«Час химии в неделю — это очень мало»

«Час химии в неделю — это очень мало»

В конце ноября в Ханты-Мансийске прошла III Всероссийская конференция лучших учителей химии российских регионов «Кадровый резерв российской химии. Школьный этап». О будущем российской нефтехимии рассказывает главный редактор журнала «Химия и жизнь», создатель научных шоу Любовь Стрельникова.

Популярна ли на сегодняшний день химическая отрасль среди школьников? Они себя в ней видят?

Химическая отрасль для нынешних школьников – Terra Incognita. В подавляющем большинстве они имеют очень слабое представление о том, что это такое и в какой степени это их касается. Однажды я спросила студентов факультета журналистики 4 курса Международного университета в Москве: зачем нам нефть? Дальше бензина и керосина дело не пошло. То, что нефть и газ – пища для химической отрасли, благодаря которой у нас есть все, что обеспечивает комфорт, было просто открытием для обычных молодых людей. Пришлось на примере студента-добровольца демонстрировать, что все, что на нем надето, что лежит в его карманах и в его рюкзаке, включая сам рюкзак, – это результат превращения веществ в материалы на долгом пути от нефтепереработки до складов готовой продукции. Зато все убеждены, что от химии один вред. Из этих студентов вырастут журналисты и пиарщики. И можно только себе представить, что они будут писать о химической отрасли. Так что о популярности говорить не приходится, к сожалению.

А почему?

Причин много. Одна, и очень значимая, кроется в школьном образовании. Я сейчас не говорю о химических лицеях и профильных классах, я говорю об обычных классах, где химия пока еще остается в числе обязательных предметов, но в минимальном количестве. Час в неделю – это очень мало. Но и эту малость можно было бы использовать во славу химии, если подавать ее как важнейшую отрасль науки, технологий и человеческой деятельности, которая изменила и продолжает менять облик нашей цивилизации, менять в лучшую сторону. Откажись мы завтра от химических производств – и мир рухнет. Этот важный акцент, причем в позитивном звучании, должен пронизывать весь школьный курс химии для тех, кто не выберет ее своей будущей профессией, но должен усвоить и понять правильную картину мира. Ведь эти школьники вырастут и станут людьми, принимающими решения на самых разных уровнях. И очень важно, чтобы их представления о химии и химической отрасли были адекватны. Это означает, что школьный курс химии в объеме 1 час в неделю должен быть переписан. Меньше абстрактных формул – больше жизни и повседневности, примеров, современных технологий, которые без химии никуда. А между тем в Государственных стандартах, касающихся школьной химии, ни разу (!) не упоминается слово «технологии», зато слово «экология» присутствует неоднократно. Отсюда и ощущение, что химия рядом с экологией намекает на опасность первой.
Видимо, так и думают те, кто писал стандарты.

Как тогда заинтересовать школьников химией?

Лучшая мотивация к изучению того или иного предмета – деятельность, когда ребенок сам решает какую-то задачу – умозрительную или экспериментальную, а еще лучше – привязанную к повседневной жизни. Сегодня на уроках химии в школах почти не показывают экспериментов и не проводят практических работ. Понятно, почему: много запретов, нет оборудования и соответствующих веществ, а главное – нет на это времени на уроках, успеть бы впихнуть в детей тот материал, который предусмотрен Государственным стандартом, за этот жалкий час в неделю.

И тем не менее, есть ведь еще внеклассная работа, дополнительное образование. Школьные химические кружки сегодня – это то, что надо, во многих школах они начинают потихонечку возрождаться, и их надо поддерживать. Есть разные центры дополнительного образования, которые организовывают экспедиции школьников и летние лагеря, в которых школьники исследуют воду в реках и озерах, состав почв, учатся проводить разные эксперименты, чтобы докопаться до истины. И эта деятельность крайне важна. Есть школы, которые сотрудничают с вузами и промышленными компаниями и имеют возможность приводить своих школьников в научные лаборатории и лаборатории предприятий. Тоже чрезвычайно важная деятельность: обязательно кто-то из детей увидит здесь свое будущее. Химические шоу с участием школьников, спектакли, самодеятельные выставки «химических» работ школьников... Да здесь огромный пласт всяких возможностей. Было бы время, желание и ресурсы. Последнее особенно важно. И вот здесь химические компании могли бы оказать поддержку.

