«Импортозамещение – и лозунг, и реальность»

«Импортозамещение – и лозунг, и реальность»

Виктор Черномырдин, возглавлявший российское правительство в 1990-х, то есть в весьма сложный с точки зрения экономики период, однажды емко сформулировал природу кризиса: «Отродясь такого не было, и вот опять».

Экономические кризисы болезненны и цикличны. Но уже давно замечено, что приносят с собой они как проблемы, так и возможности.  На свой корпоративный форум СИБУР пригласил ключевых партнеров, чтобы они поделились не только наблюдениями, но и рецептами повышения эффективности работы в кризис. Как выяснилось,  некоторые компании уже сориентировались в ситуации и получили выгоды как от девальвации рубля, так и от сокращения доли импортной продукции на рынке.  А выход многие видят в развитии клиентоориентированных сервисов.

Сергей Колесников,
президент корпорации «ТехноНИКОЛЬ»
– Экономика России проходит через сложный период, что ни для кого не является секретом. Звучит много пессимистичных оценок, хотя я надеюсь, что ситуация не будет столь плохой, как говорят некоторые аналитики и пишут деловые СМИ. Для нашей компании, например, довольно удачным был I квартал текущего года, когда отчасти благодаря девальвации и привлекательным рублевым ценам удалось ощутимо нарастить физические объемы экспорта.

Хотя должен отметить, что низкие цены – не панацея. Мы начали работать на внешнем рынке в 2007 году, у нас тогда тоже были вполне конкурентоспособные цены. Однако для продвижения продукции потребовалась еще большая работа, мы много встречались с клиентами, выстраивали контакты и только таким образом смогли получить результат.

Поэтому сейчас, когда говорят о сложной экономической ситуации, я предлагаю обратить внимание на поиск возможностей роста, например на развитие клиентоориентированных сервисов. Эта тема актуальна всегда, но в кризис она естественным образом выходит на первый план. И здесь необходима концентрация усилий на всех уровнях. Как говорил один из руководителей Louis Vuitton: «Когда у компании кризис – пора боссам вставать и ехать к клиентам». Недавно я был в Норвегии, где мы провели форум для ключевых потребителей. Такие мероприятия повышают лояльность не только потому, что мы можем вживую ответить на все вопросы, но и потому, что мы сами так лучше понимаем интересы клиентов и меняем свою работу. Например, клиенты выразили огромное желание при закупке разных продуктов получать их одной партией, буквально в одном грузовике. Поэтому мы создаем региональные распределительные центры, где продукция будет комплектоваться для отправки покупателю.

В вопросах, связанных с развитием клиентоориентированных сервисов, нам есть чему поучиться у наших западных коллег. Некоторое время назад наша компания приобрела активы в Италии, и мы увидели, как там менеджеры работают со своими клиентами. Оказалось, что имеет место синергия рыночных и человеческих факторов. Италь­янцы дружат с покупателями, а когда мы предложили привлекательные цены, они смогли привлечь не только местного потребителя, но и клиентов из других стран, например Франции, Чили, Ямайки.

Еще один элемент, на который мы обращаем особое внимание, – повышение производительности труда. Нам удалось в последние годы добиться серьезного результата в этой области. Сейчас производительность на наших предприятиях в России примерно вдвое выше, чем в той же Италии. Так что где-то мы у них учимся, а где-то, наоборот, сами учим работать.


Шота Хабелашвили,
генеральный директор компании «Мосстрой-31»
– Я могу говорить не только от лица компании «Мосстрой-31», но и от имени Ассоциации производителей и поставщиков пенополистирола, которую также представляю. Фиксируется небольшой спад, но у нас есть надежды на II полугодие и на будущий год. Мы пониманием, что ситуация в экономике сложная и это естественным образом отражается на положении дел в строительном секторе, от которого мы зависим. Однако кризис – не единственный вопрос, который нас сейчас беспокоит. Для нас важны также запущенные ранее программы по повышению энергоэффективности, которые вообще-то никто не отменял. И на этой теме хотелось бы остановиться более подробно.

Согласно действующей правовой базе и принятым на уровне правительства программным документам заданы вполне понятные ориентиры, предусматривающие поэтапное снижение энергопотребления в стране: на 15% с 2012 года, еще на 15% – с 2016-го и, наконец, к 2020 году мы должны улучшить показатель на 40%. Это более чем серьезные цифры, но пока можно констатировать, что выполнение намеченных планов идет с существенным отставанием. Нужно отдельно отметить состояние жилищного фонда. Если ориентироваться на заданные показатели по энергосбережению, то только в Московской области требуют утепления примерно 200 млн кв. м жилья, а по стране в целом – 3 млрд кв. м. Речь идет об огромных объемах работы и только по Подмосковью это ежегодно может дать дополнительное потребление примерно миллиона кубометров пенополистирола. И есть еще новое строительство – проведенные исследования показывают, что заданные требования по энергосбережению здесь также не выполняются. Все эти вопросы надо решать. Тем более что в кризис сокращение уровня энергопотребления для всех открывает широкие возможности по оптимизации издержек.


