Плитка как вид тротуарного покрытия приковала внимание в 2011 году. Тогда московские власти развернули большую кампанию по замене асфальта. Планировалось закрыть плиткой 1,13 млн м2 в центре города, потратив около 4 млрд рублей. Тема получала резонанс – ее обсуждали не только в столице, но и по всей стране.
Многих больше всего возмущал тот факт, что плиткой стали заменять даже асфальт еще хорошего качества. Московские роллеры сочли новые дороги более травмоопасными и написали об этом мэру Сергею Собянину. На портале «Демократор.ру» за отказ от плитки подписались свыше 150 тыс. человек, инициатива принадлежала общественному движению «Московские родители». К простым московским жителям присоединялись и профессионалы. Так, профессор, доктор архитектуры Сергей Заграевский посчитал укладку плитки «дорогим и бесполезным удовольствием». К жалобам прислушались, и программа в итоге была сокращена. В следующем году работы продолжились только там, где не были закончены.

Несмотря на возмущение общественности, для появления плитки были довольно рациональные причины. Во-первых, по мнению московских властей, она более эстетична. Кроме того, на решение о замене асфальтового покрытия повлияло изменение климата за последние 10 лет, о чем заявлял руководитель департамента природопользования Москвы Антон Кульбачевский. Асфальт не выдерживает высоких летних температур и рекордно низких зимних. Он размягчается в жару и выделяет токсичные испарения. Но свои минусы есть и у бетонной плитки – она недолговечна, не отличается высокой износостойкостью, а ее укладка — довольно затратное дело.
Альтернатива бетонной плитке – плитка, изготовленная из полимерных материалов. Однако пока полимер-песчаная плитка для российского рынка — новый продукт и по ряду причин не очень востребованный. Сегодня на рынке есть более 50 компаний, занимающихся продажей полимер-песчаной плитки, но большим спросом у потребителей она не пользуется. В то время как в Европе, где к экологии относятся с большим трепетом, ее преимущества оценили еще в 60-х годах прошлого века.
Применять пластик в качестве вторичного материала, в том числе при производстве плитки, придумали во Франции. В России первой еще в 2009 году занялась компания «Полимерстрой18». Она разработала систему, использующуюся сегодня на других производствах, и применила ее в Ижевске.
Производство полимер-песчаной плитки начинается с переработки пластика для закладки его в экструдер (устройство для размягчения материала). Полученное в результате вторичное сырье смешивается с песком или глиной, потом его промывают и подвергают прокаливанию. Получившаяся масса нагревается и прессуется под высоким давлением. С развитием технологий в эти смеси стали добавлять красители. «Полимер-песчаная плитка на 25-30% состоит из вторсырья. Для ее изготовления используются материалы, которые при неправильной утилизации разлагались бы в почве веками, а это почти 12% всего бытового мусора», — рассказывает эколог Сергей Скоробогатов. Только 10% из 800 тонн полимерных отходов, скапливающихся на свалках России за год, перерабатываются. В Европе этот показатель значительо выше – порядка 50%. При этом отходы из полимеров подразделяют на два вида: отходы полимерного производства и отходы бытовые. Бытовые отходы из-за сильного загрязнения считаются трудноутилизируемыми. Для производства наиболее рентабельна переработка чистых отходов производства. Изготовление материалов из полимеров объясняется не только заботой об экологиии, но и чисто экономическими причинами — открытие линии по производству полимер-песчаных стройматериалов помогает решить вопрос утилизации полимеров на предприятии, а также не платить за утилизацию отходов.
Как утверждают в компании «Полимерстрой18», «качество выпускаемых изделий зависит от сырья — для обеспечения высокого качества следует использовать однородные полимеры, имеющие близкие температуры плавления». Кроме того, необходимо понимать, что доля вторичного сырья может быть не больше 30%, и это при условии, что оно будет помыто, высушено и раздроблено. Крайне важно соблюдение всех процессов и при укладке, например, подвергнуть плитку химической обработке против обледенения. Кроме того, при правильной технологии производства плитка для тротуаров, изготовленная из полимеров, обладает высокой теплоустойчивостью, благодаря которой лед и снег не примерзают к ее поверхности.

