За рубежом сфера их применения гораздо шире – они строительный материал не только для домов и дорог, но даже для пчелиных ульев. У российского рынка есть перспективы, уверяют эксперты, но для альтернативного использования полимеров предстоит многое сделать.
На Западе с проблемой поиска новых рынков для полимеров столкнулись довольно давно. В какой-то момент рынок оказался перенасыщен продукцией. Например, темпы роста рынка полиэтилентерефталата (ПЭТФ) снизились в три раза: согласно исследованию автора книги «Производство упаковки из ПЭТ» Джеффа Джайлза, если в 1990-х годах они составляли 15-20%, то сейчас не превышают 6%. При этом опережающий по сравнению с ростом спроса ввод новых мощностей происходит на мировом рынке ПЭТФ ежегодно с 2005 года, что приводит к снижению загрузки мощностей. Основные точки роста ПЭТФ – в Южной Америке, Африке, на Ближнем Востоке, в Китае и Индии. Восточная Европа, в том числе и Россия, естественно, от этих рынков отстает – рост потребления, по прогнозам экспертов, в этом году увеличится на 4% по сравнению с 2013 годом.

А предложение по-прежнему продолжит превышать спрос, который постепенно падает. «Спрос на ПЭТ снижается, поскольку рынок стал зрелым, и по сути замены упаковочных материалов этим полимером больше не происходит», - рассказал «Нефтехимии РФ» Дэвид Свифт из PCI PET Packaging. Подобная тенденция характерна и для других полимеров. Например, пенополистирола. Так, в докризисный период с 2005 по 2008 год темпы прироста потребления пенополистирола достигали почти 30% в год, сейчас – только в районе 10%. Это объясняется замедлением российской экономки, что влияет и на отрасли, где полимеры применяются. Выход из ситуации один – поиск новых сфер применения полимеров. И пример тут надо брать с Запада.
Основное направление применения пенополистирола давно известно – производство тары и упаковки, холодильной техники, судостроение, сельское хозяйство, геотехническое строительство, жилищное, промышленное и гражданское строительство. Кроме того, во всем мире этот полимер, имеющий энергосберегающие свойства, используют при строительстве взлетных полос и инфраструктуры аэродромов, для теплоизоляции железнодорожного и автомобильного полотна, а также в строительстве бассейнов, ледовых арен стадионов. Их качество далеко не лучшее, и в Европе материал применяют как раз при прокладке в болотистых, склонных к деформациям почвы местностях. Например, при реконструкции исторического центра Осло, района Бьйорвика, вспененный полистирол использовался из-за особенностей почвы – близкого расположения грунтовых вод. Для Норвегии, США, Канады, Японии, Кореи, Австралии он тоже стал традиционным материалом для строительства дорог и мостов. Кроме того, пенополистирол обладает огромным преимуществом при использовании в дорожных конструкциях – снижает как вертикальные, так и горизонтальные нагрузки.
На сегодняшний день в одной только Норвегии, где климат более всего сравним с климатом северных районов России, завершено более 300 дорожных проектов. В России основным драйвером внедрения технологии применения пенополистирола для дорог является компания KNAUF. Ее разработка Geofoam представляет из себя довольно крупные блоки из вспененного полистирола, достигающие 3 метров в длину. Блоки укладываются друг на друга, благодаря чему возводят автомобильные дороги, магистрали, устраивают подходы к мостам, расширяют существующие насыпи, укрепляют железнодорожные пути. Отдельно стоит отметить возможность применение блоков Geofoam для строительства насыпей на участках возможного образования оползня.
Однако, по словам представителя KNAUF, пока в России эта технология признается чуть ли не экспериментальной: Geofoam потенциально заложен во многие проекты, но построенных с его применением трасс пока нет. Глава Ассоциации производителей и поставщиков пенополистирола Юрий Савкин отмечает, что в нашей стране этот материал используется только в исключительных случаях и нескольких нефтегазовых регионах, где в качественном дорожном покрытии заинтересованы сами эксплуатанты. Еще одной новой сферой применения пенополистирола является пчеловодство. Здесь полимер уже давно используется для строительства ульев, поскольку сделанный из пенопласта пчелиный дом хранит тепло лучше деревянного, а еще и улучшает качество меда. Кроме того, такой улей легче – толщина стенки улья из пенопласта эквивалентна 30 см сухой древесины.
