Союз формы и функции

Союз формы и функции

«Вещь есть пространство, вне коего вещи нет», – сказал поэт Иосиф Бродский. Но почему это пространство ограничено привычными рамками? К примеру, как выглядел бы треугольный телевизор? «В массовом производстве – никак», – уверены промышленные дизайнеры. Форма и функция должны идти рука об руку, хотя пластики и композиты расширяют границы дозволенного.

Промышленный дизайн возник тогда, когда началось серийное производство – более века назад, во времена второй индустриальной революции. Когда машинный труд заменил ручной, вещи в единственном экземпляре, выполненные с оглядкой на причуды конкретного клиента, были вытеснены стандартными вещами. Чтобы нравиться большинству покупателей, они должны быть красивыми и удобными, а чтобы нравиться производителю – еще и выгодными. Ремесленник перестал быть творцом, превратившись в рабочего у станка. Зато появился человек, создающий форму вещей, – художник, конструктор, маркетолог и бизнесмен одновременно, словом, промышленный дизайнер.

О ДЕРЕВЯННЫХ КОМПЬЮТЕРАХ

Современный мир – это постоянная гонка за новациями. Парадокс: чем сложнее технология, тем больше хочет потребитель. Нет особых требований к кухонному полотенцу. Зато «Вау, ноутбук!» быстро превращается в «Почему он такой тяжелый?». Одновременно с «начинкой» отрабатывается форма изделия, чтобы его внешность и возможности находились в гармонии друг с другом. «Некрасивые самолеты не летают», – говорил легендарный авиаконструктор Алексей Туполев.

«Однако в ряде областей определена оптимальная форма продукта – например, все планшеты прямоугольники. В этих условиях конкурентное преимущество дает CMF-дизайн (color, materials, finish или цвет, материал, фактура. – Прим. ред.). Гибкость формы, свойственную XX веку, сменил акцент на качество материалов. Планшет высокого ценового класса той же формы, что и подделка. Но чтобы понять разницу, не обязательно исследовать функционал. Нужно взять оба образца в руки, и все станет ясно. Это и есть CMF-дизайн», – говорит Сергей Смирнов, глава студии SmirnovDesign. При этом существует множество нюансов. То, что в одной части света считается достоинством, в другой может не приглянуться покупателям. Лидеры рынка хорошо понимают это. Студия SmirnovDesign, например, делала полномасштабное дизайн-исследование для Samsung. Чтобы понять, как и какие продукты предлагать россиянам, корейской фирме понадобился детальный анализ русской культуры и искусства, актуальных тенденций в моде, архитектуре, оформлении интерьеров.

Бум технологий постоянно повышает значимость роли промышленного дизайна. Сергей Смирнов говорит: «В эпоху высокоэффективного производства и даже перепроизводства потребитель очень хорошо информирован и избалован. Поэтому промышленный дизайнер становится человеком, который определяет успех продукта: именно он учитывает все межотраслевые факторы. Кроме эстетики, это еще себестоимость, точное попадание в маркетинговые задачи, лучшее решение инженерных задач и инновации. Если мы посмотрим на гениальные вещи, они точно сбалансированы по всем параметрам». Именно это дает ответ на вопрос, почему в массовом производстве не может быть, к примеру, деревянных или золотых корпусов компьютеров: даже если они будут красивы внешне, по стоимости и функциональности проиграют пластиковым и металлическим аналогам.

РОСКОШЬ В МАССЫ

«Новые возможности открывают новые материалы или же иные подходы к старым. Так, Apple первой начала использовать фрезерную обработку алюминия с числовым программным управлением для изделий сверхмассового сегмента– раньше это никому и в голову не приходило, просто применялось литье под давлением», – говорит Сергей Смирнов. Помните лозунг «Алюминий – металл будущего»? Сейчас алюминиевые ложки сдали в утиль, а вот алюминиевые корпуса у сверхлегкой техники встречаются все чаще.

«Некрасивые самолеты не летают», – говорил авиаконструктор Алексей Туполев
Но это далеко не последняя ступень. Новый материал позволяет иначе решать как эстетические, так и инженерные задачи. Наиболее перспективное сегодня направление – композиты и пластики. Причем речь не только о давно известных для промдизайнеров полипропилене и полиметилметакрилате (оргстекле), но и о более широком спектре вариантов. Ильшат Гарипов, директор студии Mojorno, полагает, что сейчас уже трудно отделить понятие «промышленный дизайн» от полимерных материалов. «Когда дизайнер проектирует форму со сложной геометрией, с криволинейными поверхностями, то, скорее всего, подразумевается ее изготовление с использованием разнообразных полимерных материалов. А эти формы сейчас везде – от детских игрушек до деталей автомобилей. Тем пластмассы и хороши – жидкие при нагреве, они принимают любые формы, заложенные дизайнером и конструктором, а при остывании твердеют», – говорит он. В последнее время в профессиональной среде много говорят о том, что скоро серийное литье пластика начнет уступать место технологиям быстрого прототипирования изделий из полимерных порошков. Но Ильшая Гарипов полагает, что, несмотря на бум 3D-технологий, делать поспешные выводы преждевременно. «Я думаю, что если это и произойдет, то не скоро. Процесс займет еще 20–30 лет», – добавляет он. Так что речь пока о появлении лишь еще одного инструмента в руках дизайнера.

