Полет в будущее

Полет в будущее

спецвыпуск революция 4.0 в нефтехимии
Воздушные змеи и шары, почтовые голуби, аэропланы... На заре аэрофотосъемки все средства были хороши, чтобы запечатлеть с высоты птичьего полета землю и то, что на ней расположено. Спустя десятки лет в небо поднялись беспилотники – самостоятельные «боевые» единицы, возможности которых съемкой местности не ограничиваются.

Медиакомпания MIT Technology Review, действующая при Массачусетском технологическом институте (США), назвала использование дронов одним из важнейших трендов робототехники в 2016 году. Эксперты связывают это в том числе с тем, что американские службы безопасности (и не только) признали наконец тот факт, что беспилотные летательные аппараты (БПЛА) способны на многое.

Пусть медленно, но создается правовая база для широкого использования дронов. И речь, конечно, не только о возможности доставлять по воздуху «от окна к окну» горячую пиццу или бандероли нетерпеливым клиентам.

Как разглядеть детали

В 2010-м швейцарская INEOS заключила контракт с компанией Cyberhawk Innovations на обследование факельных установок на своем газоперерабатывающем заводе в Шотландии. Cyberhawk является разработчиком БПЛА, выдерживающих сильный ветер (до 45 км/ч) и высокотемпературную атмосферу. Это позволяет проводить инспекцию установок без отключения подачи газа – ранее для этого приходилось останавливать производство не менее чем на неделю. Каждое обследование с применением беспилотника экономит производителям до 2 млн долл.

А годом ранее Cyberhawk начала работу с одной из крупнейших энергетических компаний Великобритании – SSE. Ее беспилотники мониторят состояние ветряных энергоустановок в Шотландии и Ирландии. Технология Cyberhawk позволяет получить изображения целой лопасти каждой турбины и передать их через облачную программу iHawk напрямую заказчику. Ранее для мониторинга привлекались промышленные альпинисты. Но в день у последних получалось обследовать лишь одну турбину, тогда как БПЛА облетают до пяти установок за это же время.

Миссия еще одной компании–Sky-Futures (США), специализирующейся на разработке беспилотников и программного обеспечения для них, – «повышение безопасности и снижение рисков в различных отраслях за счет технологических инноваций». Ее дроны используются в основном в нефтегазовой сфере, но также в строительстве, телекоме и т.д.

Использование дронов названо одним из важнейших трендов робототехники в 2016 году
В августе 2016 года все та же MIT Technology Review сообщила о том, что Иллинойским университетом (США) была разработана система, позволяющая при помощи дронов наблюдать за прогрессом строительства объектов и отслеживать места, где по какой-то причине оно замедлилось. Система «обкатывалась» на возведении стадиона в Сакраменто (столица штата Калифорния). Ежедневно дроны облетали стройку, после чего полученные ими данные анализировались с помощью программы и строилась 3D-модель.

В систему заложены ключевые точки объекта, что и позволяет, собственно, делать сравнительный анализ и своевременно выявлять слабые места и причины отставания от графика, если таковое имеется.

«По сути, мы выявляем с помощью нашей системы те места, где вероятность возникновения той или иной проблемы действительно высока, – комментируют разработчики – сотрудники кафедры гражданского строительства Иллинойского университета. – Система может показать, что конкретный структурный элемент отстает от графика по причине, например, несвоевременного подвоза материалов. Обычный мониторинг такие вещи может просто не отразить».

Собственно, именно поэтому контроль хода строительства с помощью дронов и специализированного программного обеспечения становится все более актуальным. Он позволяет избежать снижения темпов строительства, что бывает, например, из-за сбоев в координации действий между подрядчиками, субподрядчиками и заказчиком.

Сделано в России

Но все приведенные выше примеры – это «у них». А что же в России? По данным Ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем (ЭРБАС), в нашей стране основной рынок коммерческих услуг дронов (порядка 90%) сосредоточен на картографировании и диагностике протяженных объектов. Таких как ЛЭП, например, или нефтепроводов. Еще часть – около 5% – практика использования беспилотников в сельском хозяйстве.

Что касается строительства, то, как отмечает Александр Рыжов, исполнительный директор компании TraceAir, первые дроны стали использоваться в отрасли около двух лет назад. «Первоначально с их помощью производили простую фото- и видеосъемку. Например, некоторые строительные компании использовали данную технологию в маркетинговых целях – с помощью дронов у них получалось делать фотографии видов из окон квартир еще не существующих домов, – рассказывает он. – Следующим этапом внедрения беспилотников в практику строительных компаний было составление ортофотопланов с геодезической точностью, которая позволяет наложить на него такую техническую информацию, как генеральный план, расположение сетей и т.д. Данная технология дает возможность следить за ходом строительства в разрезе дней, благодаря чему можно вовремя замечать все допущенные ошибки и в оперативном режиме следить за объемами выполненных работ».

Облачная платформа позволяет в режиме онлайн контролировать качество и стоимость строительства
На самом деле технологии отечественной TraceAir не уступают разработке ученых из Иллинойского университета. Облачная платформа позволяет контролировать качество и стоимость строительства с помощью аналитических алгоритмов на основе данных, полученных с помощью БПЛА. «Сейчас мы занимаемся совершенствованием технологий применения беспилотников, – рассказывает Андрей Рыжов. – Например, работаем над интеграцией работы дронов с дополненной реальностью. Это позволит строителям, находящимся на площадке, соотносить ее с 3D-моделью объекта прямо на местности, включив голограмму в своем шлеме. В будущем под контролем БПЛА будет работать строительная техника, тоже в автоматическом режиме».
Звучит фантастически? Уже нет.

