В чем полетим

В чем полетим

В Москве пластиковый ажиотаж начался этой весной, когда толпа старшеклассниц на глазах у оторопевшей пенсионерки смела с прилавка газетного ларька десяток просвечивающихся пластиковых сумок, вроде той, с которой старушка обычно ходила за хлебом. Девушки следовали призыву модных журналов - «прозрачнее, еще прозрачнее»

Is fantastic

В Москве пластиковый ажиотаж начался этой весной, когда толпа старшеклассниц на глазах у оторопевшей пенсионерки смела с прилавка газетного ларька десяток просвечивающихся пластиковых сумок, вроде той, с которой старушка обычно ходила за хлебом. Девушки следовали призыву модных журналов - «прозрачнее, еще прозрачнее». Одержимое сумок всех тренд-сеттеров было на виду - бомонд в лице Даши Жуковой, Вики Газинской и Мирославы Думы бродил в резиновых сапогах выше колен и с малюсенькими прозрачными сумками, в которых перекатывалась пудра, завернутые в салфетки капкейки, баночки с карамелью и зонты.

В течение марта в бюджетных Н&М и Mango пропали все ярко-зеленые пластиковые кошельки и шляпы - это уже было делом рук студенток, которые на майских съездили в Европу. После того, как закончились дамские сумочки, покупательницы переключились на прозрачные кислотные баулы, в которых таскали сменку, кроссовки для спорта и кошелек вместе с духами - на свидание.

Первой иконой современной пластиковой моды стала американская певица Кэти Перри. Когда она впервые в 2010-м вошла в штаб Барака Оба-мы, на ней было короткое и столь облегающее платье, что сама девушка напоминала лакированную гитару с соблазнительными формами. Инопланетные туфли с перепонками и прозрачный клатч, в котором была одна красная помада, дополняли образ. Что говорить: после того визита Кэти стала Послом Культуры будущего президента, а желтая пресса не переставала штамповать заголовки в духе «Katy's pLastic is fantastic». Когда телеведущего Дэвида Леттер-мана спросили, что он думает о чувстве стиля Перри, он ответил: «А что может думать мужчи-на, видя прелестную нагую девушку, которую будто облили горячим разноцветным пластилином?» Кэти сделала ставку на только входивший в моду пластик и не прогадала. Стало понятно, что pLastic is the new sexy.

Девушка Луны

Еще в 1960 году прошлого века фэшн-новатор Пако Рабан придумал пластиковые перчатки и пуговицы, которые буквально взорвали модный мир. Парижский бомонд был в шоке, а редакторы Vogue посмеивались: «Разве настанет время, когда жакеты из джерси и отборной шерсти ChaneL мы будем застегивать на фальшивые стекляшки?» Через год молодой дизайнер Андре Куррежзаставил консерваторов от моды тяжело вдохнуть - он сделал разноцветные шерстяные жакетики на массивных пластиковых пуговицах. В летнюю коллекцию Курреж добавил трапециевидные платья на двух лямках, сплетенные из пластиковой соломки, клетчатые плащи с огромными поясами из пластика.

Из политики в моду ворвалась идея космической гонки между США и Советским Союзом, которая поселила на подиумах идею межгалактических путешествий и блестящих скафандров. Тут опять подсуетился Андре Курреж и на Неделе Парижской Моды 1963 года представил образ «лунной девушки» в пластиковой шляпе, которая больше походила на космический шлем, и резиновых туф-лях-балетках на плоской подошве, прозванные во Франции «марсоходами».

Через три года эстафету снова перехватил Пако Рабан своей тенденцией «одноразовой моды» и стал на облегающую фигуру пластиковую канву нашивать металлические кружки и квадратики. Такие платья шились на заказ и за несколько часов прямо на обнаженной модели. Бриджит Бардо и Одри Хепберн с радостью скидывали шелковые халаты, чтобы облачиться в ультрамодные почти космические одеяния. Костюм Барбареллы - признанного секс-символа 1960-х в исполнении юной Джейн Фонды - тоже был вдохновлен этой идеей Рабана.