При «попадании в цель» новый материал сразу становится модным
Андрей Востриков, руководитель проектного бюро «Формлаб», отмечает: «Новые материалы позволяют промышленному дизайнеру решать задачи способом, не позволительным ранее». Хороший пример – поликарбонаты, открывшие совершенно новую когорту направлений для дизайна. За счет сочетания легкости и надежности они находят свое применение всюду, где требуется «сбросить» вес. Это может быть строительство, автопром, электроника, ВПК, медицина. Например, поликарбонат задействован в протезе-«хвосте», сделанном специалистами Weta Workshop для безногой женщины, чтобы она могла плавать. Этот же материал используется при изготовлении защитных шлемов для экстремальных спортивных дисциплин. Поликарбонат применялся даже в медалях Олимпиады 2014 – дизайнеры придумали делать из него прозрачные «ледяные» вставки, благодаря которым получились уникальные награды.

Нередко в промышленном дизайне используют пластики и композиты не только из-за их потребительских свойств, но и потому, что это красиво. Французский дизайнер Филипп Старк над чем только не работал – над интерьерами музеев, офисов, жилых комплексов и яхт миллиардеров. Но самым известным его творением стала удобная и красивая пластиковая мебель (в том числе стулья из стекловолокна и полипропилена), позволившая приблизить современный дизайн к «широким массам». «Новый материал с новыми свойствами позволяет иначе взглянуть на конструкторские решения, заинтересовать потребителя инновационным продуктом. Речь обо всех ценовых категориях», – говорит Сергей Смирнов.

При «попадании в цель» материал быстро становится модным. В начале XX века, только появившись, бакелит, синтетическая смола, произвел в дизайне небольшую революцию – ее последствия можно видеть на рынке винтажных украшений. А потом с ним чего только не делали – даже корпуса тривиальной бытовой техники (такой как фен).

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ДИЗАЙНА

В условиях высокой конкуренции промышленный дизайн становится тем, что выдвигает продукт на первое место. Разумеется, важно еще, как продукт преподносят, то есть реклама и брендинг. Возможно, где-то грустят на полке самые удобные кроссовки на свете, безымянные, пока покупатели строятся в очередь за новой моделью известного бренда. Еще на этапе проектирования в предмет закладываются его маркетинговые преимущества: легкая мебель, непромокаемая обувь, самый тонкий ноутбук на свете. Андрей Востриков поясняет: «Если очень упростить, промышленный дизайнер ищет компромисс между интересами всех сторон: покупатель хочет красивую и удобную вещь, маркетологи – чтобы она «сама себя продавала», производство – чтобы процесс сборки был как можно проще». Если сделать хорошо что-то одно, успеха не будет.

Маркетологи хотят, чтобы вещь сама себя продавала
Бытует мнение, что наша страна исторически безнадежно отстала от лидеров промышленного дизайна. Но это не совсем так. В бытность СССР сформировалась сильная школа, был создан специальный Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). Его задачей было «улучшение качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования». Были несомненные успехи. Здесь в 1960-х, к примеру, была разработана модель минивэна-такси со сдвижными дверями.
Причем сделано это было впервые в мире, а позже такой подход стал массовым.

Начиная с перестройки многое было утрачено, и теперь только начинается восстановление. Промышленному дизайну в последнее время уделяют особое внимание не только специализированные институты, но и центр «Сколково», а также госкорпорация «Ростех». К примеру, недавно в «Сколково» прошли Дни промышленного дизайна, к участию в которых были привлечены зарубежные мастера – голландец Йонас Мартенс, специализирующийся на теме вторичного использования пластика, датчанин Борис Берлин, в фокусе внимания которого применение новых материалов, а также Марио Беллини – признанный гуру, автор прорывных решений в области создания новой техники. «Мы готовы привлекать к сотрудничеству профессионалов, которые помогут резидентам «Сколково» совершенствовать эстетику и сделать свои продукты более привлекательными», – заявила Елена Пантелеева, руководитель проекта «Культура» в «Сколково».

Революционный дизайн Apple имеет много общего с решениями Braun, появившимися в XX веке
А Ростех с ВНИИТЭ запустили этим летом конкурс «Дизайн для российских технологий». Директор по коммуникациям, аналитике и стратегическим исследованиям Ростеха Василий Бровко считает, что он станет первым шагом на пути формирования современной школы промышленного дизайна в стране. Участникам предложено поработать над тремя реальными продуктами из «корзины» предприятий корпорации: это медицинский браслет «Опека-03», мультизадачный системный блок и шумозащищенная гарнитура. В шорт-листе много заслуживающих внимания проектов.

К примеру, медицинский браслет из ­метакрилата, ударопрочного полистирола и силикона, предложенный молодым дизайнером Эливирой Акопян. «Каким бы ни был возраст пользователя, он не должен чувствовать себя больным человеком, он должен чувствовать, что использует современный девайс», – считает она.