Лидеры на стройке

Технологии находят практическое применение. Так происходит, к примеру, на площадке строительства Амурского газоперерабатывающего завода (заказчик и инвестор проекта – «Газпром переработка Благовещенск», управление проектом – НИПИГАЗ). Здесь используется технология от TraceAir.

В течение полугода каждую неделю огромную площадку Амурского ГПЗ сканирует БПЛА. Полученные данные обрабатывает уникальная программа, которая преобразует их в фотографический план местности с привязкой к координатам, высчитывает значения площади и периметра, объемы насыпи и выемки грунта, а затем формирует отчет, помогающий сотрудникам НИПИГАЗа следить за ходом работ и контролировать их по ряду параметров.

Перед каждым вылетом дрона специалисты выезжают на площадку и снимают точные координаты с опознавательных знаков, расположенных через каждые 500 метров по всей территории Амурского ГПЗ. Они необходимы для высокоточной привязки ортофотоплана к местности.

«На площадке, помимо беспилотника, работаем с планшетом, где загружена заранее подготовленная разметка площадки– «миссия», по которой коптер будет выполнять свой полет. В процессе происходит связь устройства с планшетом, с него миссия выгружается в беспилотник, и он летит по заданному маршруту над всей площадкой в автоматическом режиме», – объясняет пилот Роман Пустовой. Коптер курсирует над стройкой около четырех-пяти часов, делая снимок каждые 12 метров. За рейс получается примерно 8 тыс. фотографий. После загрузки в систему снимки анализируются.

«В системе множество слоев – разбивка на квадраты, на лоты, на участки, также есть поверхности, созданные нами – поверхность после окончания первого подэтапа, поверхность, по которой мы сейчас работаем, – поясняет главный специалист по землеустройству НИПИГАЗа Елена Кайль. – Программа позволяет ориентироваться, когда подрядчик выйдет на планировочные отметки, какой объем работ осталось выполнить. Можно просчитать определенные расстояния, с высоты посмотреть профили высот и контуры определенных участков. Кроме того, система помогает ориентироваться, насколько точно ведется работа относительно границ участка».

Что еще может сервис TraceAir? Узнать, например, что происходило на площадке два-три месяца назад, не поднимая все документы. Он может собирать «избранную» аналитику – накопительную или сравнительную, касающуюся определенной зоны, определенной площади, определенной даты. В общем, работает над поставленными задачами: минимизирует возможные ошибки и помогает соблюдать сроки строительства.

Это не игрушки

НИПИГАЗ стал одной из первых компаний не только в России, но и в мире, применившей у себя технологию мониторинга строительства с помощью беспилотных аппаратов. Подобные системы наиболее актуальны для контроля масштабных объектов, каковым является Амурский ГПЗ.

Ограждение его по периметру стройплощадки составляет 5 километров, а ее площадь – 150 гектаров. В пик строительных работ, а он придется на 2019 год, здесь будут работать более 15 тыс. человек. Десятки единиц техники, тысячи тонн металлоконструкций, многие километры трубопроводов и кабелей.

Уже сейчас ясно, что партнерство строителей и TraceAir станет уникальным опытом. Опять же не только для России, но и в мировой практике. И еще раз подтвердит, что дрон – это не игрушка для увлеченного полетами энтузиаста, а серьезная машина, способная изменить подход ко многим отраслям экономики.



Ортофотоплан представляет собой фотографический план местности на точной геодезической опоре, полученный путем аэрофотосъемки с последующим преобразованием снимков для устранения искажений, вызванных рельефом местности и оптической системой фотоаппарата. После преобразований каждая точка местности на фотографиях выглядит так, как будто она была снята камерой «строго вниз», соответственно, на итоговом фотоплане отсутствуют перспективные искажения.

TraceAir – российская компания, разработавшая программное обеспечение для контроля качества и стоимости строительства с помощью визуального интерфейса и продвинутых аналитических алгоритмов на основе данных собранных автономными БПЛА.

НИПИГАЗ – ведущий российский центр по управлению проектированием, поставками, логистикой и строительством. Входит в состав СИБУРа, участвует в крупнейших проектах в нефтегазовой отрасли и нефтехимии – Амурский ГПЗ, ЗапСибНефтехим, Московский НПЗ, Ямал СПГ, Арктик-СПГ-2 и др.

Мария Яковлева



почитать еще
Иван Васильевич меняет профессию?

Иван Васильевич меняет профессию?

Не пройдет и 20 лет, а такие популярные у современных выпускников профессии, как бухгалтер, аналитик и юрисконсульт, станут редкостью. Их «подсидят» компьютеры. Зато вузы будут готовить рециклинг-технологов, глазиров и проектировщиков «умных материалов».

читать полностью
Ничего невозможного

Ничего невозможного

В воде не тонет, в огне не горит, не ломается даже под колесами КамАЗа и работает месяц без подзарядки. Примерно так выглядят чаяния владельцев смартфонов. Мечты сбываются: современные технологии, умноженные на новейшие материалы, могут творить чудеса.

читать полностью
Пластмассовая эволюция

Пластмассовая эволюция

Могут ли детали большегрузного КамАЗа быть пластиковыми, равно как узлы стана, на котором делают трубы для газопроводов? В Челябинске уверены, что да. Научно-производственное объединение «Урал» начинало с художественного литья чугуна, а сегодня выпускает изделия из полимеров, которые оказываются надежнее металлических аналогов. О том, как это возможно, в интервью «Нефтехимии РФ» рассказал технический директор НПО «Урал» Виталий Павлов.

читать полностью