Борьба за литраж

Борьба за литраж

Наступающий 2018 год может неприятно удивить автомобилистов ростом цен на бензин, который будет связан с очередным повышением акцизов. Действенные способы снизить аппетит машины есть. Помочь здесь может нефтехимия.

Правильное масло

Все движущиеся части автомобильных двигателей находятся в постоянном контакте с моторным маслом, которое позволяет предотвратить быстрый износ рабочих поверхностей и отводит лишнее тепло. Есть специальные энергосберегающие масла, которые за счет различных модификаторов способны снизить трение и тем самым уменьшить аппетит двигателя в пересчете на пройденные километры.

Это не новая разработка. Над созданием энергоэффективных масел активно трудились еще в 1970-х, когда нефтяной кризис, спровоцированный ограничениями поставок арабских стран, привел к резкому росту цен на бензин на Западе. Причем если вначале выгода, получаемая за счет применения энергосберегающих масел, нивелировалась сокращением ресурса двигателя, то теперь производители решили эту проблему. Однако важно покупать масло, подходящее под конкретный двигатель и избегать контрафакт.

Данные о том, насколько энергосберегающее масло может быть полезно в плане экономии топлива, разнятся. Все зависит, конечно, от конкретной марки, от самого автомобиля, стиля вождения и многих других факторов. Но обычно эффект оценивается в пределах 5–10.

Экономии можно достичь и путем использования особых загущающих присадок. В результате вязкость масла начинает зависеть не только от температуры двигателя, но и от скорости перемещения слоев в пленке, что позволяет жидкости лучше адаптироваться к реальным условиям работы автомобиля.

Хорошая аэродинамика

Европейский этап Shell Eco-marathon прошел в мае в Лондоне и привлек внимание 25 тыс. зрителей. За приз соревновалась 171 команда из 29 стран. Победителем в категории двигателей внутреннего сгорания стала французская команда из Тулузы, болид которой смог проехать на литре топлива целых 684 км
Другой вид трения, от интенсивности которого зависит объем потребляемого топлива, проявляется при взаимодействии кузова с набегающим потоком воздуха. Чем выше скорость, тем больше влияние этого фактора.

Снизить потери помогает модификация стандартных элементов кузова с помощью установки деталей из пластика. Причем делается это как для снижения аэродинамического сопротивления, так и для нивелирования вихревых потоков, которые создаются некоторыми частями обшивки автомобиля при его движении. Если вначале «обвес» был уделом мастерских, то теперь многие решения (к примеру, дефлекторы окон) устанавливаются или сразу на заводе, или в салоне при продаже машины.

Помочь экономить топливо может сплиттер (рассекатель) переднего бампера. Он представляет собой дополнительную аэродинамическую плоскость, способствующую более рациональному распределению встречного воздушного потока между верхней частью автомобиля и его днищем. Кроме того, сплиттер увеличивает прижимную силу, воздействующую на переднюю ось, что повышает управляемость автомобиля на высокой скорости, а следовательно, безопасность вождения.

Пригодится и спойлер, который устанавливают на крышке багажника у седанов либо на задней двери у хэтчбеков. Данный элемент предназначен в первую очередь для того, чтобы перенаправлять встречный воздух вверх для устранения образующихся за машиной вихревых потоков и уменьшения сопротивления. Кроме того, он способствует умеренному увеличению прижимной силы на задней оси.

А вот массивные зад­ние антикрылья в случае борьбы за экономию топлива устанавливать не рекомендуется, поскольку создаваемая ими внушительная прижимная сила достигается за счет увеличения аэродинамического сопротивления.

«Зеленые» шины

Заметное влияние на эффективность машины оказывает правильный выбор резины. За рубежом тема также не новая. У нас ей особое внимание стали уделять после появления регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Там прямо обозначен ряд требований к резине, среди которых – коэффициент сопротивления качению. С его помощью определяется количество энергии, которую автомобиль затрачивает на преодоление неизбежных деформаций колес во время движения.

Разработкой энерго­сберегающей резины занимаются не только сами производители шин, но и поставщики сырья для них. Например, в России сейчас выпускается линейка шин Cordiant Comfort 2, которые созданы специально для экономных автомобилистов. «Снижение коэффициента сопротивления качению достигается за счет применения уникальной рецептуры протектора с использованием новых марок каучука ДССК, разработанного СИБУРом. Данный материал является модифицированным полимером, функциональные группы которого расположены по концам и вдоль молекулярной цепочки. Он позволяет значительно снизить так называемые гистерезисные потери, которые имеют место при деформации шины и составляют 90–95 от ее общего сопротивления качению», – прокомментировал производитель.