Мирон Гориловский,
президент группы «Полипластик»
– В настоящее время в России фонды коммунального хозяйства изношены примерно на 65%. И это средний показатель, в отдельных регионах износ достигает 80%. Вопрос реновации давно назрел, но при минимально необходимом уровне обновления 4–5% фондов в год реально модернизируется порядка 1,5%. При этом в условиях кризиса ситуация меняется к худшему, потому что первое, что съеда­ется в региональных бюджетах, – это, как известно, ремонтные фонды. Для нас это очень важно. Уже сейчас достаточно непростая ситуация сложилась со спросом на полиэтиленовые трубы, потому что здесь большая зависимость не только от выполнения ремонтных кампаний, но и от положения дел в строительной индустрии. У нас за I квартал продажи труб сократились примерно на 32% в натуральном выражении, а в целом рынок снизился более чем на 40%. И прогнозы на этот год довольно пессимистичные.

Никакой катастрофы на рынке производства автокомпонентов нет
Хотя потенциал роста у рынка очень хороший. Например, Америка и Европа потребляют по 10 кг полимерных труб на человека в год, а Россия – лишь 3–4 кг. Китай еще несколько лет назад был на нашем уровне, но нарастил показатель до 10 кг для своего 1,3-миллиардного населения. Нам надо смотреть в будущее. К сожалению, в России сейчас есть также проблема дефицита трубного полиэтилена и в структуре сырья у нас большую долю занимает импорт. Будем надеяться, что СИБУР благодаря расширению своих мощностей в 2019–2020 году сможет снять остроту вопроса.

Еще одна важная для нас тема – ситуация на автомобильном рынке. Очевидно, что продажи новых машин в этом году упадут относительно показателя 2014 года. Звучат разные оценки в диапазоне от 15 до 40%, то есть до 1,5–2,1 млн автомобилей. Консенсус-прогноз дает примерно 25% или 1,8–1,9 млн. Это значит, что внутреннее производство уменьшится примерно на 15% с учетом уже начавшегося снижения выпуска в прошлом году, а также потому, что в первую очередь все же уходит импорт.

Конечно, это неприятно для рынка, объем которого уже приближался к отметке в 3 млн автомобилей, однако, на мой взгляд, пока ситуация не является критичной. В том числе и для отечественной индустрии автокомпонентов, объем которой, в общем-то, относительно невелик – в пластике 100 тыс. тонн. Но при этом есть достаточно большой импорт композитных материалов (35 тыс. тонн в 2014 году) и готовых компонентов, поставляемых для отверточной сборки (еще около 32 тыс. тонн). То есть потенциал по этому рынку сохраняется, нам есть над чем работать. Импортозамещение – и лозунг, и реальность. Где-то это вполне возможно, потому что выгодно, особенно после девальвации. Поэтому никакой катастрофы на рынке производства автокомпонентов нет и, вероятнее всего, в ближайшее время не будет.


Юлия Румянцева,
генеральный директор компании «СИБУР Геосинт»
– Для нашей компании принципиально важна ситуация в сфере дорожного строительства. По итогам прошлого года могу отметить, что декларируемые планы по строительству новых дорог и приведению действующих трасс в нормативное состояние были выполнены в полном объеме. По этому году, к сожалению, есть элемент неопределенности, замораживают новые объекты, снижается финансирование капитальных ремонтов. Но в то же время есть отдельные значимые стратегические объекты дорожного строительства, которые будут выполнены.

По прошествии восьми месяцев 2015 года мы наблюдаем существенное снижение потребления геосинтетики, что подтверждается данными статис­тики в потребля­ющих секторах экономики как в автодорожном строительстве, так и по другим направлениям.

Однако не считаю, что стоит лишь ограничиваться констатацией угроз, необходим также поиск возможностей. Для нас хорошие перспективы открывает импортозамещение, мы можем предложить рынку современные и качественные отечественные продукты. Поэтому, несмотря на ощущаемое снижение объема продаж, мы уже сегодня видим структурные изменения в портфеле наших заказов и увеличение доли импортозамещающих продуктов.

Геосинтетические материалы в дорожной отрасли сейчас используются для решения различных задач, таких как армирование, разделение, фильтрация, дренирование, защита, гидроизоляция конструктивных слоев.

Мы стараемся создать задел на будущее. У нас есть соглашения о сотрудничестве с рядом проектных институтов и подрядных организаций, мы совместно прорабатываем вопросы, связанные с расширением практики применения современных материалов в дорожном строительстве.

Ольга Михайлова



почитать еще
Бизнес консолидатора

Бизнес консолидатора

В Санкт-Петербурге на полках супермаркетов появились необычные товары:
на их этикетках есть белая наклейка со словом «возврат». Это означает, что здесь же, в магазине, пустую тару можно сдать за вознаграждение.

читать полностью
Доверяй, но проверяй

Доверяй, но проверяй

История Ростеста началась 115 лет назад с открытия Московской проверочной палатки выдающимся нашим ученым Дмитрием Менделеевым. Сегодня это практически единственная в стране организация, реально проводящая испытания продукции. Специально для «Нефтехимии РФ» эксперты Ростеста пояснили, какой пластик можно считать безопасным.

читать полностью
Все по-крупному

Все по-крупному

Осенью 2016 года на строительную площадку ЗапСибНефтехима через грузовой порт Тобольска в числе прочего негабаритного оборудования  были доставлены две огромные стометровые колонны – один из ключевых элементов оборудования будущего нефтехимического гиганта СИБУРа. В том, как перевозят тысячетонные «детали», разбиралась «Нефтехимия РФ».

читать полностью