Ив Сен Лоран добавил знаменитые круглые пластиковые серьги - клипсы, ожерелья-ошейники и совершенно безумные разноцветные браслеты, похожие на детские игрушки. Пьер Карден аккуратно вывел пластиковый тренд из высокой моды в прет-а-порте, сделав глянцевые пластиковые вставки на плечах пальто и в зоне декольте платьев.

Второе появление пластика на мировых подиумах произошло в 1976 году, когда в мире был в разгаре экономический кризис и цены на нефть резко упали. В 80-х мода на пластиковые аксессуары затронула всех - клипсы-горошины, пластиковые очки в полосочку, алые ободки и перстни из пластика женщины сочетали с простыми геометрическими платьями A-силуэта.

Столь же масштабным был и откат. «Трудно поверить, но найти желтенькие пластиковые бусы вре-мен 80-х труднее, чем золотую дореволюционную брошку, - уверяет историк моды Александр Васи-льев. - А все потому, что после того как мода сошла на нет, наши мамы безжалостно выкидывали клипсы и браслеты, потому что в их глазах они не имели никакой ценности. Лучше бы не выбрасывали их, а подарили мне - сегодня как-то обидно гоняться на европейских аукционах за кольцом из пластика, стоившим тридцать лет назад несколько рублей».

Шик высшей степени

Экономический кризис 2008 года снова повернул фэшн-мир в лоно пластика. Так, ChaneL пред-ставила в 2010 году объемные прозрачные сумки с цветными ручками. Сразу после показа рос-сийский и китайский Vogue сделал большой обзор новой коллекции, втиснув в репортаж будто игрушечные бусы Марка Джейкобса. VaLentino и Givenchy запустили линию прозрачных плащей и женских рубашек, а глава Burberry после нашумевшего пластикового трэнчкота с фирменной клетчатой отделкой заявил на весь мир: «Пластик - это шик в высшей степени!»
Со временем появились правила пластиковой моды. Оказывается, к блузону из целлюлозного целлофана можно подобрать прямые строгие костюмные штаны, под яркую юбку-тюльпан из пластика хорошо бы надеть простую водолазку с мягким воротом, а прозрачный тренч смиксовать с резиновой обувью. Теперь пластик - не просто тенденция, а часть модной сферы.

CharLotte Ronson и Jean CharLes De CasteLbajac сейчас делают стильные куртки-бомберы, Burberry Prorsum - неоновые болеро, напоминающие доспехи воинов из «Звездных войн». Секрет в том, что нет никакого секрета: под прозрачным верхом ничего не скрыто, ничто не отвлекает внимание от главного наряда, лишь создавая своего рода искусственную оболочку. Сумка VaLentino PVC Rockstud и клатч-малыш-ка ChaneL Lego, похожий на деталь конструктора, наравне с прозрачными, будто несуществующими каблуками туфель ManoLo - новая классика наравне с жемчужными бусами, высокими перчатками и маленьким черным платьем. Пластик диктует свои правила, заставляя модниц проверять Instagram Ким Кардашян и запоминать, что звезда выбрала желтую сумку-лего, а такую же зеленую подарила редактору японского Vogue.

Экономная роскошь

Желающим выглядеть как тренд-сеттеры придется раскошелиться - пластиковые сумки Prada стоят от 1000 долларов, а цены на вещи из плексигласа СhaneL будут начинаться от 2000 евро. За высокую моду приходится дорого платить еще и потому, что она не вызывает никаких нареканий у право-защитников - чтобы скроить глянцевый плащик, не нужно убивать норок и песцов и заставлять юных китаянок распутывать коконы тутового шелкопряда. Альтернатива дорогим брендам - вещи марок мидл-класса типа Dsquared и Marks&Spencer, которые стоят в десять, а то и в сто раз дешевле. Молодые украинские дизайнеры и вовсе предлагают покрывать осенью и зимой дорогие сумки разноцветными прослойками из целлофановой пленки - так кожу не разъест дождь и не повредит град.
Отличное дополнение к пластиковому образу - резиновые сапоги. Яркие, высокие, с хохломскими мотивами или миниатюрами Ван Гога, такие сапоги банально практичны в наших условиях.

