Приправа для топлива

Приправа для топлива

При покупке автомобиля возникает вопрос: где и как его заправлять, чтобы избежать поломок из-за некачественного бензина. От чего зависит качество топлива и почему одна неудачная заправка может стоить как минимум свечей, а максимум – всего двигателя, а то и здоровья?

Взрывоопасная смесь

Одним из наиболее существенных секторов нефтегазового комплекса России является выпуск светлых нефтепродуктов, в том числе бензина. Объем его производства в 2013 году вырос на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 38,7 млн тонн. Бензин в России производят как ВИНК (у которых есть добывающие и перерабатывающие активы), такие как «Роснефть», «Газпром нефть» и «ЛУКОЙЛ», так и большое количество небольших заводов – «самоваров», частных компаний и нефтебаз. Основной принцип создания топлива у всех один – смешение нефтепродуктов различных типов выработки и добавление в них компонентов для повышения октанового числа. Это вещества, повышающие способность топлива сопротивляться детонации (самовоспламенению при сжатии). Их называют октаноповышающими или антидетонационными присадками. При этом почти все компоненты компании производят сами или закупают у аналогичных крупных производителей. Производство «кустарным» способом отличается, по сути, лишь тем, что нефтебазы и небольшие производства закупают необходимые компоненты на рынке и смешивают их самостоятельно. Однако покупателю остается только гадать, где и при каких условиях эти элементы смешиваются, соблюдается ли технология и каково на самом деле октановое число бензина, которое ему продают под основными марками. По статистическим данным Общества по защите прав потребителей, ежегодно около 100 тыс. владельцев автомобилей в Москве и Подмосковье сталкиваются с поломкой авто из-за некачественного топлива. О том, что в двигатель попал плохой бензин, говорят детонационные стуки, черный дым из выхлопной системы и неприятный запах, снижение мощности мотора и динамики разгона, а также резкое увеличение расхода топлива. В конечном счете автомобиль может просто перерстать заводиться. Хотя точный «диагноз» можно установить только на СТО, например, по красному налету на деталях.

Сейчас для производства бензина применяются две основные октаноповышающие добавки: метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) и монометиланилин (ММА). Действуют они одинаково, снижая детонационные свойства бензина, но все же в них есть принципиальная разница. Присадкой из них, по сути, является только ММА с октановым числом 280, а МТБЭ будет правильнее назвать высокооктановым компонентом (октановое число 115-135). То есть, получить с их помощью аналогичную марку конечной продукции, например АИ-92, разные заводы могут множеством способов, добавляя определенный объем присадки в зависимости от качества базового сырья. Но в любом случае для существенного повышения октанового числа бензина достаточно добавить всего литр ММА на 100 литров сырья (то есть 1%), в то время как МТБЭ для того же эффекта нужно заметно больше. Также компоненты могут применяться совместно. ММА и МТБЭ не единственные существующие присадки, противостоящие детонации.

В мире, где вопросы экологии ставятся во главу угла, все большую популярность приобретает этил-трет-бутиловый эфир (ЭТБЭ), также обладающий высоким октановым числом (109-113). Его преимуществами является то, что он позволяет понизить летучесть бензиновой смеси, а также уменьшить содержание угарного газа в выхлопе, он не впитывает влагу, то есть не гигроскопичен. Высокая испаряемость ЭТБЭ помогает мотору проще завестись при низкой температуре. Еще один плюс компонента в том, что для изготовления ЭТБЭ используется этиловый спирт, который получается из возобновляемого растительного сырья. Еще одной разновидностью октаноповышающих присадок является трет-амил-метиловый эфир (ТАМЭ).

Ситуация нестабильности

Но все же наиболее распространенными с точки зрения экономической эффективности остаются ММА и МТБЭ, однако к ним остается много вопросов. Основные из них – влияние на экологию и здоровье человека, а также на механические детали автомобиля при их взаимодействии. При этом лабораторно доказано, что ММА значительно более токсичен, чем МТБЭ. Исследования показали, что эта присадка является высокоопасным веществом по воздействию на организм человека (2-й класс опасности). Бензин с добавлением ММА нестабилен: даже при незначительном воздействии света у топлива ускоряется п

роцесс окисления. При длительном применении ММА потребитель может получить тяжелое отравление крови. При контакте с окружающей средой ММА отрицательным образом влияет на экологическое состояние атмосферы, зеленых насаждений, почвы и водоемов. Попадая в атмосферу, ММА может реагировать с окислами азота, присутствующими в окружающей среде, выделяя сильный канцероген. По оценке экологической организации «Зеленая волна», период восстановления экосистемы в случае малейшего нарушения техники безопасности при обращении с ММА оценивается в 30 лет. ММА не применяется в США, странах Европы, в Японии, Китае (в то же время Китай является крупным производителем и экспортером ММА, в т. ч. и в Россию).

