Скальпель и кисть

Скальпель и кисть

Вы когда-нибудь задумывались, какой у математики вкус, цвет и запах? Хотели увидеть «внутреннюю кухню» самого большого эксперимента в истории? Узнать, что за люди стоят за великими изобретениями? Фестиваль актуального научного кино (ФАНК) открывает двери в науку для взрослых и детей.

Это самый настоящий эксперимент. Тут нет красной ковровой дорожки, наглых папарацци, восторженных фанатов, дотошных критиков и гламурных кинозвезд. Главные действующие лица ФАНК – ученые.

Впрочем, и от формата ­фестиваля традиционной документалистики этот киносмотр отличается изрядно. «Монотонные научные истории не ­цепляют, не вызывают отклика, эмоций, не заставляют задуматься. Фильмы ФАНК – это баланс науки и искусства. Их режиссеры знают, о чем говорят. Они погружены в тему, но не боятся интерпретировать события, показывать зрителю свое «я», – рассказывает программный директор фестиваля Ирина Белых.

Кинорежиссер Александр Згуриди, бывший директор студии «Центрнаучфильм», когда-то метко назвал это принципом скальпеля и кисти. В том смысле, что скальпелем автор препарирует тему, а кистью облекает ее в нужную форму. «Режиссер актуального научного кино – это переводчик с языка науки на язык искусства. Нас даже не сильно пугает возможная ненаучность. Ошибка заденет зрителя, подтолкнет его мысли. Нужно уметь рассказывать просто даже о самом сложном – это концепция ФАНК», – говорит Ирина Белых.

Все началось в 2011 году, когда в Политехническом музее Москвы впервые прошел фестиваль «360 градусов». Это и сейчас значимое событие в мире кинодокументалистики, а ФАНК в некотором роде его продолжение. Близкий, но все же немного другой. Он не привязан к конкретной площадке и путешествует по стране. Его программа может включать в себя помимо кинопоказов мастер-классы и лекции, презентации и выставки. Наконец, все это может трансформироваться с учетом того, что именно ждет зритель.

Нынешней осенью десятки кинотеатров, домов культуры и вузов по всей России превратились в киноплощадки ФАНК, открытые для всех желающих. Сначала идею поддержало Минобрнауки, а потом партнеры проекта из числа крупных российских компаний, в числе которых СИБУР, позаботились о том, чтобы показы фильмов были бесплатны. Эта инициатива постепенно переросла в масштабный цикл фестивалей: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Томск, Казань, Тюмень, Тобольск и многие другие города встречают актуальное научное кино.

Впереди новые мероприятия, новые зрители. «Нефтехимия РФ» предлагает обзор трех главных фильмов кинофестиваля.

«Страсти по частицам»

Трудности перевода
Название «Страсти по частицам» придумали организаторы ФАНК. В оригинале фильм называется Particle Fever, что в дословном переводе теряет смысл, поскольку скорее означает «Болезнь по частицам». Для бесспорного хита заглавие спорное, неспособное «зацепить» зрителя. «Это фильм про страсть. Про то, как люди верят, как они разочаровываются, как празднуют успех. Так мы воспринимаем этот фильм, и так мы решили донести его смысл до зрителей», – говорит программный директор фестиваля Ирина Белых.
«Не думал, что доживу до этого дня», – слова знаменитого британского физика, нобелевского лауреата Питера Хиггса – квинтэссенция всего фильма. Десятилетия теоретических изысканий, тысячи экспериментов вели к запуску Большого адронного коллайдера, который призван разгадать главную тайну мироздания.

Попытка обнаружить «частицу Бога», нащупать момент сотворения Вселенной – самый дорогой и спорный научный эксперимент в истории. В этом фильме он предстает перед зрителем как на ладони. Настоящий триллер, хотя и без свойственных этому жанру острых поворотов сюжета. Напряжение и интригу создают скорее не действия, а мысли и эмоции героев. Шесть видеодневников, шесть историй, пронизанных общей идеей: «Сейчас или никогда».

