Есть или не есть?

Есть или не есть?

Российские исследователи работают над созданием съедобного пластика, но в массовую продажу он может пойти еще нескоро.

В марте этого года СМИ, как отечественные, так и зарубежные, взахлеб писали о том, что в Бразилии ученые создали съедобную полимерную пленку для пищевых продуктов. Новость подавалась практически как сенсационная. Про два весьма существенных «но», правда, умалчивалось. Первое: подобные разработки ведутся во многих странах мира, и уже создан не один прототип съедобной упаковки. Второе: в промышленных масштабах ее производство пока никто не запустил.

Сама по себе идея выглядит привлекательно. Представьте, купили вы пачку пельменей, принесли домой, вскипятили кастрюлю воды и забросили в нее продукт. Прямо в упаковке. Воду перед этим не солили, не перчили, вообще никаких приправ не добавляли. Однако получили в итоге отличный бульон, с которым, собственно, пельмени и употребили. Или, например, решили перекусить пиццей – тоже покупной. Поставили ее прямо в упаковочной пленке в духовку и через несколько минут получили готовое блюдо. Пленка же расплавилась и превратилась в томатный соус.

Фантастика? Отнюдь. Но от массового производства отделяет один, хотя и большой, шаг. Ученым осталось придумать, как сделать, чтобы упаковка нового поколения была не только съедобной, но также доступной по цене и в целом привлекательной для потребителя.

На вкус и цвет

В августе прошлого года команда ученых Астраханского государственного технического университета запатентовала способ, позволяющий получить водорастворимую биодеградируемую упаковочную пленку. Как поясняет один из авторов изобретения, Альберт Нугманов, созданный материал на 90% состоит из вкусового наполнителя: «Это может быть натуральный сок с мякотью для упаковки замороженных фруктов или же настоящий мясной бульон для сосисок… Да все что угодно. Помимо всего прочего, у такой биоразлагаемой пленки несколько иная воздухопроводность по сравнению с полиэтиленом, это позволяет на 7–10% лучше сохранять пищевые продукты». По его мнению, новинка может быть весьма полезна, так как, помимо вышеописанных качеств, съедобной пленке можно задавать различные эстетические параметры – цвет, толщину и даже определенный рисунок, выполненный с помощью пищевых красителей. (Согласно патенту на изобретение, в состав материала входят альгинат натрия, глицерин, витамин С и вкусовые добавки. –Ред.) Новая упаковка может пригодиться сельхозпроизводителям, став, например, альтернативной воску, которым покрывают фрукты, подлежащие длительному хранению. Астраханский материал в виде особого состава можно нанести на плоды, после чего формируется защитная оболочка, которую легко смыть водой. В отличие от воска, российское покрытие съедобно, и если даже будет не полностью смыто, то вреда не принесет.

У регулирующих и контролирующих органов к съедобной пленке возникнет множество вопросов
Над созданием съедобных упаковочных материалов нового поколения работают и в лаборатории биологической защиты сырья и продуктов питания Московского государственного университета прикладной биотехнологии. «Когда мы говорим о столь амбициозной задаче, то, как правило, первый вопрос, который нам задают: «А чем ваши упаковочные материалы будут отличаться от пленок «предыдущих поколений»? – рассказывает Елена Казакова, доцент столичного университета. – Вопрос закономерный. Дело в том, что самые распространенные пленки – из той же сои – имеют как преимущества, так и серьезные недостатки. Пленки из соевого белка без добавления пластификаторов – очень хрупкие». Для придания прочности их погружают в раствор ацетата натрия, затем промывают соленой водой и в финале процесса добавляют пластификатор. «В его роли обычно выступает пропандиол или глицерин. Кислородопроницаемость у пленок, изготовленных подобным образом, мала, что хорошо для упаковочной продукции, а вот паропроницаемость слишком большая, и это сильно ограничивает возможность их использования и значительно сокращает сроки хранения продуктов», – говорит эксперт.