Превращение элемента haute couture в комфортную в повседневном обиходе вещь - первый симптом того, что в моде властвует эра футуризма с всеобщей пластиковой религией. Никого не удивляет ничего не скрывающие шорты, накидки из целлофана и прозрачные каблуки. Более того, мода на пороге еще более удивительных тканей - жидких, которые из разноцветных баллончиков наносятся на голое тело. Испанский дизайнер Мануэль Торрес придумал аэрозоль из хлопковых волокон, полимерного растворителя и нитей тягучего пластика, которые формируют слой хлопчатой нетканой материи. После эксперимента Рабана прошло уже 50 лет, и пластик из тренда стал мейнстримом, но при этом остался популярным у новаторов высокой моды. Все-таки трудно найти другой материал, который сравнился бы с пластиком в возможности выражать идеи.

Вуди Аллен - не только режиссер «VICKY CRISTINA BARCELONA*, но и буржуазный старичок в «этих самых очках». Круглые, в черной толстой оправе - Вуди прославил бренд Moscot и одним из первых поменял роговую оправу на пластиковую. С удовольствием изменив Moscot c модными Ray Ban, режиссер выгуливает пластиковые дужки фирменного черного цвета на все публичные мероприятия.

Как-то раз три предпринимателя из Колорадо решили изобрести удобные лодочные туфли для парусного спорта. Такие, чтобы не жарко ноге и не скользили по мокрому дереву. В результате получились смешные пластиковые разноцветные башмаки на небольшой подошве, которые были названы Crocs - сбоку они напоминали морду крокодила. Первая партия была раскуплена за считанные часы, а трое друзей стали успешными бизнесменами и за 10 лет существования фирмы смогли продать более 200 млн пар. Сейчас в линейке Crocs и слипоны, и шлепки, и кеды на прорезиненной подошве - огромное разнообразие яркой и модной обуви. Теперь «кроксы» носят все - подмосковные дачники на отдыхе, дети Анджелины Джоли в Милане, Бен Аффлек на отдыхе и Стив Тайлер во время фотокола. Секрет этих башмаков прост - они не натирают ноги, не имеют застежек, их легко мыть, а весят они меньше, чем любые кроссовки. На русские рубли такая обувь стоит 2-4 тысячи. Джинсы, майки, спортивные куртки и яркие шарфы - лучшая компания для Crocs.

Когда Луи Виттон, Дольче и Габанна только отшили коллекцию, дополненную сумками и бижутерией из пластика, на официальные сайты кутюрье было невозможно зайти - это фэшн-публи-ка со всего мира, не жалея тысячи долларов, скупала знаменитые «прозрачные сумки». Тогда креативный директор FurLa Джованна Фурланетта придумала веселую Candy Bag - пластиковую сумочку в нескольких тропических оттенков, похожую на вместительный саквояж. Тут волна ажиотажа достигла Россию и Китай - московские модницы оставляли сотнями заказы на относительно дешевый аксессуар - 350 долларов. К зиме Джованни обещала выпустить несколько новых версий знаменитой сумки в оттенках бордо, бургунди, хаки и серый. К приталенным пуховикам, теплым пальто с искусственным мехом лучшего дополнения не найти.

ОДА БЕДНОСТИ И ПРАКТИЧНОСТИ

— Какие вещи из пластика в моде сегодня?

Александр Васильев: Ожерелья, браслеты, клипсы, сумки из пластмассы, клатчи. Вообще, на мой взгляд, изделия из пластика идеально подходят для составления будничного образа. Сейчас у всех пуговицы из пластика, все носят очки в пластмассовой оправе.

— А когда полимеры впервые стали трендом?

А.В.: Пластик вошел в моду в начале 1960-х годов, его часто использовали в создании своих коллекций знаменитые дизайнеры этой поры. После бедных военных сороковых дизайнеры решили побаловать дам пышными юбками и узкими корсетами. В шестидесятых это все уже отцвело, граждане ведущих мировых держав были обложены налогами и вынуждены были жить скромно - мир готовился к запуску человека в космос. Просто-напросто у людей не стало денег на шелк и мех, тогда в Дома моды вошли винил, люрекс и пластик.

