Меняться будем?

Меняться будем?

Российская сеть городского ЖКХ одна из самых больших в мире. В сумме длина всех ее труб превышает 1,1 млн км – это почти втрое больше расстояния от Земли до Луны. Очевидной задачей в таких условиях является сокращение объемов ремонта. Однако полимерные трубы, чей нормативный срок службы составляет полвека, занимают незначительную долю рынка. «Нефтехимия РФ» попросила экспертов рассказать, какие барьеры стоят на пути их внедрения.

Ирина Генцлер,
директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города»

Если нет жестких нормативов, задающих требования по энергоэффективности к строящимся объектам, можно спокойно использовать устаревшие технологии. Почему у нас, например, разводки для холодного водоснабжения делают из стальных, а не пластиковых труб? Почему пластиковые трубы не используются для канализации? Действующая нормативная база не подталкивает подрядные организации к использованию современных материалов.

1,1
млн км составляет в сумме
длина труб городского
коммунального
комплекса России
Возможно, дело еще в том, что строители не знают, как применять полимерную продукцию. Ведь большинство из них обучались на примере других материалов. Если все понимают, как сшивать стальные трубы, то пластиковые – это другое оборудование, другие навыки у людей, осуществляющих сборку. Необходимо активнее пропагандировать новые технологии. Не только стимулировать коммунальщиков к покупке, но и объяснять преимущества полимеров. Мне кажется, не хватает информации об испытаниях на долговечность, потери, ремонтоспособность и т.д., где сравниваются традиционные материалы и современные. Специалисты должны понимать, что при использовании полимерной продукции они получат не только технические, но и экономические преимущества. Профессиональный потребитель должен ориентироваться на объективные характеристики.

Георгий Самбурский,
руководитель департамента водоснабжения Российской Ассоциации водоснабжения и водоотведения

Все-таки полимерные трубы не так давно появились на рынке. Появились соответствующие стандарты применения, и сейчас их охотно используют многие водоканалы как при прокладке новых сетей, так и при ремонте, потому что сечение железной трубы такое большое уже не нужно. Ведь решаются задачи по энергосбережению, снижается расход воды, ставятся приборы учета. Бывает, что внутрь железных труб протягивают полимерные, и таким образом осуществляется реновация.

А то, что не так активно они пока применяются, так тут дело еще и в ограничениях по температурно-климатическим условиям. Проще говоря, боятся многие, поскольку не понимают, как с пластиком обращаться, а технология сварки железных труб существует уже давно.

Андрей Демин,
замглавы компании «СМИТ-ГРУПП»

К основному препятствию относится наше общее отставание от развитых стран, где повсеместно происходит замена традиционных материалов на полимерные. При этом в ЖКХ проблема еще обостряется. Многие жилищно-коммунальные предприятия сегодня имеют низкую мотивацию в программах ресурсосбережения. Социальная направленность отрасли и значительная ветхость имеющейся инженерной инфраструктуры не привлекают частных инвесторов. Как следствие, финансирование ремонтов происходит главным образом из бюджета. А в этом случае основным, а зачастую и единственным критерием становится цена без анализа последствий.

Конкурсы организуются так, что цена – главный критерий 
Есть и законодательные ограничения. В Европе, к примеру, предизолированная труба – это металлическая труба с тепло­изолирующим слоем пенополиуретана и гидроизолирующим слоем полиэтилена. А наш ГОСТ с недавнего времени допускает отсутствие в предизолированной трубе гидроизолирующего слоя из полиэтилена. И это не единичный пример. В области правоприменительных ограничений, с одной стороны, Федеральная антимонопольная служба трактует требования ГОСТов как некую догму и не допускает в конкурсах предъявление к закупаемой продукции требований выше гостовских. С другой – зачастую уровень инженеров на предприятиях ЖКХ не позволяет им предъявлять к продукции требования в соответствии с передовыми достижениями. Ну и, как я уже говорил, конкурсные требования зачастую формируются так, что низкая цена продукции является единственным важным критерием. В результате всего этого высокотехнологичным компаниям, готовым даже в условиях невысокой экономической выгоды идти в ЖКХ, приходится конкурировать с теми, кто эксплуатирует старое оборудование, использует дешевую рабочую силу. И это все приводит к тому, что ЖКХ как отрасль в целом продолжает использовать отсталые технологии.