«Мы понимаем, что сегодня для России сформировался определенный дизайн-барьер. В то время, когда мы переживаем период реиндустриализации, переход к Индустрии 4.0, Интернету вещей, мы предпринимаем очередную попытку соответствовать высоким мировым технологическим и научным стандартам. И здесь, несмотря на расхожее мнение, у нас не все так плохо. В области критических и фундаментальных технологий существует большой задел. Мы готовы создавать продукты с высокими техническими характеристиками, но зачастую они являются оторванными от рынка: как правило, функция доминирует над формой. Сегодня именно промдизайн становится существенным фактором конкурентоспособности продукции российской промышленности», – говорит Василий Бровко. Что ж, осталось посмотреть, как будут воплощены в жизнь предложенные идеи.

НА ЧТО РАВНЯТЬСЯ?

Планшеты Кея

Американец Алан Кертис Кей еще более полувека назад предвидел, как будет меняться техника, и создал прототип портативного компьютера размером с блокнот. Его концепт получил название Dynabook и предназначался для обучения детей. Уровень развития электроники не позволял в те годы воплотить в жизнь идею, поэтому прототип остался во всех смыслах на бумаге – он был сделан из картона. Зато потом по стопам Кея буквально толпой пошли производители электроники. В 2007 году после презентации iPhone Кей сказал главе Apple Стиву Джобсу: «Сделайте его размером пять на восемь дюймов, и вы завоюете мир». Именно так тот поступил, выпустив на рынок планшет iPad.

3.jpgКалькулятор Беллини

В ХХ веке итальянская фирма Olivetti была одним из мировых лидеров по производству офисной техники. Их ­несомненный хит – калькулятор с прорезиненными мягкими и податливыми клавишами, «наследство» которого потом можно было увидеть, например, на клавиатурах мобильных телефонов. За удачную идею надо благодарить дизайнера Марио Беллини. Он также активно применял изобретенную в 1960-х годах эластичную синтетическую мембрану skin plate, позволившую создавать подобие натуральной кожи для внешних элементов машин.

Граненый стакан Мухиной

Доподлинно неизвестно, кто придумал граненый стакан, – похожая посуда выпускалась в России еще во времена Петра I. Однако дата рождения стакана классического дизайна известна – его начали делать в 1943 году на заводе в Гусь-Хрустальном. Авторство приписывают Вере Мухиной – знаменитому скульптуру, создателю монумента «Рабочий и колхозница». Это была очень удачная находка – посуда благодаря своей форме получилась прочной и удобной для хранения. Сегодня это образец простой и функциональной вещи. Граненые стаканы делают теперь не только из стекла, но и пластика, в том числе печатают на 3D-принтерах.

Каплевидные формы Геддеса

Одним из родоначальников современного промышленного дизайна считается американец Норман Бел Геддес. Он много экспериментировал с формой и материалами, создавая прорывные для начала XX века, но привычные всем сегодня обтекаемые вещи. Новый тип дизайна получил название Streamline. Геддеса интересовало все – машины, ­интерьеры, декорации, бытовая техника, мебель. Один из самых известных его проектов – представленный в 1939 году General Motors на Всемирной выставке в Нью-Йорке макет города будущего, названный «Футурама».
 

«Яблоки» Рамса

Apple считается законодателем мод в мире промышленного дизайна. Однако, если копнуть глубже, у многих прорывных «яблочных» вещей внешность и форма близки творениям Дитера Рамса, работавшего в 1960–1990-х годах в компании Braun. Дизайн плеера iPod напоминает карманное радио Braun, компьютера iMac – спикер Braun LE-1 и т.д. В Braun вообще придумали множество вещей, взятых на вооружение дизайнерами всего мира. К примеру, расцвет компании начался с выпуска легких и дешевых радиоприемников, чьи корпуса были сделаны из пластика.
 
 
Валентина Петрова


почитать еще
Скользкая тема

Скользкая тема

Химические реагенты – один из немногих способов борьбы с гололедом. Но противников у них не меньше, чем сторонников. Считается, что реагенты разъедают обувь, детали машин, корни растений. А нынешней зимой из-за резких перепадов погоды и постоянной «проливки» улиц претензий стало еще больше. «Нефтехимия РФ» решила разобраться, насколько обвинения оправданны и какие вообще есть варианты борьбы с гололедом.

читать полностью
«Бакалавры не очень-то и нужны»

«Бакалавры не очень-то и нужны»

Наступает пора вступительных испытаний в вузы. Статистика свидетельствует: интерес абитуриентов к химическим специальностям в последние годы не растет. Но зато приходят действительно лучшие, уверен Валерий Лунин, академик Российской академии наук, декан химического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В интервью «Нефтехимии РФ» он рассказал, как ведет подготовку специалистов-химиков ведущий вуз страны.

читать полностью
Не флягой единой

Не флягой единой

Даже обыкновенный вроде бы сосуд может быть объектом интеллектуальной собственности. Нынешним летом два российских производителя домашней утвари встретились в суде, чтобы выяснить, кто имеет право на выпуск пластикового бидона под звучным именем «Гранде».

читать полностью