В СССР мода на пластик пришла после полета Валентины Терешковой. Подумайте, женщины всего мира хотели оказаться на ее месте! «Ведь там, возможно, мужчины-инопланетяне - в чем полетим?» - думали они.

— Чем объясняется рост и падение интереса модельеров к пластиковым материалам?

А.В.: Вхождение пластика в моду отражает кризис и бедность общества, которое оказывается не способным приобрести вещи из более ценных материалов: полудрагоценных камней, дерева и уж тем более драгоценных металлов. Кризис уходит, и у людей появляются деньги и на другие материалы.

— А эстетические воззрения на резиновые сапоги тоже объясняются платежеспособностью спроса?

А.В.: Нет, логика спроса на резиновую обувь в большей степени определяется практичностью. Каучук был изобретен в 1840-е годы практически одновременно в США и Англии. А мода на резиновую обувь пришла, когда был изобретен метод гальванизации каучука, появилась резина, именно тогда появились первые калоши. Раньше вовсе не было возможности использовать резинки ни в белье, ни в одежде, ни в обуви. Резиновая обувь пришла в употребление в середине XIX века, а в моду стала входить позже. Уже в 1920-е годы появилась модельная резиновая обувь.

— А в вашем гардеробе есть резиновая обувь?

А.В.: Да, у меня есть резиновые сапоги для работы в саду. Кроме того, моя выездная школа в Венеции почему-то часто попадает на наводнение, когда потоки воды затапливают по колено площадь Сан-Марко. Тут без резиновых сапог не обойтись, поэтому все мои студентки покупают резиновые сапоги. Можно, конечно, пойти в «Шанель» и купить их очень дорого, а можно зайти в ближайшую лавку и купить китайские сапожки за 15 евро, они очень яркие, цветные. В канун наводнения я прошу всех моих учениц, даже самых богатых и стильных, не гнушаться и не бежать в дорогой брендовый бутик, а купить за 15 евро сапожки, поскольку они им больше не пригодятся.

— Почему же не пригодятся?

А.В.: Резиновые сапоги носят во всех странах, в которых присутствует практицизм. А практицизм есть только у протестантов. Поэтому во всех странах с протестантской религией носят резиновые сапоги (в Германии вот тоже носят). А в странах, где господствует католицизм, никогда резиновые сапоги носить не будут, потому что они считают, что эта утилитарная штука уродует женскую стопу.

ЛУНАТИЗМ

Чтобы обеспечить доступ к Интернету отстающие страны, которые не способны прокладывать дорогостоящие оптоволоконные сети под землей, компания GoogLe запускает в небо полиэтиленовые воздушные шары. Вход в Сеть осуществляется с помощью антенн, работающих на частотах 2,4 и 5,8 Ггц, которые доступны всем пользователям. Сигнал передается от шара к шару, люди смогут подключаться к этой сети с помощью антенн, которые будут устанавливаться в домах.

Благородные намерения GoogLe обеспечить интернетом бедняков встретили понимание не у всех. С точки зрения критиков у жителей небогатых стран есть более серьезные проблемы. «Умирая от малярии, вы посмотрите в небо, увидите там воздушный шар, и я не знаю, как он вам поможет», - заявил Билл Гейтс.

С точки зрения воздухоплавательной номенклатуры GoogLe Loon - стратостат, то есть воздушный шар, предназначенный для полетов на высоту больше 11 км. Выбор стратосферы как рабочей среды сети шаров не случаен. Стратосфера более предсказуема - распределение ветровых потоков в ней почти не зависит от земных факторов. Применение воздушных шаров для таких целей, как поддержание стабильной связи с точкой на поверхности планеты, требует довольно точного контроля за положением шара. Помимо GPS-позиционирова-ния необходимы также тонкие подстройки высоты и горизонтальной скорости. Все это требует, чтобы шары были одновременно прочными и легкими.