Другим очевидным плюсом производители и экологи считают долговечность плитки из полимеров. В сравнении с бетонной она может использоваться без замены на протяжении многих лет. «В плане долговечности, конечно, полимер-песчаная плитка выигрывает. Бетонная плитка может треснуть после нескольких циклов заморозки и прогревания, что происходит при смене сезонов», — заявляют представители фирмы «Мосинтерстрой», специализирующейся на производстве и продаже полимер-песчаной плитки. Это ее свойство Сергей Скоробогатов объясняет химическими характеристиками материала: «Плитка из полимеров не ломается, отличается морозостойкостью. Все дело в том, что она в отличие от бетона не впитывает влагу. Таким образом, плитка способна, не меняя технических характеристик, сохраняться в течение 300 циклов смены температуры».
Тем не менее производители плитки сетуют на низкую информированность о потребительских качествах продукта. В компании «Полимерстрой18» недостаток рекламы считают основным минусом плитки наряду с «наличием на рынке некачественной продукции от производителей, не соблюдающих технологию производства и использующих нестойкие красители». Тем временем жалобы покупателей полимер-песчаной плитки относятся прежде всего к ее запаху. На это, находясь на одном из производств, обратил внимание и эколог Сергей Скоробогатов. Однако делать выводы из этого он не спешит: «Из минусов можно назвать разве что едкий запах на производстве при ее изготовлении. Это связано с плавлением пластика». Неприятный запах объясняют в «Мосинтерстрое»: «По технологическим условиям плитку можно производить из любого пластика ПВД (полиэтилен высокого давления) или ПНД (полиэтилен низкого давления). За исключением ПВХ (поливинилхлорид) – он очень сильно и неприятно пахнет при нагреве. Мы используем в производстве прозрачную пленку-стрейч ПВД. Некоторые производители хитрят и добавляют ПВХ, так как этот пластик достаточно дешевый, и себестоимость плитки заметно падает. Это легко проверить — нагретая плитка отличается крайне неприятным запахом». Еще одним минусом полимер-песчанной плитки является технология ее укладки, которая из-за легкого веса довольно кропотлива.
Принцип работы российских подрядчиков хорошо обрисовал в своем комментарии представитель фирмы «Мосинтерстрой»: «Бетонную (плитку) кинул на песок, попрыгал, и она уже лежит как влитая». Так или иначе, не везде замена асфальта плиткой вызывает такую же реакцию, как в Москве в 2011 году. Наиболее сознательными оказались жители Липецка, обеспокоенные проблемой переработки пластикового мусора. Именно от них в октябре 2013 года прозвучала инициатива о раздельном сборе отходов для дальнейшей переработки, в том числе и на производстве плитки. В городе Емва Республики Коми в одном из исправительных учреждений работает оборудование для производства тротуарной плитки и бордюрного камня из полимерных отходов. Их собирают как на территории города, так и на свалках, а затем отправляют на переработку. Решение об установке оборудования было принято на административном уровне, производство планируется расширять. В Ижевске и Ульяновске большинство улиц города теперь укладывают полимер-песчаной плиткой. А год назад 25-летний житель Саратова Вячеслав Иевлев получил сертификат на обучение в Сколково за то, что сумел организовать бизнес по производству строительных материалов и конструкций из полимер-песчаной композиции.
В 2011 году планировалось замостить бетонной плиткой 1,13 млн м2. На это планировалось потратить 4 млрд рублей. Если бы программа была завершена, а власти отдали предпочтение полимер-песчаной плитке, расходы составили бы 476,6 млн рублей, учитывая, что цена полимер-песчаной плитки — €10 за 1 м2, но для ее укладки не требуется дополнительного покрытия под плитку.