Дмитрий Таралов,
координатор общественного проекта «РосЖКХ»

В последние годы во многих странах Европы, например в Прибалтике, Польше, Германии, капитальный ремонт был ассоциирован с энергосбережением. И более того, программы в ряде случаев были направлены именно на энергосбережение, а не на сам по себе ремонт. Возможно, нам не хватает подобного стимула со стороны государства. Возможно, необходимо «насаждать» буквально на законодательном уровне применение полимерных труб. У нас, к сожалению, это чуть не единственный способ продвижения новых технологий. А в данном случае речь идет о технологиях, которые не только сберегают энергию, но и повышают качество услуг ЖКХ.

В ЖКХ недостаточно специалистов, способных оценить новые материалы
На самом деле у нас уже есть примеры эффективной реализации программ энергосбережения. Например, когда организации использую тепловизоры, чтобы понять, где уходит тепло. Однако в подав­ляющем большинстве случаев к энергосбережению относятся скептически и банально не понимают, что новые технологии намного эффективнее, нежели устаревший морально чугун.

Евгений Блех,
замдиректора Центра управления жилищно-коммунальным хозяйством РАНХиГС

Прежде всего необходимо посмотреть, что является сегодня конкурентом этого материала? Сколько что стоит? Если, к примеру, пластиковые трубы дешевле, почему тогда приобретаются другие, что дороже? Кому это выгодно? Это непростые вопросы, но нужно прояснить ответ на них. Кроме того, в качестве барьера на пути внедрения полимерной продукции можно рассматривать сам по себе ЖКХ. Что скрывать, это социальная сфера, которая всегда финансировалась по остаточному принципу. Так было, так есть и, скорее всего, будет. Но есть и другой аспект – мозги. В ЖКХ сегодня работает недостаточно квалифицированных специалистов, которые могут оценить значимость и перспективы новых разработок, материалов. Дело в мозгах и в деньгах. Но если есть мозги, то и деньги найдутся.

Дмитрий Кривошей,
директор НП содействия повышению качества ремонта многоквартирных домов в Московской области «Наш Дом»

Барьеров много. Самый главный – на уровне нормативной базы. Когда мы проводим капитальный ремонт, то у нас подразумевается «замена того же на то же». А если мы хотим поставить что-то новое, то это уже больше к реконструкции относится. Это становится сдерживающим фактором для руководителей предприятий ЖКХ и управляющих компаний, а также региональных чиновников. Можно было бы на законодательном уровне изначально закрепить понятия «капитальный ремонт» и «реконструкция». Всего лишь поставить слово «или» и прописать «либо такое же по качеству и энергосбережению, либо более эффективное». Так было бы проще руководителям более гибко подходить к капремонту. Второй важный момент – это взаимодействие с жителями. Люди сами должны дать понять, что не хотят вновь использовать чугун, хотят новые долговечные материалы.

Ремир Мукумов,
глава Российской ассоциации энергосервисных компаний

Ассортимент большой, знаний
недостаточно. Это разнообразие запутывает
потенциальных покупателей
Первый барьер – это металлургическое лобби, которое практически не дает продвигать полимерные трубы. Второй – это технология. Существует проблема стыка новых систем с действующими. По большому счету требуются дополнительные вложения средств и в саму технологию, и в обучение персонала. Третий, как ни странно, разнообразие этих труб. Ассортимент большой, знаний недостаточно. Это разнообразие запутывает потенциальных покупателей. И четвертый – не очень сильно развитое лобби у самих производителей полимерных труб.

Юрий Сушинов


почитать еще
Заграница  нам поможет?

Заграница нам поможет?

Несмотря на кризис в российской экономике, международные нефтехимические компании сохраняют интерес к отечественному рынку, а некоторые даже планируют развивать производство в нашей стране. Но что означает их приход – импорт в новой форме, то есть «отверточную сборку», как в автопроме, или нечто большее? «Нефтехимия РФ» узнала у экспертов, могут ли иностранцы дать новый импульс к развитию отрасли.

читать полностью
Вам не страшно?

Вам не страшно?

В наше время предметов роскоши практически не осталось – каждая домохозяйка желает недорого обуться в туфли от Louboutin. Желая удовлетворить спрос, мошенники подделывают все – от дорогой электроники до обыкновенной, казалось бы, пластмассы. «Нефтехимия РФ» спросила своих экспертов, приходилось ли им сталкиваться с некачественными пластиками и чем чревато такое знакомство.

читать полностью
Чем помочь?

Чем помочь?

В дискуссиях экономистов в последнее время часто звучит, что нефтехимия способна стать новым локомотивом роста. Дескать, хватит продавать углеводородное сырье за рубеж, пора бы научиться более глубоко его использовать самим. Однако что нужно делать для развития следующего звена цепочки – бизнеса российских переработчиков полимеров, остается за скобками. «Нефтехимия РФ» спросила у отраслевых экспертов, какие меры поддержки реально могут быть востребованы?

читать полностью