Детский мир

Детский мир

Ворвавшись в индустрию товаров для детей, пластик стал и частью повседневного мира детства. Через полимерную продукцию ребенок познает мир и развивает свой интеллект.

На средневековых иконах и фресках младенец Христос изображал­ся как миниатюрный крепкий мужчина с бородой. Это не юмор ху­дожников. Как считают ряд исследователей, люди тогда просто не считали детство особым состоянием в жизни человека. По край­ней мере, они игнорировали это обстоятельство, создавая художе­ственные произведения.

XIX век с легкой подачи Зигмунда Фрейда, который редуцировал все психологические проблемы взрослых к неизжитому детству, расставил акценты по-другому. Дети превратились в универсальный фетиш - они воспринимают­ся как целевая группа всякого общественного развития. «Янукович, уйди, не забирай у меня детство», - говорит рисованный снеговик в жовто-блакитной шапке. Футбольный тренер Олег Блохин, сторонник властей, жалуется что Ев­ромайдан мешает ему с детьми гулять по городу. В общем, все ради них.

На службе у детства уже более полувека состоит и пластик, свойства которого подходят как для целей воспитания, так и для целей развития.

Победа над деревом

Вторжение пластика в детский мир, как это часто с ним бывало, нача­лось с сегмента luxury. Огромная фотография витрины магазина игрушек «Schwarz's» в экономическом журнале «Fortune» за 1940 год собрала все са­мые дорогие нью-йоркские игрушки того времени. Каждая из них содержала хотя бы одну пластиковую деталь. 500, 700, 1000 долларов - полимеры тогда считались экзотикой, а американцы готовы были раскошелиться в обмен на детскую улыбку. Пройдет немного времени, и пластик станет самым распро­страненным материалом для детей.

В 1947 году компания LEGO совершила покупку, которая определила ее судьбу и привела к мировой славе. Был приобретен термопластавтомат для литья пластмасс под давлением, который мог производить пластиковые игрушки. Уже к 1949 году с помощью машины производилось 200 видов игру­шек, включая знаменитые кирпичики для конструктора, пластиковую рыбу и пластикового моряка. До этого все игрушки LEGO были деревянными. Сегодня головной завод компании в датском Биллунде штампует около 21 млрд куби­ков в год. На это уходит порядка 60 тонн пластика в день.

В 1960 году начался пластиковый бум - на прилавках появилась первая кукла Барби, придуманная Рут Хэндлер. Очень быстро школьницы полюбили эту пластиковую красотку, и цена куклы резко подпрыгнула с 3 долларов до 90.

Свойство пластика поддаваться формовке определило его экономическую привлекательность как товара для мира детства. С одной стороны, это позво­лило в несколько раз снизить себестоимость и добиться массового серийного производства. Сегодня 70% игрушек из пластика делается в Китае. При этом китайская индустрия игрушек, в которой трудятся 635 тыс. человек, способна производить лишь 3 тыс. наименований, в то время как всего в мире 150 тыс. наименований полимерных игрушек.

C другой стороны, использование пластика позволило поднять маржинальность бизнеса - креативные новые продукты, вроде той же куклы Барби, стало возможным продавать с сумасшедшей маржой.

Не менее важными оказались и потребительские свойства пластика. С их помощью оказалось возможным смоделировать общество и подготовить де­тей к вступлению во взрослую жизнь.


Пластиковая инициация

Одна из самых успешных мифологем, созданных в СССР, - сказка о «счастливом советском детстве». Вопросом моделирования детского счастья государство озаботилось в начале 1930-х, а основным подручным средством стала игрушка. Первая цель советской ювенальной политики - воспитать «активных и здоровых граждан». Поэтому тема здоровья и здорового обра­за жизни наглядно воплощалась в образной игрушке - советские куклы были розовощекими и упитанными. Второй подлинно советской ценностью была веселость.

Индустрия долгое время работала исключительно ради обеспечения идеологических задач - довоенное производство было нерентабельным из-за недостатка сырья. С качеством тоже были проблемы. «Организации, руководящие производствами, продолжают несерьезно и невнимательно относиться к данному участку работы, имеющему огромное значение в деле коммунистического воспитания наших детей», - отчитывал производителей журнал «Советская игрушка». Все изменилось после войны, когда в индустрию пришли полимеры.


С помощью пластика идеологическую закалку детей удалось поставить на поток. Через розовых пупсов, мужских кукол в форме разных родов советских войск и женских в одеждах разных народов СССР государство эффективно транслировало суть и социальную структуру советского общества юному поколению. Фактически ребенок погружался в пластиковую модель мира.

Купить все это можно было, например, в первом специализированном магазине для детей - «Детском мире на Лубянке», который был задуман как символ победы в войне и над войной.