Каждый шар состоит из трех функциональных частей, почти исключительно сделанных из продуктов нефтехимического производства. Выше всего находится заполненная гелием полиэтиленовая оболочка пятнадцатиметрового диаметра, к верхней части которой крепится система запуска парашюта для контролируемого спуска на землю. В середине шара - панель с солнечными батареями общим размером с баскетбольный щит -питание осуществляется только за счет энергии Солнца. И, наконец, корпус с оборудованием, в котором находятся аккумуляторы, радиоантенны и электронная начинка. Четырех часов на Солнце достаточно, чтобы зарядить аккумуляторы на сутки работы.

Оболочки воздушных шаров GoogLe Loon сделаны компанией Raven Aerostar из полиэтилена толщи-ной 0,076 мм. Эти наполненные гелием шары сохраняют фиксированный объем, что позволяет им придерживаться одной и той же необходимой высоты в стратосфере. Физический механизм, с по-мощью которого шар постоянного объема целенаправленно перемещается между горизонтальными слоями в стратосфере, «является коммерческой конфиденциальной информацией», сообщают в российской пресс-службе компании. Независимые источники предполагают, что для этих нужд используется способ, применявшийся для управления высотой дирижаблей: внутри шара надувается небольшой воздушный шарик (уже непостоянного объема), нагнетая воздух в который можно менять плотность газа в отсеке между двумя оболочками. Сравнительно малое изменение объема внутреннего шара («баллонета») влечет существенное изменение плотности, в результате чего стратостат перемещается вверх или вниз соответственно.

Оказывается, что управлять положением шаров на рабочей высоте можно без использования топлива. Дело в том, что в стратосфере действуют более-менее постоянные ветра, направленные в разных атмосферных слоях в разные стороны. Регулируя высоту, воздушный шар может «переплы-вать» в слой, воздушные потоки в котором лучше всего скорректируют его позицию.

Первое живое испытание в рамках GoogLe Loon прошло в июне этого года. При поддержке местных властей компания вывела 30 стратостатов на высоту 20 км над Новой Зеландией и подключила к Сети порядка пятидесяти пользователей в одном из труднодоступных районов. Следующим этапом про-екта может стать запуск от трехсот до четырехсот шаров вдоль сороковой параллели южной широты для проверки работы системы в более существенных масштабах. Зона покрытия этого эксперимента включит Новую Зеландию, Австралию, Чили, Аргентину и некоторые страны на юге Африки.

За несколько лет проект успешно эволюционировал со стадии чудаковатой идеи до, пусть пока и в скромных объемах, работающей версии. Реактивный двигатель превратил самолет из роскоши в универсальное средство перемещения практически чего угодно. Может статься, что полиэтилен и солнечные батареи сделают воздушный шар из пережитка прошлого - в проводник технологий настоящего.


почитать еще
Все на  подиум

Все на подиум

Симбиоз человека и технологий в контексте современной моды стал темой прошедшего в Нью-Йорке ежегодного Бала Института костюма (Met Gala). Некоторые звезды восприняли все буквально и явились в Метрополитен-музей в футуристических нарядах а-ля «Звездные войны». Из фантазий киношников буквально на глазах рождается мода будущего.

читать полностью
Осень в нефтехимии

Осень в нефтехимии

На улице мокро и холодно – время осеннего гардероба, в котором с каждым годом все больше одежды, обуви и аксессуаров из полимеров. И если раньше резиновые сапоги и дождевики носили только грибники, то теперь их выбирают даже столичные модники.

читать полностью
Главное – устойчивость

Главное – устойчивость

Археолог Эрик Тринкаус из Университета Вашингтона в Сент-Луисе на основании анализа останков древних людей предположил, что первая обувь могла появиться около 30 тыс. лет назад. Были это простейшие сандалии – возможно, лишь кожаная подошва с ремешками. С тех пор, конечно, все сильно изменилось. Но подошва все еще одна из самых важных частей обуви, особенно зимой, когда под ногами снег и лед. «Нефтехимия РФ» разбиралась, как делают нескользкую подошву для теплых непромокающих сапог.

читать полностью