Режиссер фильма Марк Левинсон, сам в прошлом физик, выхватывает моменты, которые обычно в подобных случаях остаются за ­кадром. Он дает зрителю уникальную возможность заглянуть «за кулисы» эксперимента. И все это в «декорациях» выглядящего местами инопланетным чудом оборудования Европейской организации по ядерным исследованиям. Монтировал материал Уолтер Мерч, получивший «Оскара» за фильм Фреда Циннеманна «Джулия» с Ванессой Редгрейв. Он работал с Френсисом Фордом Копполой в легендарном «Крестном отце» и Энтони Мингеллой в «Английском пациенте», но изменил художественному кино с научной документалистикой.

За любыми открытиями стоят люди. Картина не только показывает внутреннюю кухню величайшего эксперимента в истории, но и дает возможность познакомиться с учеными.

«Элис заботится»

У Элис кукольное личико маленькой девочки, прекрасные черные волосы, лучащиеся изумрудные глаза. Она не умеет злиться, не знает, что такое усталость. Часы напролет она может слушать, а если нужно, поддерживать разговор. Элис – робот. Она идеальный компаньон для пожилых людей.
Завязка сюжета отдаленно напоминает «Искусственный разум» Стивена Спилберга. Это рассказ о Дэвиде, мальчике-андроиде, запрограммированном на любовь. Но там ничем хорошим история не заканчивается. Подсознательный страх, что робот умеет не только любить, но и ненавидеть, приводит к закономерно трагическому финалу. Искусственный интеллект всегда пугал и притягивал человека, но «Элис заботится» – это не выдумка, а рассказ о реальном эксперименте. Голландский режиссер Сандер Бургер показывает трех одиноких пожилых женщин, у каждой из которых на время появляется необычный друг – девочка-робот.

Что еще посмотреть?

«Дистиллятор Кеймана: Давид против Галиафа»

Он придумал «Сигвэй» – самокат на гироскопах, но его амбиции простираются дальше. Фильм о последнем изобретении Дина Кеймена – ­очистительной системе, которая может уничтожить болезни.

«Создатель»
Третья промышленная революция уже идет. В попытке понять процесс, оценить масштаб его влияния на общество авторы фильма провели серию подробных интервью.

«Сахар»
Какой эффект оказывает сахар на наше здоровье? В каких продуктах он прячется? И что такое на самом деле «здоровая пища»? Обо всем этом в фильме-расследовании с поражающими выводами.

«Планета»
Удивительные съемки, нетронутые пейзажи и промзоны, космические кадры из архивов NASA, огни мегаполисов и темнота деревень. Философы и астронавты, писатели и поэты, экологи и буддистские монахи... Фильм о планете Земля.

«Принеси свет домой»
Маура и Роза, две необразованные женщины из маленькой деревни Республики Эль-Сальвадор, где нет электричества, отправляются в колледж Бэйрфут в Индию изучать производство солнечных батарей.

«Химия. Изменчивая история. Открытие элементов»
 Весь окружающий нас мир – это химия. Ведущие ученые готовы стать проводниками в удивительной вселенной открытий.
Элис – высочайшее достижение современной науки. Камеры, имитаторы, анализаторы звука и другая «начинка» делают ее почти неотличимой от настоящего человека. Но рассказ о технических достижениях в этой картине на самом деле фон. Главное – это отношения, которые, как это ни странно звучит, складываются между людьми и роботами. Автор фокусируется на эмоциях, старается показать малейшие изменения в настроениях героинь. На определенном этапе зритель сам втягивается в поиск ответа на вопрос о том, может ли робот стать частью нашего социума.

Первая реакция на предложение пообщаться с машиной – недоумение и обида, недоверие и страх. Пожилые героини фильма встречают Элис в штыки – ведь когда ты столь одинок, что можешь общаться только с машиной, это, конечно, трагедия. Однако в современном обществе это трагедия даже не одного, а сразу нескольких поколений. Так ли отличаются от этих бабушек, пытающихся ужиться с Элис, миллионы молодых людей, убивающих одиночество в Интернете?

Роботы уже сегодня входят в нашу жизнь. Но будет ли другом человеку искусственный разум? Обычно об этом говорят сухо, сложным техническим языком. Фильм об Элис – совсем другой вариант. Это новый взгляд на взаимодействие человека и машины.