Советский Союз довольствовался суровыми произведениями Росглавигрушки, которая, обретя пластик как основное сырье, поставляла на прилавки мини-версии автомобиля «Чайка», «Запорожец» и «Волга - ГАЗ 24» по 5-6 рублей. Даже в конструктор «Механик» начали докладывать пластиковые детальки. Юла и неваляшки стали покрываться пластиком, а деревянные кольца и шесток заменили пластиковым «кольцебросом».

Но кукольные пупсы оставались, как и прежде, неудобными. Зачастую они не отличались густой шевелюрой и плохо двигали руками. Кроме того, советская игрушечная индустрия была в первую очередь ориентирована не на разнообразие, а на количество. Поэтому любые образцы несоветских игрушек вызывали восторг.

Барби пришла только в конце 1980-х. Ее раскупали дипломаты для своих дочек. Пышногрудых пластмассовых блондинок тогда меняли на икру и свежую рыбу.

Крушение СССР не лишило детский пластик идеологической нагрузки. Считается, что девочкам нравятся Барби, так как помимо самой куклы в придачу продаются дома с мебелью, машины, яхты и прочие принадлежности новой жизни. Смена общественных приоритетов ярко выразилась через игрушки из полимеров.

Смерть Барби

Полимерная обучающая модель мира, предлагаемая ребенку, имеет пределы своего применения. Пластиковый мир гораздо более разнообразнее менее травмоопасен по сравнению со своим деревянно-металлическим предшественником, да еще и позволяет постоянно менять и обновлять декорации. Однако в глазах современных детей, чьим основным источником познания являются цифровые устройства, он является менее привлекательным, чем мир компьютерный.

Текущий год стал сущим кошмаром для компании Mattel - производителя Барби. Продажи знаменитой куклы падали в каждом квартале. Конечно, компания будет спасать свой знаменитый бренд, но многим на рынке уже очевидно - для Барби это конец.

Другая знаменитая компания - LEGO - уже успела пережить нечто подобное. В начале 2000-х под давлением компьютерных игр упал спрос на конструкторы. Для того чтобы исправить положение, компания перетряхнула продуктовую линейку с тем, чтобы она отражала современное общество так, как его видят сами дети. В частности, добавив в нее игрушечных звезд современности, таких как Криштиану Роналду, но прежде всего - за счет роботизированных LEGO-наборов. То есть компания интегрировала компьютерный компонент в пластиковую субстанцию. Продажи снова пошли вверх.

Однако ценность полимеров для детства не только в том, чтобы быть проводниками в мир взрослых. Их свойства хорошо подходят для того, чтобы развивать детский интеллект.

Руки против челюстей

Согласно господствующей в науке точке зрения, человека и его ближайшего собрата по эволюционному древу - австралопитека - разделяет сделанный ими выбор направлений развития. Австралопитек развивал челюсти, а человек - руки.

Спустя три с половиной миллиона лет у человека появилось новое эволюционное преимущество - пластик можно использовать для развития мелкой моторики рук.

«Рука является вышедшим наружу головным мозгом», - якобы считал Иммануил Кант. Именно поэтому синтетические материалы снова в действии. Лучшие помощники в развитии мелкой моторики - полимерная глина и пластилин. Разделяя в детском саду лопаточкой разноцветные куски податливого пластилина, мы не догадывались, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат.

Современным детям необходимо развивать руки как никогда. Существует известная теория, согласно которой молодое поколение делится на поколение Y (1982- 1991) и поколение Z - сегодняшние студенты и школьники. Известный канадский бизнес-ученый Дон Тапскотт на основании проведенного им исследования пришел к выводу, что Y - самое умное поколение в истории. Поколение Z готовится превзойти своих предшественников, и помимо компьютера и мобильных устройств в этом ему должны помочь полимеры.

Собственно, именно на получении удовольствия от работы руками и построен бизнес компании LEGO, которая в этом году работает с более чем 30%-ной рентабельностью. Хорошее дополнение - средства для лепки, например упомянутая полимерная глина. В основе нее ПВХ и несколько жидких пластификаторов. Получается весело и интересно - сначала веществу, до боли напоминающему все тот же пластилин, нужно придать форму, а затем испечь в духовке. Есть еще самозастывающая японская глина, которая уже тридцать лет используется для создания лепесточков любимых японцами лотосов. Последнее слово в развивающей лепке - FunPLastic на силиконовой основе. Тягучий материал напоминает карамель и жвачку одновременно - под действием температуры он может менять цвет и превращаться в желе.

Пластик является хорошим средством развития человеческого интеллекта, а его способность воплощать любую мысль дизайнера или художника позволяет моделировать взрослый мир и знакомить детей с ним. Однако у полимеров есть конкуренты, и речь не только о цифровых устройствах, которые все чаще берут эти функции на себя. Усиливается мода на органические продукты для детей, подогреваемая экологической критикой пластмассы.


