Герой нашего времени

Герой нашего времени

Представляем уникальную «умную» машину, произведенную компанией «Промобот». Это – один из самых успешных сегодня российских проектов в сфере робототехники.

Что нужно для удачного высокотехнологичного проекта: серьезные инвестиции, крепкая R&D-база, столичная прописка? Создатели компании «Промобот» опровергают все эти утверждения. Проект родом из Перми, его придумали вчерашние студенты, а вложения в него на первом этапе составили всего 300 тыс. руб. Оказалось, что нужны только хорошая идея и желание воплотить ее в жизнь.

Роботы под маркой Promobot продаются в 25 странах. Этим летом были достигнуты договоренности о поставках более 100 машин в Бразилию, Канаду, Румынию, Кувейт и Германию. Общая стоимость соглашений – 2 млн долл. А еще роботы-ассистенты Promobot вскоре могут появиться в США – заключен контракт на поставку 2,8 тыс. машин

Сегодня этот проект известен не только в России, но и далеко за ее пределами – роботы под маркой Promobot продаются в 25 странах. Этим летом были достигнуты договоренности о поставках более 100 машин в Бразилию, Канаду, Румынию, Кувейт и Германию.

Общая стоимость соглашений – 2 млн долл. А еще роботы-ассистенты Promobot вскоре могут появиться в США – заключен контракт на поставку 2,8 тыс. машин с компанией Intellitronix, которая станет их эксклюзивным дистрибьютором на американском рынке. Стоимость пятилетнего контракта оценивается в 56,7 млн долл. Совсем неплохо для бизнеса, вся история которого укладывается в одну пятилетку.

Продавец роз

Все началось в 2013 году. На пятом курсе Пермского политехнического университета трое студентов – Олег Кивокурцев, Игорь Еремеев и Максим Утев – занимались проектами в сфере робототехники. На одной из конференций в 2014 году они познакомились с бизнес-ангелом Алексеем Южаковым, и он предложил молодым инженерам заняться созданием сервисных роботов.

До этого Алексей Южаков посетил большое количество выставок по всему миру и обратил внимание, что сервисные роботы, которые могут работать в местах повышенного скопления людей (например, в банках, аэропортах, на вокзалах), – это новый тренд. Такие машины могут передвигаться по залу, информировать посетителей о существующих услугах и сервисах, а также общаться с человеком и отвечать на его вопросы.


Команда создателей слева направо: Еремеев, Южаков, Кивокурцев, Чугунов, Утев

На изготовление прототипа ушло четыре месяца. Ребята заперлись в гараже на окраине Перми, вокруг автосервисы, мебельные производства. «Все соседи активно помогали высокотехнологичному стартапу: делились материалами, инструментами, даже ездили в магазины за деталями, которых не хватало», – рассказывает Олег Кивокурцев.

Работа началась с концепции проекта: функции, дизайн, оснащение, характеристики. Изучили западный опыт – уже представленные на рынке машины, придумали, как робот должен выглядеть, каким образом он будет распознавать речь и лица людей, как должен передвигаться, каким экраном для демонстрации промоматериалов должен быть оснащен.

Следующие три месяца Олег, Игорь и Максим показывали прототип двум десяткам компаний и с половиной из них заключили договоры поставки – вызвала интерес необычная идея сама по себе. Первый Promobot поступил в цветочный магазин – он ездил по торговому залу и говорил покупателям: «Кто розы покупает, тот весь день благоухает». Благодаря нетривиальному маркетинговому ходу продажи выросли более чем втрое.

Фитнес для робота

Изучив обратную связь, разработчики поняли, что робота нужно, что называется, довести до ума. Например, сделать его более функцио­нальным, мобильным и компактным. Помогло не только развитие «мозга», то есть совершенствование программного комплекса, но и «физкультура» – развитие «тела» робота.

Общение человека и машины выглядит следующим образом. На корпусе расположен интерактивный жидкокристаллический дисплей – здесь представлена вся основная информация, которая может заинтересовать пользователя. Но если бы у робота был только этот сервис, то он мало чем отличался бы от обычного информационного киоска. Поэтому Promobot оборудован также системой микрофонов, записывающих звук, и видеокамер, служащих, например, для распознавания лиц.


Пермское производство самого популярного роботизированного помощника для выставок в России

Promobot считывает звуковую или видеоинформацию и отправляет ее на сервер распознавания, где специальная программа делает, например, из аудиофайла текстовый документ. Каждое слово прогоняется через две лингвистические базы: специализированную (она сформирована с учетом того, какие именно функции машина выполняет) и общую. В случае необходимости дополнительные сведения робот ищет в интернете. Ответ он произносит синтезированным голосом, беря его из лингвобазы (хранилища фраз), и дублирует свою реплику на экран, сопровождая иногда забавным видео или песней. Для того чтобы дать ответ, роботу требуется две секунды, быстрее, чем отвечают некоторые люди.

