«Восточная вискоза» Toray

«Восточная вискоза» Toray

Название японской компании, которое по-русски произносится «Торэй», в оригинале звучит как «Торэ» и записывается двумя знаками: 東レ. Первый из них – иероглиф «восток», а вторая часть записана буквой «рэ», взятой из слоговой азбуки, которой обычно передаются иностранные, прежде всего западные, слова. Таким образом, оригинальная запись названия прозрачно намекает на синтез восточного и западного подходов. В конце концов, фирма начиналась как производитель вискозы, то есть продукта, пришедшего с запада и имевшего западное название Rayon. Именно это слово и дало букву レ(рэ) в современном имени компании.

В западной химической промышленности вискозу начали производить с конца XIX века. Исходным сырьем для нее служат древесные или хлопковые волокна. В герметичных агрегатах целлюлоза превращается в оранжевую жидкость, которую применяют для изготовления искусственных тканей. Но, пожалуй, самый «бытовой» конечный продукт – целлофан.

С рождения первый в Японии производитель вискозы, которому сначала дали имя «Тоё рэйон» (то есть «восточная вискоза»), был связан с гигантской торгово-промышленной группой «Мицуи». В числе прочего «Мицуи» занималась торговлей хлопчатыми тканями. Так что материал, из которого делались современные ткани, коммерчески был ей интересен, так же как и химическая индустрия в целом. Однако осторожные дельцы воздержались открыто наделить новую компанию своим брендом. Дело в том, что американскую технологию от DuPont в «Мицуи» нашли слишком дорогой и решили обойти процесс лицензирования, экономно воспроизведя технологию с помощью немецких инженеров. А компанию на всякий случай назвали так, чтобы ассоциаций с материнской группой не возникало.

Таким образом, в 1926 году новый шаг химической индустрии Японии был сделан с использованием тех самых методов технологического «заимствования», которыми к концу XX века так прославился Китай. Как бы то ни было, дело шло бойко, интерес к искусственным тканям не угасал, так что с изобретением в том же DuPont нейлона информация об этом через американский филиал «Мицуи» немедленно поступила к химикам «Тоё рэйон», которые за три года завершили свои изыскания. Был тихо построен небольшой заводик, который выпускал нейлон, пущенный на изготовление крепких рыбацких сетей.

Поскольку США и Япония находились в состоянии войны, вопрос о лицензионных правах не стоял, но с окончанием войны он всплыл. В 1946 году патентообладатель пожаловался в профессиональную ассоциацию и заказал расследование, впрочем, «Торэй» удалось эффектно доказать DuPont, что это была собственная технология компании, и скандал затих. Потом были самостоятельно освоены полиэстер, акрил и многие другие современные материалы. С 1970 года компания сменила название «Тоё рэйон» на «Торэй». Сегодня это крупнейший в мире производитель органического волокна, применяемого очень широко – от устройств для фильтрации и очистки до создания защитных костюмов и покрытий, работающих в высокоагрессивных средах. Кроме того, «Торэй» – самый мощный в Японии производитель синтетических волокон, эффективно заменяющих натуральные ткани, применяемые для укрепления изделий из керамики или металлов.

Сегодняшние исследовательские возможности и оригинальный технологический потенциал компании уже ни у кого не вызывают сомнений. У «Торэй» мощнейшее R&D подразделение, базирующееся не только в Японии, но и в Китае Корее, Сингапуре, США и Европе. Согласно опубликованной отчетности компании, в 2011 году расходы ее R&D подразделений превысили $490 млн. В Японии у «Торэй» на 2012 год было зарегистрировано более 4300 патентов, в других государствах – около 4500.

Интересно, что наибольшая их часть приходится на киноиндустрию, в том числе материалы для киносъемки, такие как светочувствительные покрытия (24%), а каучуки и другие продукты нефтехимии количественно занимают в патентном фонде компании второе место (17%). Исследовательская база разбита секторально на множество самостоятельных центров, которые часто ведут работы в тесном партнерстве с клиентами. Центры заняты в таких областях, как охрана окружающей среды, использование воды, энергосбережение, информация, телекоммуникации и электроника, автомобили и самолеты, здоровье человека и фармацевтика. Так что «скандальная» часть истории компании, связанная с патентами и лицензиями, навсегда осталась в прошлом.