По словам представителей Cordiant, резина с низким коэффициентом сопротивления качению позволяет экономить до 0,7 л топлива на 100 км пути. Это не так уж и мало. Например, средний расход топлива у KIA Rio (лидер отечественного авторынка за девять месяцев этого года, по данным агентства «АВТОСТАТ») с объемом двигателя 1,6 л и механической коробкой передач в смешанном цикле составляет 6 л на 100 км пробега.

Пластиковая «диета»

Еще на заре автомобильной эры перед производителями встала задача максимального облегчить конструкцию автомобилей. Это позволяет улучшить их динамику, а также способствует экономии топлива, поскольку каждые дополнительные 100 кг веса могут увеличить аппетит машины до 5.

Большого прогресса в этом отношении удалось добиться благодаря использованию полимерных материалов, которые стали особенно популярны в 1970-х годах. И эта тенденция сохраняется. Если в 2000 году, по оценкам консалтинговой компании A.T. Kearney, среднестатистический автомобиль состоял на 63 из металла, то к 2020 году этот показатель снизится до 55. Доля пластика, напротив, вырастет c 14 до 18, резины – с 6 до 7. При этом машина «похудеет» с 1340 кг до 1100 кг.

Сегодня из полипропилена, характеризующегося хорошим сочетанием гибкости и износостойкости, делают изоляцию проводки, корпуса аккумуляторов, а также разнообразные заглушки и элементы облицовки салона. Полиэтилен – легкий и прозрачный – используется для выпуска разнообразных бачков, устанавливаемых в подкапотном пространстве, и элементов облицовки кузова. Из ABS-пластика делают корпуса боковых зеркал, колесные колпаки, панели управления и прочие делали, требующие большой твердости и жесткости.

Хороший стиль

«Прожорливость» машины зависит еще и от стиля вождения самого автомобилиста. Помимо необходимых водительских навыков, ему не помешает и правильно подобранная обувь, которая способствует их наилучшему применению.

Как показывает практика, для управления автомобилем наименее подходит обувь на высоком каблуке и ботинки на высокой, толстой и жесткой подошве, которые не позволяют плавно регулировать обороты двигателя. В качестве идеального варианта большинство экспертов называют обувь с гибкой, тонкой и нескользящей подошвой, сделанной на полиуретановой либо резиновой основе, которая позволяет наилучшим образом чувствовать педали. А в качестве дополнительных требований чаще всего называются узкий профиль и отсутствие сковывания голеностопного сустава.

А может быть чудо?


Расход топлива зависит даже от удобной обуви автомобилиста
Все приведенные выше советы показывают, что начать экономить топливо не так сложно, как кажется на первый взгляд. И есть решения, позволяющие реально добиться нужного результата. Впрочем, экономия за счет масла требует выбора правильных марок и регулярной его замены, правильное вождение – изменения стиля жизни или наличия сменной обуви, «зеленая» резина – тщательного изучения огромного многообразия существующих предложений для выбора лучшего варианта. А всегда хочется чего-то простого и дешевого.

Есть такие устройства – экономайзеры, – которые вроде бы должны решать задачу экономии топлива сами, без активного участия человека. Всего-то нужно установить экономайзер в автомобиль и забыть о нем – так гласит реклама. Но правда ли это? «К различным магнитным, электронным и прочим экономайзерам, которые широко рекламируются в качестве средств для улучшения экономичности автомобилей, я бы не стал относиться слишком серьезно. Дело в том, что если бы это действительно работало (а продавцы заявляют экономию чуть ли не в 30разом), то автопроизводители сами бы с удовольствием включили данные устройства в конструкцию своих автомобилей, чтобы получить преимущество перед конкурентами», – говорит Андрей Сотсков из MADI eco-team.

Как нефтехимия помогает экономить*


* Ориентировочное снижение расхода топлива, точные значения зависят от характеристик автомобиля.

600 км за литр

Экономия топлива является не только мечтой водителей, которые не хотят переплачивать, но и главной задачей участников ряда спортивных соревнований. Наиболее престижным из них является Shell Eco-marathon, в котором уже пять лет принимает участие команда Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ).

MADI eco-team образовалась в 2012 году из выпускников вуза. «Нас вдохновляла возможность внедрения новых технических решений при постройке болида. Среди отличительных особенностей наших машин я бы выделил использование очень легкого кузова-монокока, который позволяет снизить вес всей конструкции до 30 кг. Все несущие функции в нем выполняет внешняя оболочка, что исключает необходимость в дополнительных элементах каркаса», – рассказывает капитан команды Андрей Сотсков.

