У всех на глазах

У всех на глазах

Прошли времена, когда очки носили только по медицинским показаниям. Сегодня это аксессуар, необходимый в любое время суток, независимо от сезона, погоды и зрения, а для некоторых и неотъемлемая часть образа (достаточно вспомнить Джона Леннона или Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани»). Поэтому выбор материалов для оправ и линз требует пристального внимания, а расширяющийся рынок пластмасс вытесняет привычные металлы и стекло, которые раньше доминировали. Как это произошло?

Во Франции, признанной столице моды и стиля, существует очень популярный блог француженки Роберты Антье. Уже не один год она изучает «культуру ношения очков», исследует рынок оптики Франции и путешествует по миру, наблюдая за тем, как в разных уголках земли носят очки. Госпожа Антье уверена, очки давно намного больше, чем просто необходимость, связанная с проблемами зрения. Она считает, что по тому, какие очки выбирает человек, можно много сказать о его характере, привычках, образе жизни. В 2011 году она побывала и в России, в Санкт-Петербурге, где фотографировала обычных людей на улице в очках и спрашивала, почему они сделали тот или иной выбор. По словам Роберты, она увлеклась очками после того, как в руки ей попала книга американского дизайнера Мосс Липоу «Очки. История в картинках», изучающего очки и все, что с ними связано, всю свою жизнь. Казалось бы, что такого в очках, почему о них пишут книги и изучают «культуру ношения»? Очки давно перестали быть только средством для улучшения зрения. Здесь им на замену пришли линзы и различные медицинские процедуры, например, лазерная коррекция. Тем не менее очки не стали менее популярны. Наоборот, в угоду модным тенденциям, их носят и те, у кого со зрением нет никаких проблем, а вопрос выбора материалов, из которых сделаны очки, остается приоритетным.

Право на оправу

Первое дошедшее до нас документальное свидетельство о появлении очков относится к XII веку. Изначально их изготавливали из древесной коры и костей животных. Они не были похожи на сегодняшние модели, об их удобстве не шло и речи. Во время технологической революции, когда были изучены свойства металлов и возможности их практического применения, оправы стали металлическими. Тем не менее очки тогда считались просто очками, и на рынке оптики долго не происходило ничего нового. Только в 70-е – 80-е годы XX века американские модники заставили индустрию двигаться вперед. Однако в Советском Союзе эти перемены не были заметны. В то время как в США и Европе мир оптики завоевывали полимеры, в СССР человек с проблемами зрения просто приходил в поликлинику, узнавал, что у него, к примеру, «где-то минус два», а потом шел в оптику и покупал типовые советские очки, изготовленные либо из тяжелого металла, либо из очень дешевого пластика. К сожалению, эта практика по-своему воспитала потребителя. «По статистике, сегодня европейский и американский покупатели меняют пару очков один-два раза в год, в то время как в России они отправляются в салон оптики за покупкой в среднем раз в четыре года. Поэтому в количественном выражении объем продаж оптики в России в несколько раз меньше, чем на Западе», – рассказывают представители крупнейшей в России сети оптик, наследницы 36 советских оптик, «Очкарик».

С развалом СССР оптический рынок в России пришлось создавать с нуля. В страну хлынули очки. Завозили все, что под руку попадется, из Китая, Кореи, Польши, наценка достигала 300–400%. Именно тогда на замену привычным металлическим оправам пришли оправы из пластика, которые завоевали популярность, благодаряцелому ряду положительных свойств. Они легки и прочны, достаточно долговечны, из современных пластмасс можно изготовить очковые оправы на любой вкус. «Подобрать оправу порой бывает очень непросто, – объясняют в одном из салонов оптики сети «Очкарик». – «Это зависит от множества факторов: форма и цвет лица, стиль одежды и, конечно, предпочтения.

Для некоторых вопрос материала принципиален, и бывает очень сложно объяснить, что металл – не всегда лучшее, что есть сейчас на рынке». От выбора материала, из которого изготовлена очковая оправа, во многом зависят ее внешний вид, вес, прочностные и аллергенные свойства, срок службы.