Что же касается нефтехимии, то я бы посоветовала компаниям объявить конкурс на самый яркий школьный урок химии о нефти. Это должно стать центральным и значимым событием во всем школьном курсе химии, поскольку нефть – основа химической индустрии. Лучшие уроки можно предложить всем школам без исключения. Кто-то возьмет их в работу. И так, потихоньку, ситуацию можно будет менять.

Как российский бизнес поддерживает школы и самих учителей?

Бизнес поддерживает отдельные школы и учителей химии в регионах своей работы. Если какая- то компания своими действиями и поддержкой демонстрирует, что ценит работу учителя, считает ее чрезвычайно важной, то это само по себе очень вдохновляющее обстоятельство. Форма такой целевой поддержки может быть самой разной: гранты учителям, оснащение школьной лаборатории, экскурсии на заводы компании, подписка на научно-популярный журнал «Химия и жизнь», выездные мастер-классы для учителей силами известных ученых, педагогов, популяризаторов науки, помощь с разного рода методическими материалами и материалами для урока.

Но это локальная деятельность. Трудно ожидать, что картина изменится в целом, если мы поддержим 20-30 учителей в разных регионах, хотя и это надо делать. Такая флуктуация слишком мала, чтобы повлиять на картину в целом. А влиять на нее необходимо. Это можно сделать, вкладывая постоянные усилия и ресурсы в создание позитивной химической среды, объединяющей много активных учителей химии разных поколений из разных регионов, преподавателей высшей школы, популяризаторов химии, промышленников. Эта среда, разрастаясь и усиливаясь, может стать тем решающим фактором, который вызовет системные изменения в образовании, в формировании положительного образа химии в обществе.

Мощный шаг к созданию такой среды сделала компания СИБУР, которая не только финансово поддержала, но и приняла самое активное участие в разработке содержания Третьей Всероссийской конференции учителей химии «Кадровый резерв российской химии. Школьный этап».

Она прошла с огромным успехом в начале ноября в Ханты-Мансийске. На конференцию приехали 120 активных учителей химии из 45 регионов. Это была настоящая школа мастерства, где каждый доклад, каждое выступление были ценным знанием, опытом, руководством к действию. Это был тот редкий случай, кода никто не хотел уходить из зала, когда не хватало блокнотов для записи, когда участники боялись пропустить хотя бы один доклад или мастер-класс и просили дать дополнительные мастер-классы после ужина. Я полагаю, что в создании продуктивной химической среды должны участвовать все крупные химические компании. Тогда можно будет сдвинуть ситуацию с мертвой точки. Потому что будущее химии, действительно, сегодня ходит в школу.


почитать еще
Скотч для Марсианина

Скотч для Марсианина

32 школьные команды встретились в Москве, чтобы подумать о топливе для космического дирижабля, изобрести шины для лунохода и разобраться с прической королевы Амидалы из «Звездных войн». Все это задачи II Межрегионального химического турнира, который прошел на площадке МГУ им. М.В. Ломоносова при поддержке СИБУРа.

читать полностью
Рано не бывает

Рано не бывает

Ученые доказали, что дети в возрасте двух лет могут изучать такие сложные науки, как, например, химия или биология. Было бы желание у их родителей.

читать полностью
С чистыми намерениями

С чистыми намерениями

Выкидывая мусор, мало кто задумывается, что из него могли бы еще получиться интересные и даже красивые вещи. Ну, мусор и мусор, что с него взять? Участники конкурса «Чистое искусство», прошедшего при поддержке СИБУРа, смогли по-новому взглянуть на вопрос. Интересно, что творцами в данном случае стали не профессиональные художники, а обычные дети.

читать полностью