Второй важный момент – аэродинамика, в методах совершенствования которой участники Shell Eco-marathon практически не ограничены правилами. Здесь команда МАДИ добилась очень хорошего результата – коэффициент аэродинамического сопротивления ее болида составляет всего 0,1 (для сравнения: у лучших представителей серийных автомобилей – 0,2).

Третий компонент успеха – колеса. «Их делают непосредственно для наших соревнований. Помимо хорошей резины, обладающей низким коэффициентом сопротивления качению, у наших колес керамические подшипники ступиц, позволяющие обеспечить максимальный накат. Развитие данного направления очень эффективно. Например, победитель прошлого сезона – французская команда Polytech Nantes – показал настолько совершенные подшипники, что если вывесить колесо их автомобиля и легко крутануть его рукой, то оно будет безостановочно вращаться до 20 минут», – рассказывает Андрей Сотсков.

Безусловно, результаты соревнования в немалой степени зависят и от мастерства пилотов, поскольку любое отклонение от идеальной траектории трассы или чрезмерное торможение могут легко свести на нет все усилия. Но если ошибок нет, то итог гонки может быть действительно впечатляющим. В сезоне-2017 MADI eco-team улучшила свой результат со 192,7 км до 238 км, пройденных на 1 л топлива. «Наша цель – войти в число лучших команд и проехать порядка 600 км на литре», – говорит Андрей Сотсков.

Источник: www.madieco.com

Советы бывалого

Когда все сделано правильно, можно начинать оттачивать свои навыки экономичной езды, тем более что тут есть интересные достижения. Так, в 2011 году журналист Андрей Сидоренко установил своеобразный рекорд, проехав на внедорожнике Subaru Forester 500 км со средним расходом топлива 5,3 л на сотню километров. По его словам, для того чтобы получить хороший результат, водитель должен соблюдать несколько правил:

1. Самое простое – обратить внимание на давление в колесах. Для дорог с неидеальным покрытием его лучше поддерживать на 15–20 выше того уровня, который рекомендуют автопроизводители. Таким образом можно уменьшить пятно контакта колеса с дорогой и снизить трение, на которое тратится часть энергии двигателя.

2. Существует миф о том, что если спускаться на машине с горки, переключившись на нейтральную передачу, то потеря топлива будет минимальной. Это неверно, расход меньше при торможении двигателем. Более того, такой способ позволяет уменьшить износ тормозных колодок.

3. Хорошая новость – для экономии топлива вовсе не обязательно разгоняться медленно и печально. Стартовать со светофора нужно активно, чтобы как можно раньше включить высокую «рабочую» передачу, на которой сожжется минимум горючего.

4. В потоке нужно двигаться так, чтобы как можно меньше пользоваться педалью тормоза и по возможности не допускать полной остановки автомобиля. Для этого следует научиться заранее прогнозировать дорожную ситуацию. Кстати, подобные навыки снижают риск аварийных ситуаций.

5. Современные автоматические коробки передач практически не оставляют простора для экспериментов с экономичностью и при прочих равных условиях примерно на 10 повышают расход. Поэтому всем желающим сэкономить за счет стиля вождения лучше использовать старую добрую механику.

Александр Буланов

почитать еще
Бизнес консолидатора

Бизнес консолидатора

В Санкт-Петербурге на полках супермаркетов появились необычные товары:
на их этикетках есть белая наклейка со словом «возврат». Это означает, что здесь же, в магазине, пустую тару можно сдать за вознаграждение.

читать полностью
Доверяй, но проверяй

Доверяй, но проверяй

История Ростеста началась 115 лет назад с открытия Московской проверочной палатки выдающимся нашим ученым Дмитрием Менделеевым. Сегодня это практически единственная в стране организация, реально проводящая испытания продукции. Специально для «Нефтехимии РФ» эксперты Ростеста пояснили, какой пластик можно считать безопасным.

читать полностью
Все по-крупному

Все по-крупному

Осенью 2016 года на строительную площадку ЗапСибНефтехима через грузовой порт Тобольска в числе прочего негабаритного оборудования  были доставлены две огромные стометровые колонны – один из ключевых элементов оборудования будущего нефтехимического гиганта СИБУРа. В том, как перевозят тысячетонные «детали», разбиралась «Нефтехимия РФ».

читать полностью