Кстати, в японской википедии она деликатно опущена. Химические волокна – только одна из составляющих профиля компании. На самом деле сфера интересов «Торэй» чрезвычайно широка и глубоко дифференцирована. Сама себя компания изображает как круг, состоящий из семи главных сегментов, и мыслит это как свое важнейшее рыночное преимущество. Глубокая сегментация оставляет «Торэй» свободу для маневра на очень сложном и тесном международном рынке, где текущая рентабельность зависит далеко не только от технологической продвинутости, но в большой степени от стоимости сырья (в конечном счете – стоимости нефти или газа), конкурентного давления на цены готового продукта, пересмотра международных регламентов, таких как REACH, явного «зеленого» тренда в предпочтениях клиентов и регулирующей активности государства.

Вращаясь в этой динамичной среде, компания имеет возможность, втянув одни щупальца, развернуть другие, оперативно вложив финансовые, интеллектуальные и управленческие ресурсы в сегмент, обещающий максимум отдачи. К примеру, когда в мировой промышленности, в первую очередь в аэрокосмической и автомобильной, а также ветроэнергетике, образовался растущий на 15% в год спрос на композиты с применением углеволокна, «Торэй» приобрела за $584 млн 100% акций производителя этого продукта, компании Zoltek со штаб-квартирой в Сент-Луисе, США, и предприятиями в Мексике и Венгрии. С другой стороны, объективно говоря, полисегментная модель бизнеса способна затормозить темпы развития «Торэй» и осложнить компании жизнь.

В одной только Японии, на которую приходится около 55% продаж компании, она сталкивается в острой борьбе с такими конкурентами, как производитель химикатов Asahi Kasei, выпускающая каучуки, резины и синтетические волокна Kuraray, специализирующаяся на нейлоновых, полиэтиленовых и флюорокарбоновых шнурах и лесках Unitika, производящая синтетическое волокно Teijin и еще один производитель нейлоновых, полиэстеровых и акриловых волокон, а также каучуков и материалов для киноиндустрии Toyobo, а также с другими могучими корпорациями. Причем часть конкурентов, располагая серьезной финансовой базой, специализирована гораздо более узко. Поэтому компании приходится изо всех сил бежать во все стороны сразу, чтобы не отстать от конкурентов, причем в новейших, высокотехнологичных, интеллектоемких продуктах.

В знаменитом эпизоде у Льюиса Кэрролла упорная Алиса по крайней мере бежала в одном направлении. «Торэй» приходится сложнее, чем Алисе. И тем не менее компания выпускает продукцию такого уровня, что можно реально ощутить себя в Стране чудес. Впрочем, «заниматься всем на свете» – это давняя традиция японского крупного бизнеса. Уже две первые японские дзайбацу (торгово-промышленные конгломераты) «Мицуи» и «Мицубиси», задавшие национальные бизнес-модели, входили в любую сферу, где можно было получить прибыль. Сложно даже указать такую область, где бы они не присутствовали. Соответственно, копился опыт тщательного структурирования бизнеса. Прояснялись психологические «профили» специалистов, необходимых на ключевых позициях, вырабатывались корпоративные ценности, принципы и правила поведения. При выраженной корпоративности японцев усвоение общих принципов дается легко, а строгая исполнительность подразумевается без слов. Отсюда и высочайший уровень производственной культуры и культуры безопасности на предприятиях «Торэй».