Пионерами в разработке технологии изготовления пчелиных ульев из пенополистирола высокой плотности являются немцы. В России их производит компания «АпиРусс», остальное место на рынке занимает финская BeeBox. Известно, что одну из технологий пенополистирольных ульев запатентовал бывший мэр Москвы Юрий Лужков, как человек с большим нефтехимическим бэкграундом. Во многих западных странах пенопласт вошел в жизнь простых людей как основной материал для театральных декораций, элементов интерьера, маскарадных костюмов. Основной причиной такого широкого использования пенополистирола является его легкость и мягкость, благодаря которой куску этого материала можно придать практически любую форму. В частности, пенопласт активно используется современными художниками в их инсталляциях. Например, американец Джейсон Рогнис создает скульптуры по мотивам «Звездных Войн»: космические корабли и города киносаги от Джорджа Лукаса. Похожая ситуация возникла в России и с ПЭТ. Традиционным для нашей страны является пищевая сфера применения полимера – например, для производства бутылок. Несмотря на это, в России появился ряд небольших компаний, которые занимаются производством непищевого ПЭТ, в частности, ориентированного на потребителей из фарминдустрии.
Отметим, что во всем мире ПЭТ используется и при изготовлении упаковки для медикаментов. Дело в том, что ПЭТ-упаковки для таблеток устойчивы к давлению и ударам, что дает им большое преимущество перед традиционными стеклянными, и обладают низкой проницаемостью для кислорода. ПЭТ-емкости также зачастую используются для сбора и хранения крови пациентов. Еще одной непищевой сферой применения ПЭТ является косметическая отрасль. Помимо самих баночек и тюбиков, производители изготавливают из полимера насосы-дозаторы с узким носиком, кнопочные распылители, колпаки под спрей, не говоря уже про крышки для них любого размера. В России пока тоже не развито изготовление и ПЭТ-волокна. В мире на него приходится около 70-80% всего производства ПЭТ, в нашей же стране его только собираются выпускать в промышленных масштабах.
Прочность текстильных искусственных волокон гораздо выше, чем у нитей из натурального сырья, поэтому из них все чаще изготавливают рабочую одежду, шторы и жалюзи, линолеум, обои и подвесные потолки, рыболовные снасти и паруса. Потребление полиэфирных волокон и нитей в России в 2013 году, по данным главы лоббистов АРПЭТ Виктора Керницкого, составило 186 тыс. тонн (в 2012 г. – 207 тыс. тонн), импорт со 155 тыс. тонн снизился до 133 тыс. Ухудшение показателей объясняется тем, что в России осталось очень мало переработчиков полиэфиров. Что касается готовой продукции, то ежегодно в страну поставляется около 1,5 млрд м2 материалов на основе полиэфира, и за последнее десятилетие их использование выросло в два раза. Планируется, что к 2017 году завод по выпуску 200 тыс. тонн год полимера и штапельных волокон на его основе будет открыт в Ивановской области. Также предприятие собирается наладить выпуск нетканых материалов, утеплителей для дома, укрывных материалов, пароизоляции, тканей на основе полиэстера. Однако, несмотря на заявления владельцев будущего завода о его скором запуске, пока никаких существенных шагов по его строительству предпринято не было. Активный интерес к этому бизнесу проявляет и СИБУР.
В середине апреля гендиректор компании Дмитрий Конов заявил, что он «рассматривает возможность перепрофилирования части мощностей «Сибур-ПЭТФ» по выпуску пищевого ПЭТФ на производство волоконного ПЭТФ». По его словам, целесообразно создавать новые проекты мощностью не менее 100 тыс. тонн в год, но российский рынок в настоящее время не испытывает таких потребностей. Емкость российского рынка волоконного ПЭТФ в компании оценивают в несколько десятков тысяч тонн. Но если рынок пищевой продукции в России можно считать довольно развитым, то косметический и парфюмерный создается в основном за счет импорта.
Поэтому возможности развития отечественных ПЭТ-производителей в этом секторе ограничены, говорят эксперты. Кроме того, развитию нетрадиционных направлений препятствует и сами правила игры, господствующие на рынках. Так, российский бизнес в дорожном строительстве и монолитном домостроении, по словам главы АППП Юрия Савкина, ориентирован на увеличение производства и потребление бетона, песка и гравия. Это и становится причиной незаинтересованности в новых технологиях. При этом строительные компании научились лоббировать свои интересы гораздо лучше. Так что вытеснение полимерами традиционных материалов не обойдется без жесткого противостояния, к которому отрасли нужно быть готовой.