новой ниши. Однако цифровые технологии, ставшие в некотором смысле мостом между настоящим и будущим, позволяют повысить эффективность и технологичность всех процессов, что в конечном счете означает появление для клиента решений, в большей степени соответствующих его запросам. К примеру, материалов с уникальными свойствами и предельно точно выдержанной рецептурой.
Ольга Михайлова