Вреден ММА и для автомобиля, так как способствует повышенному смолообразованию и появлению нагара на внутренних частях двигателя, при этом снижая эффективность действия моющих присадок. Такой токопроводящий налет повышает вероятность самопроизвольного воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя (так называемое калильное зажигание). Наиболее опасно воспламенение до подачи искры, так как оно приводит не только к снижению мощности, но и возможной детонации в моторе в момент движения.

Негативные последствия применения ММА, а также повышенные требования экологичности топлива привели к существенному сокращению крупных нефтекомпаний объемов применения этой присадки и переходу на МТБЭ. Нефтяные компании запланировали значительные капитальные вложения в производство высокооктановых компонентов, которые планируется запустить к 2015 году. Основная цель модернизации состоит в том, чтобы выпускать изначально более качественные составляющие бензина, чтобы после их смешивания для производства бензина не пришлось существенно повышать октановое число смеси. Уже по состоянию на 2014 год, только 5 из 25 крупных НПЗ (по данным железнодорожных перевозок – ТАИФ-НК, АНХК, Сургутский ЗСК, Рязанский НПЗ и Орский НПЗ) продолжают применять на своем производстве ММА. Однако это остается существенной долей рынка: около 19% бензинов, получаемых на крупных НПЗ (7,5 из 38,5 млн т), производится с его использованием. При этом на 3 заводах из 5 ММА используют в связи с отсутствием процессов производства высокооктановых компонентов.

Другими словами, на это толкает отсутствие современного оборудования для получения изначального сырья с довольно высоким октановым числом, так что добавление МТБЭ и других высокооктановых компонентов кроме ММА не позволит достичь нужной категории бензина. В связи с тем, что основные производители отказались от ММА, но его продолжают выпускать примерно в тех же количествах, что и ранее, присадка стала основным средством для выпуска топлива в кустарных производствах. Так, по расчетам компаний, уже в 2013 году 35-44% ММА ушло на производство бензина вне НПЗ, так как в 2012-2013 годы ряд НПЗ резко сократили потребление этой присадки. Дальнейшая динамика может повлечь увеличение на рынке и российских заправках контрафактного и фальсифицированного бензина.

Зеленый коридор

На данный момент предполагается, что ММА будет запрещен для использования после 2015 года для производства бензина класса Евро-5, обязательный переход на который начался с 2014 года. Однако «Роснефть» предлагает разрешить использование присадки и после 2015 года в бензине этого стандарта. Не против и другие компании за исключением «ЛУКОЙЛа», причем даже те, кто ММА уже не используют, так как это позволит им в крайнем случае иметь альтернативу МТБЭ. В то же время к четвертому кварталу «Роснефть» должна закрыть сделку по покупке за $1 млрд нефтехимического холдинга САНОРС. В октябре 2012 года САНОРС запустил одну из крупнейших в мире установку по производству еще одной высокооктановой добавки к моторным топливам – трет-амил-метиловый эфир (ТАМЭ) мощностью 300 тыс. тонн в год. Основными преимуществами ТАМЭ перед аналогами являются сокращение удельного расхода моторного топлива, снижение содержания СО2 в выхлопных газах от 30 до 50%, а также минимизация влияния на окружающую среду. Однако ТАМЭ дороже, чем МТБЭ. В настоящее время ТАМЭ как отдельный продукт на мировых торговых площадках не котируется, а продается по заказам в качестве компонента того или иного вида сырья.

Интерес к применению данного продукта в топливной сфере есть,но вопрос цены осложняет его продвижение. Пока ТАМЭ существует на рынке МТБЭ, его придется продавать по более низкой цене, поэтому важно создавать собственный рынок для этого эфира. Предполагается, что именно «Роснефть» как новый собственник станет главным потребителем ТАМЭ. 

Основная часть нефтеперерабатывающих заводов в России в качестве октаноповышающей добавки при производстве топлива использует МТБЭ. Он является нетоксичным и оксигенатом (носителем кислорода), способствующим более полному сгоранию топлива и предотвращению коррозии металлов. Мировое потребление МТБЭ находится на уровне 20-22 млн тонн в год. Но его основной проблемой является то, что компонент сложно биоразлагается, накапливается в грунте, то есть экологически опасен. В США, где МТБЭ хранился в подземных резервуарах, вещество попадало в грунтовые воды и приводило воду в непригодность для бытовых нужд. После этого в ряде штатов компонент был запрещен, однако МТБЭ пока используется во многих странах Европы.