«Чувственная математика»

Самая точная наука. Казалось бы, тут нет ни эмоций, ни страстей. Но почему-то именно ученые-математики часто становятся героями захватывающих кинолент. «Игры разума», «Умница Уилл Хантинг», «Энигма», «Тайное число», «Опасные знания» – список ярких работ можно продолжать долго. Все это экранные образы, далекие от действительности. А кто на самом деле эти люди, очарованные цифрами?

Екатерина Еременко, российский режиссер, открывает планету Математика для всех желающих. Подданные Царицы наук так же, как все люди, едят и спят, ходят на работу и по магазинам, гуляют, ездят в метро, но мир они видят по-своему. Профессор математики Берлинского технического университета Гюнтер Циглер не может пройти по полированному полу, изрисованному кругами. Случайно созданные уборщиком фигуры заставляют его задуматься о том, как заполнить пространство правильными трехмерными формами. Свою теорию Циглер пытается раскрыть с помощью самых простых вещей: шариков от пудры, кускового сахара, фигурок от конструктора. Это осязание – одно из пяти чувств человека. А математика, уверены герои фильма, раскрывает и другие чувства.

Лауреат высшей математической награды мира – Филдсовской премии, а по совместительству обладатель мишленовской звезды француз Седрик Виллани верит в связь науки с вкусовыми ощущениями. Его соотечественник Жан Мишель Бисмут в танцующих парах видит частицы в броуновском движении. Он считает математику музыкой мышления. А Ади Ранган, ассистент-профессор Института Куранта Нью-Йоркского университета, уверен в связи математики и обоняния. На языке чувств, на языке эмоций ученые рассказывают о своих работах, взглядах, теориях. Точная наука помогает им описать мир во всем богатстве красок, увидеть его проблемы через призму цифр и решить их, как и любую математическую задачу.

Новый адрес

Каждый год в проект ФАНК вливаются новые города, и этой осенью эстафету научного кино принял Тобольск, где фестиваль состоялся при поддержке СИБУРа. На родине Дмитрия Менделеева на достижения современных ученых пришли посмотреть тысячи горожан. Тобольчанам рассказали об истории открытия химических элементов, показали, как может измениться мир в результате новой промышленной революции, дали попробовать на вкус математику. Шедевры мировой кинодокументалистики, мастер-классы, лекции, интерактивные шоу – на фестивале было что посмотреть и над чем подумать.

Для молодых и талантливых ученых ФАНК стал ареной битвы умов. За 10 минут им нужно было презентовать зрителям свой новаторский проект. Вместо громоздких схем и сложных терминов – яркие и захватывающие по форме рассказы, напоминающие популярный юмористический жанр stand up. Победителей выбирали сами зрители – аплодисментами.
 
Не скучали и совсем юные физики и химики. Они смогли поучаствовать в самых настоящих научных экспериментах. Дети проверили свойства наноразмерных элементов, узнали, как из обычного кварца и полимеров делают кинетический песок и что такое 3D-рисунки.


Мария Хлопотина


почитать еще
Скотч для Марсианина

Скотч для Марсианина

32 школьные команды встретились в Москве, чтобы подумать о топливе для космического дирижабля, изобрести шины для лунохода и разобраться с прической королевы Амидалы из «Звездных войн». Все это задачи II Межрегионального химического турнира, который прошел на площадке МГУ им. М.В. Ломоносова при поддержке СИБУРа.

читать полностью
Рано не бывает

Рано не бывает

Ученые доказали, что дети в возрасте двух лет могут изучать такие сложные науки, как, например, химия или биология. Было бы желание у их родителей.

читать полностью
С чистыми намерениями

С чистыми намерениями

Выкидывая мусор, мало кто задумывается, что из него могли бы еще получиться интересные и даже красивые вещи. Ну, мусор и мусор, что с него взять? Участники конкурса «Чистое искусство», прошедшего при поддержке СИБУРа, смогли по-новому взглянуть на вопрос. Интересно, что творцами в данном случае стали не профессиональные художники, а обычные дети.

читать полностью