«Некоторые материалы, преимущественно металлы, могут вызывать аллергическую реакцию в местах соприкосновения оправы с кожей лица. К металлам, обладающим аллергенными свойствами, относится никель, который входит в состав многих сплавов, применяемых в производстве очковых оправ», – говорят специалисты НИИ офтальмологии РАМН.

Тем не менее,металлические оправы по-прежнему, хоть и с небольшим отрывом, остаются лидерами продаж. По разным данным, сегодня доля металлических оправ на рынке составляет 60–70% оптического рынка (данные могут меняться в зависимости от страны, региона и конкретного магазина). Что касается солнцезащитных очков, то в этом секторе установился практически полный паритет: пластмасса и металл делят этот рынок примерно пополам.

Так или иначе, существуют порядка десятка пластмасс для изготовления оправ. Одна из самых популярных – ацетат целлюлозы, которую получают химическим путем из хлопка. Такой способ производства делает оправу экологичной, прочной, в то же время сравнительно дешевой, благодаря чему она и получила распространение.

Предпочтение этому материалу отдают такие компании, как Alain Mikli, Face à Face, Morel, Lafont. Среди минусов этого вида пластика – постепенное обесцвечивание. Поэтому вместо ацетата целлюлозы часто используют поливинилпропионаты – пленкообразующие материалы, для которых характерны мягкость и упругость. Оправы из них легче и гибче, в то же время гипоаллергенны. Другой популярный вид материала для очковых оправ – нейлон. Он был изобретен компанией DuPont в 1939 году и первоначально использовался для изготовления женских чулок. В послевоенные годы на европейском рынке появились первые оправы из нейлона, однако они были слишком мягкими, а потому совсем непрочными. С развитием полимерной индустрии к нейлону стали добавлять другие пластмассы, что сделало оправы одновременно легкими и прочными. Они гиппоалергенны и устойчивы к образованию царапин. «При выборе солнечных очков лучше остановиться на другом виде пластика. Нейлон неустойчив к воздействию солнечных лучей.

Нейлоновые очковые оправы постепенно «стареют», становятся более хрупкими», – рассказывает консультант «Очкарика».

Другое изобретение концерна DuPont – кевлар, созданный компанией в 1965 году. Благодаря своей прочности и повышенной сопротивляемости к ударам он применяется не только при изготовлении оправ, но и в бронежилетах, спортивном снаряжении и мотоциклетных шлемах.

Шестидесятые годы XX века вообще стали прорывом для полимерной индустрии, что не могло не отразиться на рынке оптики. Так, в 1964 году компания Optyl/Carrera Corporation Wilhelm Anger, специализирующаяся на производстве горнолыжных масок, шлемов и солнцезащитных спортивных очков, изобрела и запатентовала эпоксидный (термостойкий) полимер оптил. Со временем легкий, устойчивый к коррозии, воздействию пота и не вызывающий аллергии материал стали использовать и для производства оправ для обычных очков. Главное его достоинство – в «эффекте памяти». «Если очки из оптила при тех или иных обстоятельствах потеряли первоначальную форму, их достаточно просто нагреть. Дальше «умные очки» сделают все сами, восстановив первоначальную форму», – объясняют в «Очкарике».

Наиболее прочными считаются очки, изготовленные из триламида, который, кроме прочего, служит для изготовления ветровых стекол и оболочек для сосисок. Этот полимер экологичен, устойчив к высоким температурам, благодаря чему чаще всего используется в автомобильных очках. При этом такие очки мало весят и обладают высокой ударопрочностью и гибкостью. «Рекордсмен» среди пластмасс, наиболее любимый такими фирмами, как Dunhill, TAGHeuer, Jaguar, LOGO и Ray-Ban, – карбон или углеволокно. Основу материала составляют волокна углерода, таким образом, по прочности карбон может соревноваться разве что со сталью. Для повышения прочности волокна к нему добавляются другие полимерные волокна, а также эпоксидные смолы. Это никак не влияет на вес очковых оправ из углеволокна – они легче стали на 40% и на 20% легче алюминия.

В отдельную категорию материалов для очковых оправ входит полиамид австрийской компании Silhouette – SPX. Он относится к фирменным полимерам и используется компанией с 1982 года, в основном в коллекциях Adidas Eyewear и Daniel Swarovski. По результатам многочисленных экспериментов и опросов SPX считается идеальным среди пластиков материалом для очковых оправ. В 2007 и 2009 годах оправы Silhouette были признаны самыми популярными в Европе. SPX любят за сочетание прочности и гибкости, устойчивость к образованию царапин и легкость (1,04 г/см3).