Максим Назаров из Reuters отмечает, что качество бензина можно повысить, регулируя компонентный состав: снижая долю ароматических компонентов, которые в 3-м классе до 42% по объему, в 4- и 5-м – до 35%, увеличивая долю изомеризата и алкилата. Тем более что российские НПЗ только в последние год-два смогли догнать показателями производства бензина рост его потребления на внутреннем рынке, а до этого постоянно отставали, что регулярно приводило к кризисам поставок на внутреннем рынке. Это говорит о том, что баланс внутреннего рынка бензина очень шаткий, негибкий (особенно с учетом заградительной экспортной пошлины).
Поэтому в поисках компонентного состава бензина производители вынуждены исходить из рыночных условий – то есть не допускать снижения объема производства.

На вкус и цвет


В итоге потребителю приходится, заправляя свой автомобиль, выбирать наименее опасный вариант для своего здоровья и автомобиля. Эксперты сходятся во мнении, что это бензин с добавлением МТБЭ, так как его наличие зачастую гарантирует более современные технологии производства. Сведения о том, какие именно присадки содержатся в топливе, всегда можно найти на АЗС — эти данные указаны в паспорте продукции, которым сопровождается каждая партия топлива. Однако в этой ситуации также необходимо что-то понимать в подобных документах. Из паспорта вы сможете узнать о производителе продукта, фактических значениях нормируемых показателей качества и соответствии требованиям государственного технического регламента, содержании функциональных присадок и соответствии топлива экологическому классу. Также в паспорте указан гарантийный срок хранения топлива и дата его производства. Точно вы не натолкнетесь на бензин с ММА на заправках «ЛУКОЙЛа», напрямую принадлежащих компании, Shell, ВР. В то же время есть риски встретить его на АЗС ТАИФ-НК, «Роснефти» и других производителей, а также на заправках, куда бензин поставляют мелкие производители и нефтебазы.

При этом в нефтекомпаниях отмечают, что, даже зная характеристики топлива, достоверно оценить его качество могут только квалифицированные специалисты с помощью специального испытательного оборудования. Если же покупатель не имеет в своем распоряжении лабораторного комплекса, тогда ему остается доверять продавцу, полагаться на интуицию и при некоторой подготовке – на обоняние, говорит Максим Назаров. Как при покупке любого товара, нужно особенно обращать внимание на слишком низкую цену по сравнению с окружающими АЗС, на состояние торговой точки, на бренд, отзывы о нем покупателей. Тем не менее на ржавой АЗС частника вполне может продаваться настоящий заводской бензин, в то время как на сетевых АЗС нефтяных компаний может быть бензин кустарного изготовления.

«Слишком резкий химический запах должен насторожить – прежде, чем покупать бензин, возможно, следует подойти поближе к чужому автомобилю во время заправки и обратить внимание на запах», – говорит эксперт.
Выбрать хороший бензин по цвету также не получится: нормативные документы требуют, чтобы топливо было чистым и прозрачным. При этом цвет бензина законодательные нормы не регулируют. Поэтому бензин может иметь разный оттенок — от бесцветного до бледно-желтого. Это зависит от химического состава и технологических процессов, которые были использованы при производстве. В конечном счете автолюбителю, оказавшемуся далеко от знакомой заправки или не нашедшему АЗС крупного надежного производителя, остается проверять качество топлива на себе и своей машине.

почитать еще
Все на  подиум

Все на подиум

Симбиоз человека и технологий в контексте современной моды стал темой прошедшего в Нью-Йорке ежегодного Бала Института костюма (Met Gala). Некоторые звезды восприняли все буквально и явились в Метрополитен-музей в футуристических нарядах а-ля «Звездные войны». Из фантазий киношников буквально на глазах рождается мода будущего.

читать полностью
Осень в нефтехимии

Осень в нефтехимии

На улице мокро и холодно – время осеннего гардероба, в котором с каждым годом все больше одежды, обуви и аксессуаров из полимеров. И если раньше резиновые сапоги и дождевики носили только грибники, то теперь их выбирают даже столичные модники.

читать полностью
Главное – устойчивость

Главное – устойчивость

Археолог Эрик Тринкаус из Университета Вашингтона в Сент-Луисе на основании анализа останков древних людей предположил, что первая обувь могла появиться около 30 тыс. лет назад. Были это простейшие сандалии – возможно, лишь кожаная подошва с ремешками. С тех пор, конечно, все сильно изменилось. Но подошва все еще одна из самых важных частей обуви, особенно зимой, когда под ногами снег и лед. «Нефтехимия РФ» разбиралась, как делают нескользкую подошву для теплых непромокающих сапог.

читать полностью