Важное отличие робота от других подобных сервисов, например тех же информационных киосков, – это не только способность анализировать информацию и общаться, но и двигаться. Машина расположена на мобильной платформе, в ее «тело» вмонтированы ультразвуковые датчики, позволяющие преодолевать препятствия, например объезжать людей.

 «Скелет» выполнен из металла, а сам корпус – из АБС-пластика. «Этот материал выбран за оптимальное соотношение эластичности и ударопрочности», – говорит Олег Кивокурцев.

«Сейчас, – добавляет он, – идет работа по снижению стоимости корпуса». Для этого, например, планируется полная автоматизация процессов обрезки деталей, а также внедрение технологии, позволяющей избавиться от этапа финишного нанесения покрытия.

Кроме того, компания хочет перерабатывать отходы производства от формовки с помощью горячего литья под давлением, благо пластик позволяет все до последней «крошки» пускать в дело.

«Все перечисленные пункты в совокупности позволят получать корпус, обладающий необходимыми характеристиками, с меньшими затратами, а в перспективе – также заменить некоторые токарные и не несущие детали каркаса», – говорит Олег Кивокурцев.

На 80% русский

Сейчас на рынке представлено уже четвертое поколение «умной» машины. В числе ее достоинств, например, возможность интеграции внешними системами и устройствами, что позволяет полностью подстраиваться под задачи заказчика.

Так, для работы консьержем робот «стыкуется» с системой учета постояльцев и посетителей, оснащается карточным диспенсером, чтобы выдавать пропуска, а для ретейла – с системой учета товаров. Причем Promobot может не просто отвечать на вопросы об ассортименте, но и советовать покупателю тот или иной товар. А если поднести к его «лицу» товар со штрихкодом, то он назовет его характеристики и цену.

«С каждым новым клиентом сфера применения наших машин расширяется. Рождаются новые потребности, которые удовлетворяются новыми разработками», – говорит Олег Кивокурцев. Например, был создан робот-полицейский, который в будущем году может поступить на службу в органы правопорядка в странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. А в июле 2018 года первый такой Promobot уже отправился в качестве «пилота» служить в Казахстан.

Пермские роботы на 80% состоят из отечественных комплектующих

Проект Promobot сложно назвать уникальным: похожие машины есть и в России, и за рубежом. Так почему же именно он стал успешным? Олег Кивокурцев называет несколько факторов. Во-первых, качество программных решений – систем распознавания лиц, речи, навигации. Во-вторых, открытая программная платформа, благодаря чему для робота можно создавать уникальные приложения, в рамках которых прописывать сценарии взаимодействия, актуальные для конкретного бизнеса или отрасли, встраивать внешние устройства, такие как банковские терминалы, сканеры документов, чековые принтеры и т.д.

И, конечно, доступная цена. Российский робот стоит недешево (в рознице – более 1 млн руб. в максимальной комплектации), но аналоги из США и Европы еще дороже. Компания сотрудничает в основном с местными партнерами – роботы на 80% состоят из отечественных комплектующих. Это не голый патрио­тизм, а прагматизм: Олег Кивокурцев говорит, что в России делать таких роботов дешевле, чем в других странах. Возможно, этот опыт мотивирует и других производителей.

Юрий Сушинов

почитать еще
Скользкая тема

Скользкая тема

Химические реагенты – один из немногих способов борьбы с гололедом. Но противников у них не меньше, чем сторонников. Считается, что реагенты разъедают обувь, детали машин, корни растений. А нынешней зимой из-за резких перепадов погоды и постоянной «проливки» улиц претензий стало еще больше. «Нефтехимия РФ» решила разобраться, насколько обвинения оправданны и какие вообще есть варианты борьбы с гололедом.

читать полностью
«Бакалавры не очень-то и нужны»

«Бакалавры не очень-то и нужны»

Наступает пора вступительных испытаний в вузы. Статистика свидетельствует: интерес абитуриентов к химическим специальностям в последние годы не растет. Но зато приходят действительно лучшие, уверен Валерий Лунин, академик Российской академии наук, декан химического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В интервью «Нефтехимии РФ» он рассказал, как ведет подготовку специалистов-химиков ведущий вуз страны.

читать полностью
Союз формы и функции

Союз формы и функции

«Вещь есть пространство, вне коего вещи нет», – сказал поэт Иосиф Бродский. Но почему это пространство ограничено привычными рамками? К примеру, как выглядел бы треугольный телевизор? «В массовом производстве – никак», – уверены промышленные дизайнеры. Форма и функция должны идти рука об руку, хотя пластики и композиты расширяют границы дозволенного.

читать полностью