Защита светом
В прошлом году в России произошло около 52 тыс. дорожно-транспортных происшествий с пешеходами, погибло 4,8 тыс. человек. Такие аварии – вторые по распространенности на наших дорогах, больше людей гибнет только при прямом столкновении транспортных средств. Снизить риск может использование светоотражающих элементов.

Нанесение спрея – игровой момент, это может быть интересно детям
В Северной Осетии недавно прошла акция «Отражение» с дошкольниками. «Основная доля наездов со смертельным исходом приходится на темное время суток, когда водитель не в состоянии увидеть вышедших на проезжую часть людей», – сообщила региональная ГИБДД
В 2015 году были приняты поправки в Правила дорожного движения, по которым при переходе дороги и движении по обочинам в темное время суток вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами. Штраф невелик – 500 руб., но ценой может быть нечто большее.
ГИБДД работает с автопроизводителями и рекомендует через акции, которые они проводят под своими брендами, подумать об обеспечении автомобилистов световозвращающими жилетами, элементами в виде брелоков, браслетов. «Эти аксессуары могли бы прилагаться к автомобилям при продаже, как аптечка, домкрат и знак аварийной остановки. На первый взгляд это может показаться незначительным, но с чего-то нужно начинать», – говорит руководитель автоинспекции Виктор Нилов.
Большинство регионов обеспечивают финансирование закупок светоотражающих средств для школьников. «Однако добиться их постоянного ношения детьми непросто», – говорит Виктор Нилов.
Существуют две группы световозвращающих элементов: съемные и несъемные. Первые из них обычно делают на ПВХ-основе – это изделия, которые крепятся к одежде, сумкам, детским коляскам, велосипедам и т.д. Несъемные элементы на тканевой основе традиционно применяются в спецодежде сотрудников полиции, врачей скорой помощи, железно- и автодорожных рабочих и тех, кто находится продолжительное время около проезжей части. Актуально их применение в детской и подростковой, спортивной и туристической одежде и обуви. Бывают в одежде для детей специальные нашивки в виде ярких картинок из мультиков.
Но, несмотря на богатый выбор, многие игнорируют как съемные, так и несъемные элементы, считая, что их неудобно использовать. Поэтому для обозначения пешеходов на дорогах придумали новый формат отражателей – специальный спрей, частицы которого легко наносятся на любую поверхность.
Финны использовали маркировку оленей светоотражающими метками из-за аварий на дорогах
Изначально финны использовали маркировку оленей светоотражающими метками из-за многочисленных аварий на дорогах с участием этих животных, которых сложно было разглядеть в ночи. Им красили рога люминесцентной краской, а на дорогах развешивали специальные знаки. В 2015 году Volvo предложила новый продукт – световозвращающую краску Life Paint, позволяющую «окрашивать» велосипедистов и бегунов. Слоган рекламной кампании продукта был прост: «Лучший способ выжить в аварии – не попасть в аварию».
В России аналогичный по сути продукт – проект Stardust – предложила вниманию жюри на конкурсе стартапов Forbes «Школа миллиардеров» кировская команда Вятского государственного университета (ВятГУ) – Сергей Саутин и Екатерина Щеголева. «Изучив существующие технологии, мы придумали идею светоотражающего спрея, который был бы прост и удобен в использовании и выполнял важную функцию обеспечения дорожной безопасности», – говорит Екатерина Щеголева.
В состав спрея входят полимеры, выполняющие адгезивную функцию. В основе – технология возвращения, по которой свет от обработанной поверхности возвращается по направлению к источнику, обеспечивая минимальное рассеивание луча и хороший коэффициент отражения. По словам авторов, спрей полностью безопасен и не оставляет следов на одежде. «Надеемся, что наша разработка внесет свою положительную лепту в тревожную статистику ДТП», – добавляют они.
Благодаря конкурсу Forbes российским проектом светоотражающего спрея заинтересовался директор Pixonic Филипп Гладков (его компания занимается разработкой мобильных игр). Уже в апреле продукт планируется вывести на рынок. «Начнем с интернет-продаж, дальше будем выстраивать дилерскую сеть по России и планировать выход на мировой рынок», – говорят разработчики Stardust.
По мнению президента Ассоциации автомобилистов Максима Забалуева, спрей удобнее съемных световозвращающих элементов: «Некоторые из них, например фликеры (мигающие элементы. – Прим. ред.), могут потеряться или быть не видны за одеждой. В данном случае спрей, учитывая широкую площадь нанесения, будет более эффективен». Кроме того, нанесение спрея – игровой момент, это может быть интересно не только родителям, но и детям, а именно их сложнее всего уберечь от происшествий на дорогах. «Для детей это будет и забавно, и полезно. Однако, как я понимаю, после стирки спрей исчезает, поэтому надо обязательно контролировать, сколько его осталось на одежде, чтобы он был эффективен», – добавил Максим Забалуев.
Варвара Фуфаева,
Мария Богородская