ПЛАСТИК ДЛЯ ГИПЕР-РЕАКТИВНЫХ

Формирование ребенка, особенно в первые семь лет его жизни, напрямую зависит от того, с кем и с чем он контактирует. Нынешнее поколение Z - людей, родившихся после 1991 года, можно назвать не иначе как созерцателями-художниками. Они пыта­ются самостоятельно конструировать границы сво­его личного мира. Эти границы могут определяться тем, кого они зафрендили, на какие каналы под­писались и почему выбрали ту или иную игрушку. Реконфигурировать сообщество - вот их главная задача. Ведь уже сейчас они могут подобрать для себя цвет стен, смоделировать идеальный пись­менный стол и комод. В отличие от предыдущих поколений у «зеттеров» очень интенсивный жиз­ненный цикл. Поэтому делать для их потребления долговечные игры просто невыгодно - так быстро переключаются они с изучения одной вещи на дру­гую, настолько поколение Z выработало привычку не «зависать» на одном контенте, быстро меняя его другой. Обилие конструкторов, игрушек, приставок, гаджетов уже не создает в их умах необходимость обращаться к архетипам - тем же деревянным ло­шадкам, которые связывали многие поколения.

Если раньше игрушки из-за своей простоты вызы­вали большую палитру социального воображения, то теперь сценариев в тех же пластиковых игруш­ках намного меньше. Получается такая жизненная антитеза - простота игрушек заставляет додумы­вать импровизированный мир, а их новые, более сложные формы порождают однополярные чувства. Играя, детям приходится пережить множество про­стых эмоций, не затрагивая внутренние, глубинные струны. Гиперреактивность, «клиповое мышление» порождают совершенно новые игрушки. Пластик - это неизбежный тренд. Более того, человечество на нем не остановится. Например, уже разрабаты­вается 30-принтер, который сможет по запросу ре­бенка создать и напечатать игрушку, модератором которой выступит сам ребенок. Сейчас действи­тельно важно уже не то, с чем играть, а то, какое взаимодействие рождает акт игры. Подталкивает ли он к развитию и общению или сажает малень­кого человека в индивидуальную капсулу? В этом смысле мы, взрослые, играем активную роль экс­пертов, модерирующих рождение нового игрового пространства.

Китайский акцент

Поле битвы - фталаты. Они входят в состав многих пластиковых изделий и могут вредно влиять на развитие ребенка. Эксперты по­жимают плечами и утешают родителей - фталаты в качественных игрушках содержатся в ничтожных количествах, а разница в цене c «натуральными» материалами слишком велика, чтобы жертвовать полимерами.

Так, Бостонский институт материалов для искусства и ремёсел провел исследование продукции основных производителей поли­мерной глины и заключил, что она соответствует стандарту для ма­териалов для искусства и ремёсел, установленного американским Комитетом по безопасности продуктов потребления. Результаты показали, что количество полученных организмом фталатов через кожу меньше предполагавшегося, а количество попавших ораль­ным путём - значительно ниже допустимого уровня. Вместе с тем сомнения в качестве китайского пластика часто бывают обоснованными. Так, в ноябре в США была остановлена партия в 200 тыс. китайских игрушек - американские дети их на Рождество не по­лучили. Причина все та же - подозрение на фталаты. Несмотря на то что экологичность национальной продукции объявлена в Китае одним из приоритетов развития, подобные случаи периодически происходят.

Критикам, утверждающим, что детский пластик нужно запретить в принципе, отвечает Майк Кэррол, представитель компании-вла­дельца патента на фанпластик FunPLastic: «Люди, что вы хотите сделать с этим чудесным материалом? Он вышел из-под вашей вла­сти. Запретите сначала презервативы, автомобили и компьютеры Apple, а потом приступайте к пластику».


почитать еще
Все на  подиум

Все на подиум

Симбиоз человека и технологий в контексте современной моды стал темой прошедшего в Нью-Йорке ежегодного Бала Института костюма (Met Gala). Некоторые звезды восприняли все буквально и явились в Метрополитен-музей в футуристических нарядах а-ля «Звездные войны». Из фантазий киношников буквально на глазах рождается мода будущего.

читать полностью
Осень в нефтехимии

Осень в нефтехимии

На улице мокро и холодно – время осеннего гардероба, в котором с каждым годом все больше одежды, обуви и аксессуаров из полимеров. И если раньше резиновые сапоги и дождевики носили только грибники, то теперь их выбирают даже столичные модники.

читать полностью
Главное – устойчивость

Главное – устойчивость

Археолог Эрик Тринкаус из Университета Вашингтона в Сент-Луисе на основании анализа останков древних людей предположил, что первая обувь могла появиться около 30 тыс. лет назад. Были это простейшие сандалии – возможно, лишь кожаная подошва с ремешками. С тех пор, конечно, все сильно изменилось. Но подошва все еще одна из самых важных частей обуви, особенно зимой, когда под ногами снег и лед. «Нефтехимия РФ» разбиралась, как делают нескользкую подошву для теплых непромокающих сапог.

читать полностью