Ученым университета, по ее словам, важен высокий уровень эксплуатационных характеристик упаковочных материалов будущего: низкая газопроницаемость, достаточная прочность (не ниже, чем у полиэтилена), экологическая безопасность, хорошая формуемость, а также обеспечение микробиологической безопасности. «Наше ноу-хау – упаковка на основе алоэ вера для хранения мясных продуктов, которая обладает превосходными бактерицидными и противогрибковыми свойствами. В настоящее время она находится на стадии испытаний», – добавляет Елена Казакова.

Дорогое удовольствие

В конце прошлого года астраханский проект выиграл грант Всероссийской программы «Старт», которую проводит Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника). В рамках этой программы малые предприятия могут получить трехлетнее финансирование проектов на общую сумму до 6 млн руб. Ученые получили 1 млн руб. – на год работы. «Сейчас мы имеем базовую технологию и лабораторный образец исходного продукта. Наша задача – подобрать соответствующую технологию, которая позволит нам не в лабораторных, а в производственных условиях получить образцы для малосерийного производства, – делится планами Альберт Нугманов. – Средства, полученные по гранту, мы направим на это. Предстоит понять, какое оборудование нам необходимо для производства, и провести НИОКР по проекту».

Инвестиции – далеко не последний вопрос в судьбе любых инновационных разработок, в том числе и тех, о которых идет речь. По утверждению Альберта Нугма нова, потенциальные инвесторы у проекта есть. Это, например, астраханская компания «Современная быстрая кухня», которая занимается сбором и заморозкой овощей. Свой интерес есть и у сельхозпроизводителей из Краснодарского края. Но любому инвестору необходимы гарантии того, что его вложения рано или поздно окупятся и принесут прибыль. Пока же астраханцы рассчитывают, что год работы в рамках гранта будет продуктивным и исследования принесут ожидаемый результат. Тогда они смогут получить дальнейшее финансирование в рамках программы «Старт». Успешные изыскания позволят потенциальных инвесторов превратить в реальных.

5.jpg

«Экономическая составляющая – пока серьезная проблема для нас, – признает и Елена Казакова. – Мы проводим всесторонние, в том числе затратные, испытания. К счастью, наши разработки уже были представлены на различных выставках и заинтересовали производителей упаковочной и пищевой продукции. Мы ведем переговоры с потенциальными инвесторами. Я думаю, что после прохождения необходимых процедур и испытаний мы сможем предложить им запатентованные, экономически выгодные разработки».

Но полиэтилен, как и полипропилен, с которым, по сути, и собираются конкурировать съедобные материалы нового поколения, – противник весьма серьезный. Его бесспорное преимущество – дешевизна. «По цене мы вряд ли сможем конкурировать с производителями полиэтилена, – рассуждает Альберт Нугманов. – Если примерная стоимость стандартной полиэтиленовой упаковки размером с лист А4 – 15 коп., то наша упаковка аналогичного размера будет иметь стоимость в районе одного рубля».

Высокая цена – это одна из основных причин, из-за которых в обозримом будущем подобные технологии не получат широкого распространения. Еще одна проблема связана с тем, что их необходимо для начала просто узаконить. И этот процесс вряд ли будет простым. По мнению Михаила Орлова, заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, у регулирующих и контролирующих органов к съедобной пленке возникнет множество вопросов. «С одной стороны – это упаковка, а значит, требования к ней должны определяться техническим регламентом таможенного союза «О безопасности упаковки», – поясняет он. – Однако, если мы ведем речь о съедобной упаковке, то логично, что ее свойства должны отвечать требованиям к пищевым продуктам. А это уже совершенно другой регламент. В то же время, если рассматривать упаковку как пищевой продукт, то и ее свойства защиты основного продукта от внешних факторов нельзя сбрасывать со счетов». И получается, что такая продукция требует отдельного регламента, учитывающего и то, что она пригодна для употребления в пищу, и то, что это упаковка с барьерными свойствами. «Пока такого регламента нет. Насколько я знаю, он находится на стадии разработки. Поэтому пока съедобные упаковочные материалы проверяют исходя из регламентов, регулирующих требования к пищевым продуктам», – уточняет Михаил Орлов.