Крайне востребованная в японском обществе экологическая тематика не просто заявляется как приоритетная, она априори плотно увязана с любыми технологическими решениями. В них изначально встраивается «зеленый» мотив. Исследовательские центры компании настроены на ту же волну. В разработках для автомобильной отрасли акцент делается на облегчение массы за счет конструкционных пластиков и тем самым снижение расхода топлива. Компания разработала и построила концепт собственного электромобиля следующего поколения, в котором использованы экологически чистые материалы и технологии. Разрабатываются продукты химии для энергосбережения. Проектируются и выпускаются сложные мембраны для очистки загрязненной воды до степени питьевой. В этом смысле очень интересен и показателен сегмент компании, который называется Environment and Engineering. В целом на него пришлось 11,2% от дохода «Торэй» за прошлый финансовый год. При этом доходность сегмента за год выросла почти на 5%, что удачно демонстрирует, как можно зарабатывать не за счет загрязнения природы, а за счет ее сбережения и восстановления. Одна из центральных бизнес-тем тут – водоочистка, водоподготовка и опреснение воды. На этот сюжет ориентированы как производственные, так и R&D мощности компании.

Этот рынок, который «Торэй» осваивает уже достаточно давно, будет только расти, причем очень быстро. С банальной нехваткой воды люди сталкиваются по всему земному шару, причем острее всего проблема стоит в Китае, который за счет бассейнов Янцзы, Хуанхэ и других великих рек занимает одно из лидирующих мест в мире по имеющимся у страны гидроресурсам. Ценой за быстрый экономический рост в Китае стала, помимо прочих бед, экологическая катастрофа.

К зонам уже разразившегося экологического бедствия относится 80% территории Китайской Народной Республики. Пять из семи природных гидросистем Китая загрязнены так, что опасны для здоровья человека при любом контакте. При этом промышленность страны крайне затратна в ресурсном отношении и, в частности, тратит на производственные процессы в четыре раза больше воды, чем в среднем в мире. 400 из 660 городов страдают от дефицита воды, общий его объем – 40 млрд кубометров в год. При этом Китай является одним из ближайших соседей Японии, которая заинтересована в уменьшении загрязнения на его территории не только в коммерческом плане, как водоочистительные подразделения «Торэй», но и в плане национального здоровья. Пыль и смог ветры гонят из Китая на Японию, а стоки загрязняют общее море.

В знаменитом мультфильме Хайяо Миядзаки «Навсикая из долины ветров» загрязненную природу очищает лес, фильтруя воду через тела растений. Но в реальной жизни для очищения и опреснения воды используются мембранные технологии. Прогнозируется, что рынок технологичных мембран будет расти на 8% в год. Речь идет не только о загрязненных регионах, но и о тех, где не хватает источников пресной воды при растущем населении, например о Ближнем Востоке и Северной Африке. Там планируется построить масштабные опреснительные установки – мощностью до 100 тыс. кубометров воды в сутки. С расширением почти вдвое производственных мощностей для обратного осмоса в японской префектуре Эхиме (остров Сикоку) компания «Торэй» имеет все возможности для удовлетворения резко растущего спроса на эти продукты. Финансисты «Торэй» оценивают объем этого бизнеса в 100 млрд иен к 2015 году.

На сегодня у «Торэй» просматривается устойчивое будущее, в любом случае компания доказала жизнеспособность своей бизнес-модели – не от исходного сырья через ряд переделов, а в технологичных материалах и конечных продуктах химии, включая и нефтехимию.


почитать еще
Заставь его попотеть

Заставь его попотеть

Рынок нательных медицинских устройств сейчас на подъеме. По мнению аналитиков компании Research and Markets, он растет примерно на 20% в год, и к 2020-му его объем составит не менее 14 млрд долл.

читать полностью
Гидрокостюм  с начесом

Гидрокостюм с начесом

Выдры, безусловно, очень симпатичные животные. Но эти водоплавающие млекопитающие могут привлечь к себе внимание не только из-за своего милого внешнего вида, но и по другой причине.

читать полностью
Воздушный трубопровод

Воздушный трубопровод

Американская компания Blueshift International Materials, Университет Стратклайда (Шотландия) и Нефтегазовый инновационный центр (The Oil & Gas Innovation Center, OGIC) разработали новый аэрогель (гель, в котором жидкая фаза полностью замещена газообразной) для применения при строительстве нефте- и газопроводов.

читать полностью