Материал не вызывает аллергии и служит заменой для тех, кто любит металлические оправы, но не может носить их. При таком разнообразии несложно растеряться, выбирая подходящие очки. По статистке, пластиковые очки предпочитают в основном женщины. Продавцы связывают это с тем, что большинству мужчин нравится чувствовать тяжесть и прохладу металлической оправы, а женщины стараются облегчить эту необходимую ношу. В целом следуя этой основной тенденции, мужчины до 30 лет охотнее покупают оправы из ацетата целлюлозы, чем люди старшего возраста. Галерист Марат Гельман – один из тех, для кого очки давно стали частью образа, вопреки статистике, предпочитает пластик в очках: «В юности я носил в основном металлические очки. Сегодня предпочитаю пластик. Всего у меня восемь пар очков. Все они двух типов. Первые я покупаю в Венеции – артистические оправы «неправильной» формы, для тех, кто стремится к самовыражению. Второй тип – очки Ted Baker с темнеющими на солнце линзами для вождения».

Наряду с металлическими и пластиковыми существуют модели, для изготовления которых используются и пластик, и металл. Зачастую производители, стремящиеся сделать металлические оправы более гипоалергенными, заменяют некоторые детали на детали из пластика. Например, для носоупоров обычно применяют ацетат целлюлозы, силиконы или другие близкие по свойствам полимеры. Комбинированные модели составляют около 13% рынка. Чтобы не заблудиться в таком изобилии товара, необходимо знать несколько базовых правил, которые помогут при выборе очков. «Не нужно быть окулистом, чтобы отличить пластик от стекла. Если вы пришли за очками в хорошую оптику или фирменный магазин, информация об этом обязательно написана в паспорте изделия. Во многих магазинах и оптиках при выборе солнечных очков с помощью специального прибора при вас проверят, сколько ультрафиолета пропускают линзы очков. Кроме того, всегда можно спросить у продавца», – говорят в «Очкарике».

Но главное, на что не стоит полагаться при выборе очков, – это цена. Как правило, она не зависит от того, из какого материла выполнено изделие. Цену формирует бренд, его раскрученность на рынке, а соответственно, и спрос на него. При этом практически каждая компания представляет линейки очков в разной ценовой категории. Кроме того, если на дужке стоит, например, имя Kenzo, не стоит думать, что дизайнеры этого модного дома сами рисовали эту оправу. У модных домов нет собственного производства оправ, поэтому под их именами работают другие компании, имеющие на то эксклюзивные права. «Нельзя сказать, что у кого-то из крупных производителей есть свои ноу-хау, недоступные другим. Поэтому ориентироваться имеет смысл не на бренд, а просто на потребности собственных глаз», – советуют консультанты.




почитать еще
Все на  подиум

Все на подиум

Симбиоз человека и технологий в контексте современной моды стал темой прошедшего в Нью-Йорке ежегодного Бала Института костюма (Met Gala). Некоторые звезды восприняли все буквально и явились в Метрополитен-музей в футуристических нарядах а-ля «Звездные войны». Из фантазий киношников буквально на глазах рождается мода будущего.

читать полностью
Осень в нефтехимии

Осень в нефтехимии

На улице мокро и холодно – время осеннего гардероба, в котором с каждым годом все больше одежды, обуви и аксессуаров из полимеров. И если раньше резиновые сапоги и дождевики носили только грибники, то теперь их выбирают даже столичные модники.

читать полностью
Главное – устойчивость

Главное – устойчивость

Археолог Эрик Тринкаус из Университета Вашингтона в Сент-Луисе на основании анализа останков древних людей предположил, что первая обувь могла появиться около 30 тыс. лет назад. Были это простейшие сандалии – возможно, лишь кожаная подошва с ремешками. С тех пор, конечно, все сильно изменилось. Но подошва все еще одна из самых важных частей обуви, особенно зимой, когда под ногами снег и лед. «Нефтехимия РФ» разбиралась, как делают нескользкую подошву для теплых непромокающих сапог.

читать полностью