«Если упаковка может быть еще и съедобной, то почему бы и нет?» – говорит Андрей Загорский, член экспертного совета Национальной конфедерации упаковщиков, профессор Высшей школы менеджмента СПбГУ. Однако он добавляет, что пока сложно говорить о массовом производстве товара и разработчикам стоит задуматься над его уникальными свойствами. «Выиграет продукция, себестоимость которой окажется ниже, а потребительские свойства – более востребованными. Например, если наши российские ученые сделают материал, который обеспечит более длительное хранение, то они «отобьют» инвесторов в том числе у зарубежных конкурентов. Поскольку срок хранения – это один из самых важных параметров, в его продление даже на день производители готовы вкладывать миллионы долларов. Эта та характеристика упаковки, которая способна минимизировать им убытки», – говорит он.

Исходя из этой логики получается, что наделение дополнительными свойствами новой съедобной упаковки может до определенной степени сгладить даже расхождения по цене с традиционными аналогами. Однако вот вопрос: на самом деле съедобный и обыкновенный пластик – это потенциальные конкуренты или компаньоны? Те же пельмени, запечатанные в пленку-бульон, придется во что-то завернуть. Ведь она сама будет нуждаться в защите от пыли, грязи, воды в процессе транспортировки и хранения.


Елена Казакова, доцент Московского государственного университета прикладной биотехнологии:

«Одна из проблем, стоящих на пути внедрения съедобных пластиков, – это их гигиенические свойства. Требуется ли для такой упаковки еще одна упаковка? Проблему бактерицидных свойств съедобной тары сегодня решают различные компоненты – такие, как алоэ вера или эфирные масла, которые мы планируем сделать базой для дальнейших разработок. Те упаковки, которые лишены бактерицидных и фунгистатических компонентов, безусловно, потребуют фасовки продуктов в дополнительные материалы. Однако прошу заметить, что это вовсе не обязательно в том случае, если съедобная упаковка будет удалена перед употреблением продукта. Ведь ее съедобность вовсе не означает, что она перестала быть упаковкой, которую можно при желании удалить и выкинуть».


 shutterstock_236138656.jpg  

Есть идея

В 2012 году американский биоинженер Дэвид Эдвардс разработал упаковочную пленку Wikicells, изготовленную на основе овощных или фруктовых пюре с добавлением спирта, растительного масла, жирных кислот. Технология WikiCells напоминает естественные оболочки вроде кожуры овощей и фруктов. В съедобную упаковку можно помещать йогурты, соки, мороженое и прочие жидкие и полужидкие продукты. Съев или выпив содержимое, можно «закусить» тарой. А японская компания MonoSol создала упаковку Vivos Edible, которая способна растворяться в воде, не оставляя после себя ни вкуса, ни запаха, ни цвета. Разработчики предлагают упаковывать в нее овсянку, супы, соусы, растворимый кофе и горячий шоколад.


Мария Яковлева, Наталья Шпынова


почитать еще
Скользкая тема

Скользкая тема

Химические реагенты – один из немногих способов борьбы с гололедом. Но противников у них не меньше, чем сторонников. Считается, что реагенты разъедают обувь, детали машин, корни растений. А нынешней зимой из-за резких перепадов погоды и постоянной «проливки» улиц претензий стало еще больше. «Нефтехимия РФ» решила разобраться, насколько обвинения оправданны и какие вообще есть варианты борьбы с гололедом.

читать полностью
«Бакалавры не очень-то и нужны»

«Бакалавры не очень-то и нужны»

Наступает пора вступительных испытаний в вузы. Статистика свидетельствует: интерес абитуриентов к химическим специальностям в последние годы не растет. Но зато приходят действительно лучшие, уверен Валерий Лунин, академик Российской академии наук, декан химического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. В интервью «Нефтехимии РФ» он рассказал, как ведет подготовку специалистов-химиков ведущий вуз страны.

читать полностью
Союз формы и функции

Союз формы и функции

«Вещь есть пространство, вне коего вещи нет», – сказал поэт Иосиф Бродский. Но почему это пространство ограничено привычными рамками? К примеру, как выглядел бы треугольный телевизор? «В массовом производстве – никак», – уверены промышленные дизайнеры. Форма и функция должны идти рука об руку, хотя пластики и композиты расширяют границы дозволенного.

читать полностью